ДОКЛАД
ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ»
НА ТЕМУ: «Научное мировоззрение и философия (по статье В.И. Вернадского «О научном мировоззрении»)»

Бугаёв Руслан Андреевич
Украина, ДонНТУ, 2010


Вернуться назад


Введение

    Владимир Иванович Вернадский – один из очень немногих ученых, обращение к творческому наследию которых со временем возрастает. И чем больше проходит времени, чем дальше вперед продвигается наука, тем ярче раскрываются значение и глубина его идей не только в историческом аспекте, но и в поиске путей решения новых проблем.
    Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть взаимосвязь науки и философии с позиции В.И. Вернадского. Эту цель можно реализовать решая следующие задачи:
    1. Определить сущность научного мировоззрения в понимании В.И. Вернадского;
    2. Определить позицию В.И. Вернадского по отношению к взаимосвязи науки и философии;
    3. Отличие работы ученого от работы философа.

1 Научное мировоззрение в понимании В.И. Вернадского

    В.И. Вернадский одним из первых выделил историю науки как самостоятельную область знаний со своим предметом, методами и задачами, определил её как важнейшее связующее звено между естествознанием и философией. При этом основной задачей изучения истории науки он видел, прежде всего, углубление знаний о научном мировоззрении: «Меня интересует не одна прагматическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода развития науки, согласно новейшим данным… Меня завлекает мысль о возможности некоторых обобщений в этой области и о возможности глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными способами» - пишет он [1, c. 52].
    Эта мысль нашла свое отображение в статье В.И. Вернадского «О научном мировоззрении». Статья «О научном мировоззрении» Впервые была опубликована еще в 1902 году в журнале «Вопросы философии и психологи» №65, а потом несколько раз еще при жизни Вернадского переиздавалась в разных сборниках с очень небольшими исправлениями. Это первая философская работа В. И. Вернадского, важная по формулировке тех взглядов, которыми проникнуто его дальнейшее творчество. Он заявляет в ней о существовании реальной, независимой от нашего сознания действительности, преставление о которой является научным мировоззрением, меняющимся по мере открытия новых фактов, новых природных явлений.
    В.И. Вернадский определял научное мировоззрение так: «Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным, религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием. Научное мировоззрение не является синонимом истины точно так же, как не являются ею и интуитивное мировоззрение, религиозные и философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа». Обобщив слова В.И. Вернадского можно дать определение:
    Научное мировоззрение - это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом. Метод, лежащий в основе научного мировоззрения, является не только орудием получения знаний, но и средством их проверки. Принципиальной особенностью научного мировоззрения является то, что общие законы природы, как составная часть научного мировоззрения, являются общеобязательными для всех.

2 Позиция В.И. Вернадского по отношению к взаимосвязи науки и философии

     История философии и науки, особенно история их взаимодействия – важнейшие показатели теоретического освоения действительности. Глубокая связь философии и науки – это не только достояние истории, но и реальность настоящего, и неизбежность будущего.
    Однако до самого последнего времени философские аспекты творчества В.И.Вернадского анализу почти не подвергались. Ему посвящены лишь некоторые и довольно обширное предисловие к книге В.И.Вернадского «Философские мысли натуралиста». Анализируя труды В.И.Вернадского можно обнаружить существование глубокой внутренней творческой взаимосвязи науки и философии, приводящей его к новым философским выводам и обобщениям.
    В рамках проблемы взаимоотношения науки и философии писал, что наука никогда не развивалась и не могла развиваться без широких научных обобщений, а философия всегда откликалась, так или иначе, на новые достижения науки. С точки зрения В.И.Вернадского, научное мировоззрение является результатом не простого объективного наблюдения, а творческого осмысления внешней реальности, на которое оказывает влияние общий интеллектуальный климат данной эпохи.
    В.И. Вернадский в статье «О научном мировоззрении» пишет, что научное мировоззрение нельзя рассматривать как истину вообще или даже как максимум её раскрытия для отдельной эпохи, так как распространение научного мировоззрения может оказать даже отрицательное влияние на научную работу и творчество, поскольку закрепляет научные ошибки и придает достоверность отдельным научным положениям. Положения, на которых базируется научное мировоззрение, входят в него до тех пор, пока выведенные из них следствия совпадают с известной в данный момент времени областью явлений. Тем самым В.И. Вернадский подчеркивает, что научное мировоззрение нельзя рассматривать как нечто окончательно сформировавшееся: «Нельзя говорить об одном научном мировоззрении: исторический процесс заключается в его постоянном изменении» [2, с. 228].
    В своих работах Вернадский выделяет историю науки как самостоятельную область научного знания со своими задачами, методами, проблемами. Исходя из этого, можно сделать вывод, что история науки является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией и имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения.
    Таким образом, при изучении истории науки легко можно убедиться в том, что источники наиболее важных сторон научного мировоззрения возникли также и вне области научного мышления.

3 Отличие работы ученого от работы философа

    Наука и философия, по мнению Вернадскому, - разные способы постижения мира. Они различаются по составу и по строению содержащегося в них знания.
    Ученый должен быть в курсе творческой ищущей философской работы, но не должен забывать о её неполноте и недостаточной точности определения естественных тел в области, подлежащей её ведению. Он всегда должен вносить в выводы философа поправки, учитывая отличие реальных естественных тел, от понятий о них, с которыми работает философ.
    Ученый, логически анализируя понятие, отвечающее данному естественному телу, непрерывно возвращается к его предметному научному исследованию. Нередко в ходе исследовательской работы ученые возвращаются непосредственно к пересмотру свойств естественного тела мерой, весом, опытом, описанием и уточнением наблюдения.
    Развитие науки идет скачкообразно. Появляются новые понятия, теории, гипотезы. Тем самым наука даёт новый материал для философской мысли, будит эту мысль, расширяет её горизонты. Вернадский считал, что влияние на философскую мысль создаётся общей тенденцией научного творчества тем целям, какие ставит в данный момент себе научная мысль.
    В отличие от учёного, для философа в его работе главное значение в достижениях науки имеют схематические рационализированные, логические формы выражения действительности. Только благодаря философскому и математическому анализу они уточняются и углубляются, принимают новые формы и новую силу проникновения. Критическая работа философской мысли оказывает огромное влияние на научную мысль.
    Наука и философия, по мнению, В. Вернадского находятся в непрерывном теснейшем контакте, так как в известной части касаются одного и того же объекта исследования: «Философия всегда заключает зародыш, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работы человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки» [3, с. 104].
    На философскую мысль оказывают влияние не только новые научные факты и открытия. Ещё большее влияние создаётся общей тенденцией научного творчества. Это влияние, по мнению Вернадского, обусловлено тем, что «философия ставит себе задачи, далеко выходящие за пределы точного знания. Она должна иметь дело не только и не столько с реальным материалом научного знания, как с возможным и вероятным материалом, ибо только при этом условии она будет в значительной степени свободна от подчинения временному состоянию науки – может идти дальше и предугадывать ход дальнейшего развития мысли» [3, с.297]. В свою очередь философская мысль обязана считаться с современными научными данными, поскольку она может «потеряться в дебрях фантастической работы мысли, придёт к таким выводам в областях, доступных научной проверке, которые окажутся резко отличающимися от действительности» [3, с.297]
    В.И. Вернадский отмечает, что влияние науки на философскую мысль можно охарактеризовать как сдерживающее. В то же время, рассматривая эту сторону вопроса, он отмечает, что философская мысль не должна слепо следовать за научной тенденцией , так как она потеряет живой интерес для человеческого сознания. Решение данной дилеммы В.И. Вернадский видит в одновременном и единообразным по направлению изменении тенденций научного творчества и философского искания.
     Наука и философия имеют общую цель – постижение истины и выяснение характера взаимосвязи человека с миром. Расширяя границы познания, человек, находящийся в поиске, неизбежно приходит к основным философским вопросам , он столкнется с вопросами логики и психологии, с одной стороны, а с другой – с теорией познания, с философской критикой и огромнейшим пластом философских знаний и систем.

Вывод

    В данной работе была определена сущность научного мировоззрения в понимании В.И. Вернадского, определена его позиция по отношению к взаимосвязи науки и философии, определено отличие работы ученого от работы философа.
    В.И. Вернадский в своих работах показал важность, необходимость и полезность исторического подхода к изучению науки, научного мировоззрения. В процессе своей жизни он сумел собрать огромный фактический материал по этому вопросу, определить цели и задачи истории науки. Вернадский считал, что научное мировоззрение развивается в взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Научное мировоззрение обогащает религию, искусство, обыденное сознание — дает новые возможности глубже понять окружающий мир. Прекращение деятельности человека в области искусства, религии, философии или общественной жизни отразиться неблагоприятным образом на науке.
    На основании анализа материала изложенного в В.И. Вернадского «О научном мировоззрении» можно сделать вывод о сложной структуре научного мировоззрения как о системе знаний, опирающейся на проверенные принципы и законы, и имеющей взаимовыгодную связь с религией, искусством и философией.
    Из всего выше сказанного не остается никаких сомнений, что творческое наследие Владимира Ивановича Вернадского велико и разнообразно и поэтому его нередко и справедливо называют "Ломоносовым XX века".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вернадский В.И. Письма Н. Е. Вернадской. 1893 – 1900. – М., 1994. – 368с.
  2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, -1991. – 271с.
  3. Владимир Иванович Вернадский. / Материалы к биографии. Изд. Молодая гвардия – М. 1988.