Техника: истоки, эволюция понятия, современная трактовка


CОДЕРЖАНИЕ


Введение
1 Истоки понятия техника
2 Эволюция понятия
3 Стадии развития техники
Выводы
Перечень ссылок

ВВЕДЕНИЕ

Вечная гонка по кругу идей и новаций,
Изобретений, открытий, экспериментов
Откроет нам сущность движения, но не покоя.
О жизнь, растраченная в существовании...
О мудрость, утраченная в знании...
О знание, потерянное в информации...
Элиот Т.С.

     Научно-техническая революция поставила человечество перед лицом глобальных проблем. Было бы трагедией для мировой цивилизации продолжать дальнейшее спонтанное, непродуманное развитие техники. Как писал современный философ техники Л. Мемфорд в своей работе «Техника и природа человека»: «С помощью новых мегатехнологий человек создает единую, всеохватывающую структуру, предназначенную для автоматического функционирования. Человек из активно функционирующего животного, использующего орудия, становится пассивным, обслуживающим машину животным, собственные функции которого, если этот процесс развития техники продолжится без изменения, либо будут переданы машине, либо станут сильно ограниченными и регулируемыми в интересах деперсонализированных коллективных организаций». [1] Человек не готов к тому ускорению технологического "прогресса", которое он сам и стимулирует в тщетной попытке "решить" все проблемы "кнопочным" подходом. Постановка проблемы "человек – техника" затрагивает, по мнению автора, прежде всего проблемы свободы человека, его творчества, личности и духа.
    Во время развития робототехники, искусственного интеллекта, полной автоматизации производства актуальными являются вопросы: чем для человека является техника? Что она может дать человеку, и чего она лишает его?
    Цель данной работы: проследить эволюцию понятия техника, определить современное влияние техники на человечество.

ИСТОКИ ПОНЯТИЯ ТЕХНИКА


     Термин "техника" восходит к древнегреческому слову "techne"(от гр. искусство, мастерство, умение) которое, в свою очередь, происходит, по-видимому, от индоевропейского слова "tekp", означающего деревообработку или плотницкое дело. Предполагается, что именно от этого последнего слова было произведено известное уже Гомеру слово "tekton", которое первоначально использовалось для обозначения мастерства или искусства строителя и плотника, но затем стало употребляться в значении ремесла или искусства вообще.[2]
    Греческие мыслители пытались определить место techne среди других видов познания и человеческой деятельности. Аристотель рассматривал это понятие в трактате "Никомахова этика", обращая внимание на различие techne и других видов знания: empeireia (опытное знание) и episteme (знание теоретическое).
    Знание в широком смысле слова означает обращение к неведомому, ранее неизвестному. Techne представляет собой область знания, непосредственно связанную с человеческой деятельностью. Знание о том, что ранее не существовало и не может существовать само по себе, что возникает в результате человеческой деятельности, рождается сознанием человека, его трудом и служит его целям, относится к области технического знания. Само понятие «техне» в этом смысле означает искусство мастера в разнообразных сферах деятельности: земледелии и охоте, мореходстве и врачевании, театре и поэзии. [4]
    Тот факт, что слово "techne" впервые было употреблено в древнегреческой литературе, не свидетельствует о том, что сама техника возникла в Древней Греции. О технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.
     В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в своей книге "Возникновение технологии", опубликованной в конце XIX века, писал: "Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается, прежде всего, как необходимая принадлежность культа. ... Египтяне, например, не намного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для разжигания священного огня… Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами... Итак, вся техника этой эпохи, - заключает автор, - имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной".
     Техника давно привлекала внимание мыслителей. Понимая технику как искусство производить вещи воплощающее в себе человеческое знание и подражающее природе, Платон считал ее обязательной для строительства оборонительных стен, корабельных верфей, храмов и других сооружений. Особое внимание при этом он уделял тому, что техника должна быть основана на знании. "Мы нуждаемся в таком знании,- говорит в своих "Диалогах" Платон, - в котором сочеталось бы умение что-то делать и умение пользоваться сделанным... Ведь здесь искусство изготовления и искусство применения существуют порознь, хотя и относятся к одному и тому же предмету". [5]
    Уже Платон ясно говорит о том, что искусство (из контекста просматривается понятие "техника") возникает там, где мы нуждаемся, ибо природа нас не удовлетворяет. Сам факт неудовлетворенности следует рассматривать как проявление человеческого духа, а он, как позже скажет Гегель, есть способность человека возвыситься над природой. Аристотель понимал это так, что искусство (читаем "техника") есть некий причастный истинному суждению склад души, предполагающий творчество.
    Однако сам Архимед не считал себя техником или инженером в современном понимании этих слов. Он, наоборот, презрительно смотрел на то, что мы называли бы сегодня инженерным делом, как, впрочем, и на всякое другое практическое занятие, считая его грубым и недостойным свободных мужей. "Сам Архимед, - свидетельствует Плутарх, - считал сооружения машин занятием, не заслуживающим ни трудов, ни внимания; большинство их появилось на свет как бы попутно, в виде забав геометров…". Причина столь нелестного отношения к практической деятельности и ее негативной оценки заключается в том, что она, якобы, не имеет никакого отношения к мудрости и поиску истины, которые превыше всего ставились античными мыслителями. "… Из наук считается мудростью та, - подчеркивал Аристотель, - которая избирается ради нее самой и в целях познания, а не та, которая привлекает из-за ее последствий…". Дело в том, что только целью первой, а стало быть, теоретического знания, является истина, тогда как целью второй, т.е. деятельности практической, оказывается лишь дело.
    В античные времена технику понимали как небольшую область приложения творческой активности, связанная с созданием орудий труда. Резко противопоставляли теоретической деятельности деятельность практическую. Техническое знание и техническое действие было связано с религиозным действием и мифологическим миропониманием.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ


    В XVII в. в эпоху научных революций и перемен в производстве в странах Западной Европы латинское technica ars (искусство умелого производства) переходит во французский язык как термин technique, а затем и в немецкий как technic. Термин становится все более специальным. В новое время он означает совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к искусному производству всякого рода, но, прежде всего производству орудий труда и машин. Таким образом, с развитием техники значительно изменяется и само содержание этого понятия.[4]
     По-разному трактовалась техника в истории мысли. В марксистской традиции — как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, их вещный элемент. По Хайдеггеру, — это наша первооснова, корневое человеческое начало, способ самореализации человечества. По Эллюлю — это просто совокупность каких-либо механизмов, а более широко истолкованная процедура достижения цели.
     Германские авторы Ленк и Рополь выделили из литературы по философии техники (ФРГ — 60-70-е гг.) ряд «существенных элементов» техники: прикладное естествознание; комплекс элементов и средств; воля к власти и подчинению природы; «открытие» и «упорядочение» природы; реализация идей; создание искусственной среды и т.д.
     Небезынтересно истолкование техники в некоторых технологических построениях, связанных с ее сакрализацией или, напротив, десакрализацией. Так, германский теолог Р. Дворак еще в 40-е гг.XX в. уверял, что в наши дни техника есть неуклюжая попытка дьявола повторить акт ее божественного происхождения.
    Можно сказать, что термин "техника" с самого начала своего появления объединил в своем содержании два основных аспекта: а) орудия труда, все те инструменты или артефакты (искусственные создания человека), с помощью которых человек преобразовывает действительность, приводя ее в соответствие со своими постоянно растущими потребностями; б) совокупность навыков, умений, приемов, методов, операций и т.д., необходимых для приведения в действие орудий и успешного осуществления той или иной деятельности, направленной на достижение определенных целей и решения конкретных задач. Для обозначения второго из указанных аспектов нередко пользуются термином "технология". Правда, в англоязычной литературе этот последний термин употребляется для обозначения и выражения обоих упомянутых аспектов и поэтому является полным эквивалентом употребляемого в нашей литературе термина "техника". [2]
    Техника, несомненно, является важным фактором формирования самого человека, становления и развития человеческого общества. Ведь если попытаться выразить обобщенное отличие человека от животного, то следует сказать, что оно состоит в том, что человек живет в искусственной, созданной им же самим, отчасти при помощи техники, среде. Однако, создавая эту, так называемую, "вторую природу", т.е. свою культуру, человек, тем самым, творит самого себя.
    Именно из данной сущностной характеристики человека некоторые авторы предпочитают исходить при определении собственного содержания понятия "техника". Так, например, П.К.Энгельмейер трактовал технику как "умение целесообразно действовать на материю" или "искусство вызывать желательные явления", т.е. как объективизирующую деятельность, "которая воплощает некоторую идею, осуществляет некоторый замысел". Обобщая данные трактовки, он в итоге определяет технику как "реальное творчество". Следует сказать, что подобное определение техники является слишком расширительным и достаточно абстрактным, поскольку и наука, и искусство, и экономика, и идеология - словом, вся человеческая культура в целом представляет собой "реальное творчество".
     К расширительному трактованию техники может привести так называемый "инструментальный" подход к пониманию ее сущности. Так, например, К.Ясперс, рассматривая технику как средство, видел ее смысл и назначение не просто "в освобождении от власти природы", но и в достижении и непрерывном увеличении господства человека над ней. Следовательно, техника как умение или "способность делать и обладать" оказывается, согласно его точке зрения, господством "над природой посредством самой природы". Однако данная трактовка техники является настолько широкой, что, по сути дела, охватывает собой всю "вторую природу".
    Под влиянием О.Шпенглера М.Хайдеггер отказывается от простого инструментального понимания сущности техники, которая однозначно не есть нечто техническое, машинообразное. Он предпочел трактовать эту сущность как "вид раскрытия потаенного", как один из способов обнаружения тайны бытия, словом, как "вид истинствования".
    К расширительной интерпретации понятия техники можно также отнести и его определения, предлагаемые Э.Блохом и Х.Закссе. Согласно первому из них техническое творчество, как и все человеческое творчество в целом, следует рассматривать как осуществление "еще-не-ставшего" ("нового") и поэтому оно имеет своим основанием "латентность" материи, ее открытость в смысле "неисчерпаемости" ее источников. По мнению же второго, техника есть не что иное, как обходной путь движения к цели.
    Помимо расширительного трактования техники в литературе встречается и противоположная крайность - слишком узкая интерпретация этого понятия. Образцами подобной интерпретации могут служить следующие определения понятия "техника":
    - "техника - это производство избыточного";
    - "техника есть деятельность, направленная на пользу";
    - техника суть прикладная наука (или прикладное естествознание);
    - техника представляет собой "способ добывать что-либо, достигать, осуществлять";
    - техника - это "система искусственных органов общества".
     Недостаток всех приведенных трактовок техники (как расширительных, так и узких) заключается в том, что они недостаточно точно выражают содержание данного понятия. Поэтому можно сказать, что все эти трактовки являются абстрактными и отличаются, таким образом, односторонностью.
     Между предельно широкой и предельно узкой трактовками техники существует целый ряд "промежуточных" определений этого понятия, среди которых наиболее приемлемым следует признавать именно понимание техники как создание (в том числе, изобретение и проектирование) и использование орудий в самом широком значении слова. Такое понимание техники включает в ее содержание, на наш взгляд, следующие моменты: а) все технические средства; б) явное и неявное техническое знание, т.е. совокупность всех знаний, навыков, умений, способов (методов) и т.д., необходимых для создания, применения и развития указанных средств. Нет сомнений в том, что важнейшей и определяющей составляющей данного компонента техники на современном этапе ее развития выступают именно теоретические и прикладные технические науки; в) изобретательскую техническую деятельность; г) деятельность по проектированию и изготовлению технических средств и, наконец, д) деятельность по использованию этих средств. [2]

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ.


     Согласно Х.Ортега-и-Гассету техника прошла три этапа своего развития: техника случая, ремесленная техника и машинная техника. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

3.1 Техника случая

     Исторически первые средства или орудия труда случайно находились, а не сознательно изобретались. Следовательно, на самом раннем этапе своего существования первобытный человек еще не знал изготовления орудий в собственном смысле слова. Он тогда ограничивался лишь тем, что использовал случайные, преднаходимые естественные предметы в качестве средств для достижения своих целей. Так, например, пустая скорлупа служила ему, как отметил Л.Гейгер, первым заменяющим ладони сосудом, употребленным для питья.
    Отсюда можно заключить, что творческий потенциал первобытного дикаря проявился и реализовался скорее в применении его естественных органов (а соответственно, и естественных, еще не обтесанных предметов в качестве их прямого продолжения), нежели в создании и применении искусственных. В этом проявляется натуралистический взгляд на технику, как продолжение человеческих органов (органопроекция).
    При этом необходимо учесть здесь два важных, отмеченных еще Л.Нуаре, обстоятельства: "1) Примитивный инструмент служил для дополнения, воспособления и усиления физиологической деятельности, в которой он как бы бессознательно вовлекался. 2) Органическое преобразование, видоизменение, увеличение ловкости и силы производительного инструмента, т.е. человеческой руки, стало возможно лишь путем беспрестанного упражнения и медленного развития".[2]
    На исходном этапе существования техники человек еще не осознавал себя в качестве субъекта своей собственной деятельности, а, следовательно, и в качестве творца техники. И, в самом деле, дикарь, как известно, не выделяет себя из окружающей его действительности, он не противопоставляет себя природе, а, наоборот, его сознание как бы еще "слито" с миром.
    На первом историческом этапе существования техники, где в процессе изобретения нового орудия безраздельно господствовал случай, темпы ее развития были крайне низкими. Именно поэтому этап зарождения и становления техники был самым длительным и продолжался, по-видимому, сотнями тысячелетий.

3.2 Ремесленная техника

    На втором историческом этапе развития техники технические изделия становятся сравнительно многочисленными и намного разнообразнее, а технология их изготовления - достаточно сложной. Более серьезной подготовки и длительной выучки требует теперь занятие собственно ремеслом, т.е. изготовлением самих орудий и производством утвари и услуг.
    Следовательно, развитие техники шло по пути дифференциации и узкой специализации технической деятельности, которые привели к образованию отдельной социальной прослойки, специально занимающейся этой деятельностью - прослойки ремесленников. Ремесленник, как справедливо заметил Х.Ортега-и-Гассет, соединяет в себе и техника, и рабочего.
    Важнейшая особенность ремесла заключается в том, что при нем орудие труда еще выступает простым дополнением или придатком к человеку, который поэтому продолжает оставаться главным действующим лицом или "движущей силой" (К.Маркс) всего процесса.
    Отличие ремесла как формы технической деятельности состоит в том, что оно основывается не на науке, не на теоретическом расчете, а на традиционных знаниях, на передаваемых от поколения к поколению (от отца к сыну и т.д.) практических навыках и умениях. Изобретение или техническое открытие на протяжении всего второго исторического этапа существования и развития техники оставалось редким событием и носило, как правило, тот же случайный непреднамеренный характер. Оно, как и прежде, осуществлялось главным образом методом "проб и ошибок", что, несомненно, явилось одной из причин низких темпов технического прогресса на этапе ремесленной техники.

3.3 Машинная техника

    В основе машинной техники лежит инженерная деятельность, которая, как более развитая форма технической деятельности, ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание.
    Традиция резкого противопоставления теоретической деятельности деятельности практической, которая обозначилась в античную эпоху, оказалась настолько сильной и живучей, что отход от нее в научно-познавательном творчестве всерьез наметился только в эпохе Возрождения. Однако, несмотря на это, указанная традиция продолжала все же действовать в виде сохранившего свое значение вплоть до ХVII столетия противопоставления так называемых семи "механических искусств" ("artes mechanical) семи "свободным искусствам" ("artes lebirales"). Дело в том, что к "механическим искусствам" относили земледелие (agriculturia), охоту (venatio), мореходство (navigatio), ткацкое дело (textura), оружейное дело (armatoria), врачевание (medicina), театральное искусство (spectaculum), т.е. главным образом различные виды практической, технической деятельности, тогда как к "свободным искусствам" причисляли только так называемые "тривиум" (грамматику, диалектику и риторику, среди которых ведущее место принадлежит диалектике как искусству мышления, т.е. логике) и "квадривиум" (геометрию, арифметику, астрономию и музыку, среди которых определяющее место отводилось математике), которые, по сути дела, отождествлялись с науками, теоретическими знаниями и теоретической деятельностью вообще.[2]
     Переход мануфактуры к промышленному производству, который ознаменовался, как отмечал К.Маркс, превращением средства производства из орудия в машину, привел к широкому внедрению в производство и использованию в производственном процессе машинной техники. Это, в свою очередь, резко повысило спрос на инженерную деятельность, который уже не мог более удовлетвориться случайным образом. Время инженеров-самоучек проходит и появляется острая потребность в научно-методической, профессиональной подготовке инженеров. Начало подобной подготовки было положено французским математиком и инженером Гаспаром Монжем (1746-1818) в 1794 году основанием Парижской политехнической школы, тип обучения в которой, гармонически сочетавший в себе научно-теоретическую и технико-практическую подготовку слушателей, затем распространяется по всей Европе и в США. Именно через подобную форму обучения и начинается широкомасштабная подготовка профессиональных инженеров, деятельность которых, как отмечалось выше, явилась одним из основных условий функционирования и развития машинной техники.
     Итак, машинная техника, как более высокий этап в историческом развитии техники, не могла складываться иначе, чем на строго научной основе, на базе теоретического и прикладного естествознания. Другой существенный признак машинной техники, отличающий ее от техники ремесленной, состоит в том, что мускульная сила как движущее начало всего технического процесса заменяется какой-либо из сил природы (например, силой животного, ветра, воды, пара, электричества и т.д.). "В качестве машины средство труда приобретает такую материальную форму существования, - говорит К.Маркс, - которая обуславливает замену человеческой силы силами природы и эмпирических рутинных приемов - сознательным применением естествознания".
    Имевшая место в ремесленном производстве непосредственная связь человека с орудием разрывается, и отношения между ними при промышленном производстве становятся опосредованными природными силами. В результате собственно техническая функция и функция сугубо исполнительная, которые ранее соединял в себе и одновременно выполнял один и тот же человек (ремесленник), оказываются теперь разделенными.
     Ремесленник в лице рабочего отчуждается не только от своей технической функции, но и от своих орудий производства. Рабочий как носитель исполнительной функции при машинной технике впадает, таким образом, не только в функционально-техническую зависимость от инженера (техника), но (что более важно) и в трудовое рабство, в полную жизненную зависимость от капиталиста - владельца машин и других средств производства. Все это непременно приводит к трансформации рабочего из главного действующего начала технического процесса, каким он был в лице ремесленника, во второстепенное звено этого процесса, что, в частности, находит свое выражение в превращение его в прямое дополнение или простой придаток к машине.

3.4 Информационная техника

     Согласно Аль-Ани Н.М. мы вступили в четвертую стадию развития техники, которая носит название информационная техника.
     При информационной технике не только мускульная сила человека, но и его интеллектуальные способности заменяются природными силами, связями и процессами. Именно данное обстоятельство становится мощнейшим фактором дальнейшего ускоренного развития современной научно-технической революции.
     Информационная техника отличается более глубокой дифференциацией инженерной деятельности, в структуре которой достаточно отчетливо обозначаются границы между такими его элементами, как изобретение, проектирование и конструирование. Каждый из этих элементов превращается в относительно автономную сферу технической деятельности. Аспекты или функции проектирования, конструирования и даже собственно изобретательской деятельности "передоверяются" компьютерам, то есть их выполнение переходит от человека к машине. Участие и роль человека в непосредственном техническом процессе (и особенно, потребность в его исполнительных в данном процессе функциях) крайне минимизируются, что влечет за собой такие серьезные последствия, как:
     - крайне узкую специализацию занятого в технике и в производстве человека, а, следовательно, и его одностороннее интеллектуально-духовное развитие;
     - превращение этого человека в незначительную частицу машинного механизма, по отношению к которому он еще в большей степени чувствует себя простым придатком (винтиком) и, таким образом, сильнее ощущает свою рабскую зависимость от техники и свое отчуждение вообще;
     - существенное пополнение рядов безработных, что, несомненно, обостряет социальную ситуацию и заметно усиливает социальную напряженность и еще больше усугубляет отчуждение человеческой личности в современном обществе. [2]
    Вся информационная техника еще больше и острее выявляет негативные стороны научно-технического прогресса. Дело в том, что темпы развития техники на современном этапе ее существования настолько ускоряются, что направленность, а, стало быть, и последствия этого развития чаще всего становятся непредсказуемыми. В связи с этим современный научно-технический прогресс приобретает в целом угрожающий характер по отношению к человеку и вообще к существованию жизни на нашей планете. Дело здесь усугубляется еще и тем, что научно-техническое развитие в условиях свободного капиталистического предпринимательства фактически ничем, кроме рынка, не регулируется и, по большому счету, не контролируется. Поэтому можно определенно сказать, что при капиталистической системе хозяйствования на самом деле действует так называемый технологический императив, согласно которому допускается производство всего того, что технически возможно производить. И, пожалуй, единственно действенное ограничение, налагаемое данной системой на этот императив - это интересы бизнеса (рынка) и потребность капитала в развитии. И в самом деле, если здесь на тот или иной технический проект или техническую разработку появится рыночный спрос, если они выгодны бизнесу, то они непременно и, не взирая ни на что, тут же реализуются.
     В заключение следует заметить, что научно-технический прогресс на современном информационном этапе своего развертывания уже привел к серьезным, грозящими стать необратимыми, изменениям среды обитания человека (загрязнению среды, невосполнимому истощению природных ресурсов и т.д). Если человечество не возьмет под жесткий и всесторонний контроль и подчинить себе свое собственное творение - науку, технику и их дальнейшее развитие, то рано или поздно оно с неизбежностью будет обречено не просто на полное духовное и социальное вырождение, но и на прямое вымирание как биологический вид.

ВЫВОДЫ


    Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слова искусство, мастерство – обозначает саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие техника отражает определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменяется совокупностью приемов и методов, передаваемых от поколения к поколению. И, наконец, понятие “техника” переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства, и техникой называются различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.
     Количество определений техники велико, но можно выделить в них главное: все они варьируют то фундаментальное свойство техники, которое можно было бы назвать принципам преобразования. Иными словами, техника есть то, при помощи чего человек преобразует природу, самого себя, общество.
     Многие русские и западные мыслители видят в технике негативную сторону. Так Эрих Фромм в своей работе говорит: «Техника вдвое увеличила свободное время людей. И что же? "Мы не знаем, как использовать это недавно приобретенное свободное время: мы стараемся убить его и радуемся, когда заканчивается очередной день"» [3]

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК


1.     Л .Мэмфорд. ТЕХНИКА И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 225-239 текст статьи
2.      Аль-Ани Н.М. Техника и основные исторические этапы её развития. 2000 текст статьи
3.      Евсюков Н.А. Философия техники в исторической ретроспективе Вестник МГТУ, том 11, №4, 2008 г. стр.602-608
4.      Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
5.      В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. Философия науки и техники. Твердый переплет, 400 стр., 1999 г. Издательство: Гардарики
ДонНТУ|Портал магистров ДонНТУ|||назад в библиотеку