ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Бондалетова Виктория Александровна

Бондалетова Виктория Александровна

Факультет экологии и химической технологии

Кафедра химической технологии топлива

Специальность: Химическая технология топлива и углеродистых материалов

Тема выпускной работы:

Возможности оптимизации состава коксовых шихт на основе донецких углей

Научный руководитель: д.х.н., профессор Бутузова Людмила Федоровна


Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске

Бисероплетение - забытое искусство


ВВЕДЕНИЕ

Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса — низание — один из очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества.

Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира широкой популярностью пользуются украшения из бисера и стекляруса, пришедшие на смену примитивным украшениям из ракушек, камня, зубов и позвонков животных, шариков из глины и семян растений. Бисерное рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из глубин истории, передаваясь из поколения в поколение. Изделия, снизанные из мелких бус и бисера, известные еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Индии, Американского континента и островов Тихого океана (Океания), Европы и Азии. Это эфиопские чале, индийские мала и хар, кубинские кояр и гаргантыя, ангольские миссанга, болгарские, румынские и молдавские гарданы и згарды, украинские герданы и сылянки, словацкие нагрделники, русские гайтаны, цепочки и ожерелки, белорусские пляцёнки и горлячки, таджикские гулубанд и фарал, узбекские зебигардан, литовские каролинес и многие другие украшения. Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран [1].

Причиной выбора данной темы послужило то, что занимаясь бисероплетением с младших классов и по сегодняшний день, не могу быть равнодушной к этому виду искусства. В качестве иллюстраций к данному разделу приведены фотографии моих работ.


ИЗ ИСТОРИИ БИСЕРА

Изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Даже тогда, когда еще не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных. С развитием ремесел начинают попадаться металлические бусины.

И, наконец, около 4-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие. Существует легенда об этом важном для человечества событии. В ней рассказывается о том, что финикийские купцы, возвращаясь на корабле из Африки с грузом соды, заночевали на песчаном берегу. Для приготовления пищи и защиты от ночного холода им был необходим костер. Не найдя подходящих камней, они выложили очаг из привезенной с собой соды и разожгли большой костер. Поели и расположились вокруг него на ночной отдых. Утром, разгребая золу, они обнаружили в кострище слиток необыкновенного вещества. Оно было твердым, как камень, прозрачным, как вода, и горело огнем на солнце.

С этого времени началась история стеклоделия. У человечества появилась стеклянная посуда и, конечно, стеклянные бусы. Древнейшая бусинка была найдена при раскопках города Фивы. Шли века, совершенствовались технологии, бусинки становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появились маленькие бусинки, получившие название "бисер".

Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. В городе Александрии, основанном Александром Македонским в I веке до н. э., был изобретен новый способ изготовления бисера.

С I века н. э. бисер производят во многих европейских странах — в Италии, Греции, Германии. После распада Великой Римской империи (в IV веке н. э.) центром стеклоделия становится Византия. И, наконец, в X веке бисерное производство появляется в Венеции. С этого времени начинается подлинный расцвет стеклоделия. Маленькая бусинка завоевывает мир.

На протяжении многих веков Венеция была центром по производству бисера. Торговля этим хрупким товаром приносила большие доходы. Но стекольное производство было не очень безопасным. В мастерских часто вспыхивали пожары, ставшие настоящим бедствием для города. Поэтому в 1221 г. был издан указ, согласно которому мастерские по изготовлению стекла были вынесены из города на остров Мурано. На долгие годы этот остров стал единственным местом изготовления бисера в Европе.

В тот период Венеция снабжала бисером весь известный мир. Купцы развозили его по всем странам. Европейские путешественники обязательно брали его с собой. Аборигенам Африки, Америки, жителям многочисленных островов очень нравились эти стеклянные шарики. Они с удовольствием меняли их на золото. В странах Востока их меняли на пряности и шелка.

Большие доходы порождают большие страсти. Венецианская республика всевозможными способами оберегала тайны изготовления маленьких разноцветных шариков. Запрещалось вывозить сырье, чтобы нельзя было установить состав, необходимый для изготовления бисера. Но главными хранителями тайн оставались мастера. К ним применяли политику кнута и пряника: с одной стороны, им давали различные привилегии, а с другой — был издан указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. К мастерам, покинувшим страну и не желавшим вернуться, даже подсылались специальные убийцы.

Многие европейские страны старались разгадать секреты производства бисера, но долгое время им это не удавалось. В XVIII веке мастера Тюрингии изобрели способ изготовления легких дутых бус — прообраза современных елочных игрушек. А в Богемии научились делать стекло, превосходившее по блеску и твердости все ранее известные изделия. Особой популярностью оно пользовалось в конце XVII — начале XVIII веков. Чешские мастера выпускали граненый богемский бисер и покрывали его разноцветными эмалями.

Россия никогда не являлась центром по изготовлению бисера, однако этот яркий разноцветный материал получил в ней широкое распространение. Несмотря на свое древнее появление на Руси (уже в раскопах, относящихся к III-IV векам, найдены стеклянные бусы), бисер и стеклярус совсем недавно получили современные наименования. В русских толковых словарях ХV-ХVI веков слово "бисер" обозначало жемчуг. И только в XVII веке бисером стали называть мелкие разноцветные стеклянные бусинки. Название "стеклярус" появилось еще позднее, в XVIII веке. До этого времени его называли одекуй.

Изделия из стекла не только ввозились на территорию нашей страны. В Киеве мастерские по изготовлению стекла существовали уже в IX веке. Причем мелкие бусы, напоминающие по форме европейский бисер XVIII века, найдены были в слоях, относящихся к IХ-ХIII векам. С приходом татаро-монгольской орды развитие стеклоделия на Руси прерывается приблизительно до XVI века.

В начале XVII века в селе Духанино начал работать первый русский стекольный завод. С целью наладить производство бисера в Италию и Голландию был направлен "комиссариус" Иван Гебдон, чтобы нанять на царскую службу "добрых искусных людей", в том числе и мастеров "стеклянишного" дела. И в подмосковном селе Измайлово в 1668 году тоже начинает строиться стекольный завод. По окончании строительства в 1670 году в Москву прибывают венецианские мастера. Но, к сожалению, наладить производство бисера на этом заводе так и не удалось. Бисер продолжали ввозить в Россию из Европы.

Большой вклад в производство бисера внес великий русский ученый М.В. Ломоносов своими исследованиями в области теории цвета и многочисленными опытами по получению цветных стекол для мозаики. Великий ученый просил разрешения на строительство фабрики для "делания" изобретенных им "разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок, стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов". В своих докладах он приводил конкретные данные о ввозе бисера и стекляруса в страну, указав, что бисер и стеклярус "еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи". Только через Санкт-Петербургский порт в 1748 году было ввезено 472 пуда бисера и два пуда с небольшим стекляруса. А в 1752 году бисера было ввезено в четыре раза, а стекляруса — в четырнадцать раз больше.

В 1763 году около Петербурга, в селе Усть-Рудице, началось строительство фабрики. В 1755 году она выпустила первую продукцию. К сожалению, вскоре после смерти Ломоносова в 1766 году фабрика прекратила свое существование. За все время ее работы на ней было произведено около 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. До настоящего времени фабричным производством бисера в России больше не занимались, известны лишь ремесленные центры. Продукция этих центров продавалась на знаменитой Нижегородской ярмарке, причем о размахе производства можно судить по оценке готовой продукций — около 100 тысяч рублей. В 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.


РАЗВИТИЕ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ

История украшений неразрывно связана с историей культуры и развития человечества. Через украшения человек выражал свое понимание мира. Большой пласт культуры человечества связан с маленькими стеклянными бусинками. Народы, избежавшие влияния европейской цивилизации, хранят эти традиции до сих пор.

Нам трудно понять причины, заставлявшие коренных жителей Америки принимать от европейцев стеклянные бусинки и другие безделушки в обмен на золото. Чтобы осознать высокую ценность этих товаров для индейцев, необходимо рассматривать стеклянные бусинки в разрезе их культуры. Ценность предмета зависит от его восприятия. Европейцы видели в стеклянных бусинках просто капли разноцветного стекла, дешевый обменный товар. И напротив, бусинки были ценны и очень желанны для коренных американцев. Эта ценность определялась большим количеством социально-экономических, политических и религиозных факторов. Драгоценности использовались, чтобы показать связь человека со специфической группой. Бусинки утверждали соглашения и помогали сохранять устную традицию. Бусинки участвовали в церемониях танца, исцеления и жертвоприношения.

Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшалось все: ритуальные пояса, налобные повязки, колыбельки для детей, табакерки. На платье индианки уходило более шести килограммов бисера. По внешнему виду такого костюма, по особенностям орнамента можно было судить о месте жительства человека и его общественном статусе.

Изделия из бисера использовались и в качестве культовых предметов. Русские путешественники описывали, как перед принятием важных решений вожди индейцев перебирали в руках снизки бус.

Прошло время, и разноцветные стеклянные бусинки утратили свое первоначальное значение. Теперь эти изделия используются исключительно в качестве украшений.

На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился невысоко: им украшали свою одежду лишь незнатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений выполнялась из жемчуга, который в великом множестве добывался в реках. Жемчуг применяли при создании ожерелий, браслетов и поднизей, им расшивались части народной одежды.

И только с XVIII века начинается широкое использование бисера. Им расшивают оклады икон, украшают покровцы, его подвешивают в качестве кистей, создают из него различные украшения. Огромные вышивки используются вместо обивки стен (таков, например, стеклярусный кабинет Китайского дворца в г. Ораниенбауме, ныне г. Ломоносов).

Начиная с XIX века Россия испытывает настоящий бисерный бум. В это время создается огромное количество небольших украшений с бисером. Новая волна увлечения бисером на Западе находит много сторонников в нашей стране. Приемы работы с бисером осваивают представители самых разных слоев общества, в том числе состоятельные горожанки и даже знатные дамы.

Огромное количество различных изделий в этот период выходит из рук подневольных тружениц помещичьих мастерских и мастериц монастырей. Так, в одном из имений графа Тарановского стояла мебель, все сиденья у которой были покрыты вышивками из бисера.

Основным приемом работы в XVIII веке было саженье по бели, то есть нашивание нанизанного на нить бисера вдоль шнура из хлопчатобумажной или льняной нити, выложенного по узору, — прием, которым пользовались еще в древности для шитья жемчуга. Вместе с тем начинает вырабатываться новый способ вышивки, когда бусы нанизываются на нить и пришиваются другой нитью через небольшие промежутки (способ, очень похожий на традиционное русское золотое шитье). Такая техника, называемая шитьем вприкреп, применяется для создания панно и картин.

При изготовлении чехлов, оплетении шкатулок использовалась техника низания, причем бисер низали одним из двух способов: две нити проходили в отверстие бисеринки параллельно или навстречу друг другу.

С конца XVIII века способы работы с бисером расширяются. Рождаются новые техники вышивки бисерных узоров по канве. Появляются работы, выполненные в технике ткачества. Снова входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времен, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности благодаря этому долговечному материалу. В этот период изделия из бисера становятся более утилитарными: бисером расшиваются дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники и домашние тапочки.

Огромное количество поступающего на внутренний рынок России бисера делает его доступным сельскому населению. И бисер начинает появляться в предметах народного костюма. Его используют для украшения головных уборов, из него делают накладные воротники, изготавливают большое количество разнообразных шейных украшений. Повсеместное распространение получают ожерелья, выполненные в виде облегающей шею полоски вышитой ткани с прикрепленной к ней бисерной или стеклярусной сеткой. Из низанных цепочек делают нагрудные украшения. Бисером украшают пояса.

Самый большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце XIX — начале XX веков. С началом научно-технической революции, с появлением новых материалов и тканей интерес к нему несколько ослабел.

Но все новое когда-нибудь становится привычным, и нас снова начинает притягивать магия разноцветных капель. В последнее время повсеместно возрождаются старые школы бисероплетения. Мировая промышленность выпускает бисер и стеклярус различных размеров, придает ему самые замысловатые формы и бесчисленное количество цветовых оттенков [2].


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ

Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX — начале XX в: в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины.

Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами и позатыленями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей — тысяч неизвестных самобытных мастериц.

В местных названиях бисерных украшений нет четкого разграничения. Очень часто одинаковые по форме и назначению изделия имеют множество местных названий, которые возникли от способов изготовления, расположения украшения в костюме, орнаментальных мотивов.

Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, разметка и т. п.

Нагрудное украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера разной ширины и длины с концами, соединенными в медальон, называется гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского — плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане-шнурке носили нательный крест, гайтан-плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.

Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка. Круглые объемные шнуры — жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения — заручья и браслеты.

В Беларуси женские украшения из бисера в видр узкой узорной ленты, плотно прилегающей к шее, и закругленных воротников были известны в Гродненской и Гомельской губерниях. Их называли пляценка — от способа изготовления и гордячка — от места ношения на шее. В наши дни они популярны в селе Неглюбка Ветковского района Гомельской области.

Еще в XVII в. литовские мастерицы плели из бисера воротники и узкие полоски каролинес, которыми женщины украшали налобники шапочек и платки, а молодые девушки надевали их на голову. Такие украшения были распространены на юго-востоке Литвы.

Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и раковин каури были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Особенно красочны и разнообразны бисерные украшения мордовских женщин. Они украшали головные уборы вышивкой бусами и бисером, металлическими бляшками, сетками поднизей, налобников и позатыленей. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, комбоне и др. Интересными и красочными были поясные украшения пулай, пулагай, дополненные длинными нитками разноцветного бисера.

Искусство низания украшений из мелких бус и бисера сохранилось у местного населения Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов Средней Азии и Закавказья.

На Украине украшения из бисера герданы (от тюркского гардан, герден — шея) и сылянки (от украинского сылыты, сыляты — низать, нанизывать) наиболее популярны в западных областях республики — Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой и в отдельных районах Тернопольской и Хмельницкой. В отличие от русских украшений из крупного бисера украинские плели и низали из очень мелкого как непрозрачного, так и прозрачного бисера ярких цветов. Орнаменты бисерных украшений перекликались с узорами вышивок и тканых изделий [1].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие [1].

Мы снова можем наблюдать его использование ведущими кутюрье всего мира. Необычайного расцвета в последнее время достигло изготовление украшений из бисера. Очень модными вновь стали браслеты и кулоны из бисера, пояса и ремешки для часов. Сочетание бисера с другими техниками и новыми материалами дает фантастический по красоте результат, а сравнительно низкая стоимость делает это увлечение доступным каждому [2].


ПЕРЕЧЬ ССЫЛОК

  1. Забытое искусство (о бисере)
  2. Виноградова Е. Большая книга бисера - М.: "ОЛМА-ПРЕСС"; СПб.: "Валери СПД", 1999. - с. 3-8.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ССЫЛКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Аполозова Л.М. Бисероплетение - М.: "КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ", 1997.
  2. Бисер для изготовления украшений
  3. Бисероплетение
  4. История бисероплетения
  5. Бисер и бисероплетение


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске