Шевчук Л.С. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Шевчук Л.С.

Донецкий национальный технический университет


Ввведение

  В современном мире умение общаться все чаще становится определяющим фактором успеха в учебе, карьере, бизнесе, политике.

  Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие.

  Ораторство — сильнейший рычаг культуры[1]. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

  Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
  Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
  Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами — этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.
  Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
  Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Актуально ораторства для современного бизнеса


  В современном бизнесе удача во многом определяется умением налаживать и поддерживать коммуникативные связи. Предприниматель осуществляет свои идеи через окружающих его людей, и чем выше статус руководителя, тем больше ему приходится общаться, выступать перед аудиторией на презентациях и серьезных форумах, мотивировать к работе подчиненных, обращаясь к ним на внутренних собраниях. И успех дела зависит в большей степени не от того, как он платит подчиненным и какие прибыли обещает партнерам, а от того, как он с ними общается.


  Навыки публичной коммуникации, умение говорить с целевой аудиторией приобретают все большее значение в деловой жизни. Причем не только для руководителей, но и для менеджеров среднего звена, которые все активнее участвуют в публичных мероприятиях компании. Бывало, пятнадцатиминутное выступление руководителя заметно повышало коммерческий успех предприятия и способствовало карьерному росту выступавшего.
  На Западе уже давно осознали необходимость развития коммуникативных навыков у топ-менеджеров и сотрудников компаний, поэтому западные бизнесмены выступают публично намного легче, непринужденнее, эффектнее и эффективнее, чем их российские коллеги. В развитых странах такие навыки прививают уже в школе, когда ребенок предстает перед аудиторией с докладами и рефератами, а иногда и экзамены проводят в форме публичного выступления.
  Конечно же, нельзя сводить удачу в делах только к этому, но нельзя отрицать, что умение общаться — одна из важнейших составляющих успеха. Если человек не протранслирует правильно, грамотно и эффективно свою мысль, может обнулиться предшествующий труд десятков его коллег.

Ораторство и профессия


  Парадокс состоит в том, что люди творческих профессий к примеру, адвокаты или работники пресс-служб не спешат совершенствовать навыки общения. Стремятся к этому сотрудники рекламных и PR-агентств, инвестиционных фондов, страховых компаний. Нередко приходят бухгалтеры и финансисты: они все чаще сталкиваются с необходимостью выступать публично.
  Как правило, тренинги заказывают компании для своих сотрудников. Это особенно актуально, когда от презентации продукции зависит объем ее реализации. К примеру, компания провела неудачную презентацию, но партнеры дали ей шанс осуществить повторную. Сотрудники прошли обучение, и вторая попытка оказалась успешной.
  Известны примеры неудачных внутренних презентаций, когда совет директоров не принимал определенный проект. После тренинга ораторского искусства для организаторов проект благополучно утверждали. Предложение то же самое, те же люди в совете директоров — результат прямо противоположный. Причина в качественной подготовке выступления.

Уровень ораторской подготовки у отечественных бизнесменов


  Уровень владения навыками публичной коммуникации у российских руководителей пока крайне низок. Причем от эффективности выступления зачастую зависит судьба компании - неудачное может перечеркнуть труд десятка ее сотрудников, блестящее — принести неоценимую пользу.


  К счастью, топ-менеджеры все больше осознают необходимость развития таких навыков, стремятся изменить ситуацию, обращаются к нам и в другие консалтинговые компании, сами ищут специальную литературу.

Ораторство и профессияСпикер-профессионал в США


  Пока это редкость. В США существует целая профессия -спикер-профессионал от имени любой компании, не будучи ее штатным сотрудником, проводит выступления на заданную тему — от лекции до деловой презентации с целью распространения продукта.
  На Западе успешно работают крупные консалтинговые компании, готовящие специалистов по проведению выступлений и презентаций, существуют профессиональные объединения ораторов мощные ассоциации спикеров в США, ряде европейских стран, Австралии. В США есть даже Молодежная ассоциация спикеров, Ассоциация спикеров-афроамериканцев и так далее.
  Надеюсь, такие движения когда-нибудь появятся и у нас. Пока со стороны привлекают крайне редко. В любом случае о зарождении новой в России профессии спикера можно будет говорить только тогда, когда будет достаточно специалистов-мастеров целевого воздействия на аудиторию.

Ораторское искусство и харизма


  Вряд ли реальна четкая граница между нимич. Все определения харизмы сводятся к способности человека увлекать своими идеями других. Если индивид может определенным, нужным ему образом воздействовать на аудиторию он, безусловно, обладает харизмой.

Разница между российской и зарубежной аудиторией и как ее учитывать при подготовке


  Характерная особенность российской деловой аудитории: слушатели часто стараются еще до начала выступления сказать первое слово, выбить выступающего из колеи, ослабить его позиции. Приглашенные могут указать ведущему на его ошибки при проведении подобных мероприятий ранее, на недостатки в работе его компании или продукции, которую она производит.
  Причина в том, что наши руководители все еще воспринимают почти любое публичное выступление, особенно презентацию, как некую схватку с выступающим и стараются по мере возможности деморализовать противника еще до начала боевых действий.
  Все это следует учитывать и быть готовым мягко парировать все предварительные словесные атаки и создать атмосферу конструктивного взаимодействия с аудиторией. При участии в публичных мероприятиях подобное поведение для западных бизнесменов не характерно: обычно сначала они внимательно выслушивают выступающего, а уже затем задают ему вопросы и дискутируют на тему выступления.
  При организации публичных выступлений перед иностранцами возникает другая серьезная проблема — необходимость говорить на чужом языке. В данном случае докладчик сталкивается с двойным стрессом, при этом эффективно использовать арсенал средств воздействия на аудиторию, как правило, не удается.

Курсы ораторики для деловых людей


  Сегодня в Москве и регионах существует много курсов и специализированных тренингов. К сожалению, большинство не содержит комплексного подхода к предмету: на одних основное внимание уделяется пластике, на других — артикуляции.
  В основном тренинговые компании набирают специалистов из числа преподавателей театральных вузов и преподавателей риторики гуманитарных учебных заведений, проводящих занятия исключительно ради подработки. Такие тренинги весьма узконаправленны и, на мой взгляд, недостаточно современны.
  Немало и откровенной профанации: двух- или трехдневные курсы ораторского мастерства реально не дают ничего. К сожалению, очень многие фирмы такая имитация обучения вполне удовлетворяет: создает видимость прогресса, профессионального роста сотрудников, которым выдают сертификаты мастеров-ораторов. Но за два дня человека невозможно чему-либо научить!
  В прикладной психологии существует правило 27 дней — именно через этот отрезок времени человек начинает ощущать результаты и готов к усвоению нового. В промежуточный период следует закреплять полученные навыки и знания.

Что же должен включать в себя комплексный курс ораторского мастерства?


  — постановку голоса,
  — артикуляцию,
  — пластику,
  — построение композиции выступления,
  — технику донесения информации до аудитории
  — жесткого поддержания контакта со слушателями.

Можно ли овладеть навыками подобного мастерства самостоятельно?


  Да, но есть ряд сложностей, как, к примеру, учиться играть на гитаре по самоучителю. Когда человек занимается самостоятельно, у него нет эталона, нет внешнего мотиватора. Невозможно объективно оценить результат, скорректировать недостатки.

Качества нужные , чтобы стать оратором


  Прежде всего необходимо быть экстравертом, не просто уметь общаться с аудиторией, но получать от этого энергетическую подпитку и удовольствие[2].
  Конечно, мастером может стать далеко не каждый, для этого нужна природная, генетическая предрасположенность. Однако развивать ораторские качества следует всем, вне зависимости от предрасположенности.

Ввведение

К чему стремиться и чего опасаться начинающему оратору
  Бояться следует прежде всего потери внимания аудитории, так как в этом случае любая предварительная подготовка и старания выступающего ни к чему не приведут. Кроме того, бойтесь возникновения конфронтации со слушателями — тогда выступление может стать контрпродуктивным.
  Часто начинающие ораторы идут выступать вслепую, ничего не зная о сидящих в зале людях: их возрасте, профессии, откуда они приехали, какая у них зарплата. Это тоже большая ошибка.

Как преодолеть страх?


  А стоит ли? Есть некий раздражитель — зал, предстоящее выступление. Раздражитель вызывает волнение, происходит выброс адреналина, что активизирует все процессы в организме, повышает тонус и в конечном счете позволяет выступать с большим блеском и эффективностью. Если же человек совсем не волнуется перед выступлением, оно, скорее всего, будет вялым и бесцветным.
  Правда, страх часто бывает избыточным, сковывает и не позволяет проявить себя. Чтобы снимать избыточный страх, нужна подготовка. Надо поработать с воображением. Оно часто помимо воли рисует страшные картины: как слушатели закидывают нас гнилыми помидорами, освистывают. Так подсознание предостерегает от возможной опасности. Закройте глаза и мысленно доведите картинки до абсурда представьте, что рядом с вами окончания выступления ожидает палач с отточенным топором, а слушатели по ходу речи кричат: -Казнить его! Казнить!?. Станет смешно — волнение уляжется.
  Прекрасно подходит прием — "Зайчики". Представьте, что выступать придется не перед людьми, а перед зайцами, белыми и пушистыми. Вроде бы весело, но, поверьте, действительно помогает. Есть и другие техники. Сделайте 20 медленных вдохов и выдохов. Разомните руки — гимнастика кистей рук снижает парализующий эффект и стимулирует речевой аппарат. Можно сбросить напряжение через физическую активность — помахать руками, походить быстрым шагом или побегать. Рекомендую также час или два перед выступлением делать все подчеркнуто неторопливо — очень успокаивает и нормализует темп речи к моменту выхода на публику. Категорически не советую употреблять перед выступлением седативные средства или алкоголь, много курить. Все это резко отрицательно скажется на качестве.

Список используемой литературы


  1. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен»,1998,48c.
  2. М. Р. Львов, «Риторика», Москва, 1995, 98c.