ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ, Домашева Марина Сергеевна

Домашева Марина Сергеевна


Об авторе | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске




       Изначально витражи применялись лишь для украшения оконных проемов - технология изготовления не оставляла другого выбора. Первые витражные картины изготавливались из кусочков стекла очень трудоемким способом - вырезанные по лекалу цветные стекла соединялись свинцовыми полосками, которые расплющивались и спаивались специальным припоем, образуя причудливые узоры. Очевидно, что такие витражи можно было применять лишь в достаточно больших проемах - некоторая грубоватость, вызванная особенностями технологии, не оставляла выбора. Зато с расстояния такие витражи смотрелись просто замечательно - знаменитые окна-медальоны готических соборов изготавливались именно по такой технологии. При этом зачастую витражи были огромных размеров - окна площадью в десятки квадратных метров были обыденным явлениям. Страшно представить, сколько труда требовало их изготовление.
       Поворот в витражном искусстве от монументальных оконных композиций к изящным интерьерным решениям связан с именем Тиффани.
       Льюис Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany (1848-1933)) был пионером художественного течения, ныне известного как ар нуво (фр. art nouveau - новое искусство), или модерн. Названием движения стало имя парижской галереи "L'Art Nouveau", которой владел Зигфрид Бинг. В течение нескольких лет, с 1895 по 1904 год, он старался развивать и пропагандировать изобразительное и декоративное искусство, которое считал «глотком свежего воздуха», необходимым для современного человека.
       Старший сын Гарриет и Чарльза Льюиса Тиффани, Люис Комфорт родился в Нью-Йорке 18 февраля 1848 года. Его отец был основателем престижной компании «Тиффани и Ко», занимающейся изготовлением и продажей ювелирных украшений, часов и серебра. Юный Луис вырос в роскоши, окруженный красивыми и изысканными вещами. Тем не менее, к разочарованию отца, он не выказывал никакого интереса к семейному бизнесу. Более того - он заявил, что собирается посвятить себя искусству и поиску истинной красоты.
       Тиффани решил заняться той областью художественного ремесла, которая была куда менее развита, чем живопись, надеясь, что в новой специальности он сможет гораздо ярче проявить свои таланты. Долгое время вклад в американскую живопись Тиффани-художника оставался практически за кадром. Люди знали стеклодува и дизайнера Тиффани, и лишь сравнительно недавно его творческие заслуги были оценены в полной мере.
       В 1879 г. вместе с Самуэлем Колеманом и Кандансом Уиллером Льюис Тиффани основал фирму «Луис К. Тиффани и Ассошиэйтед Артистс» предлагающую широкий выбор дорогих высокохудожественных изделий для интерьеров домов – мебель, текстиль, стекло, разработку дизайна интерьеров. В 1882 году фирма Тиффани получила заказ на оформление интерьера белого Дома от Президента США Честера Артура. В течение 1880-1890 х годов Тиффани обставлял дома Вандербильтов, Осборнов, Тейлоров, Карнеги, Марка Твена и др.

       В 1883 году компания Тиффани разделилась, и Льюис полностью переключился на дизайн стекла. Его не удовлетворяла технология росписи по стеклу – по его мнению, это принижало природную красоту и возможности стекла.

      Успех Тиффани в первую очередь стал возможен благодаря широкому применению новой техники сборки витража. Раньше витражисты отдельные кусочки цветного стекла скрепляли свинцовым или иным Н- образными переплетами и пропаивали места стыков. Согласно новому способу сборки витража, который впоследствии получил название «техника Тиффани» (Tiffany), каждый вырезанный кусочек стекла сначала по всему периметру торца оборачивался тонкой медной лентой. Ширина ленты немного превышала ширину стекла, и края ленты загибались на плоскость стекла. Выложенные, согласно эскизу, стекла, обернутые фольгой, спаивались оловом с двух сторон по местам загибов ленты. В результате получали стекла, скрепленные легким надежным оловянным каркасом. Новый способ позволил ширину протяжки свести к минимуму и придать неповторимую изящность витражам, в отличие от витражей с широкими свинцовыми переплетами. Новый способ позволял собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность. Кроме того, этот способ позволил собирать витражи не только в плоскости, но и объеме, чем Льюис Тиффани с большим успехом пользовался, создавая плафоны для ламп.
       Тиффани был не в восторге от современной технологии окраски готового стекла, так как считал, что такой метод не дает необходимой прозрачности. Он хотел, чтобы вместо этого само стекло передавало текстуру и цвет. Тиффани потратил много времени на то, чтобы найти способ повторить или даже превзойти успех средневековых стеклодувов. Вера в почти чудесные внутренние свойства стекла привела дизайнера к величайшему открытию - разработке нового вида стекла, который он назвал фавриль. Слово «favrile» по латыни означает «сделанный руками».
       Тиффани производил окна в промышленных масштабах, но отслеживал каждый вариант эскизов: сюжеты окон на мифологические, библейские, исторические темы, пейзажные известно несколько абстрактных сюжетов (в общей сложности было выпущено не менее 5000 окон). На 1905-1910 годы пришелся пик в производстве окон Тиффани. Но с началом первой мировой войны спрос на них значительно сократился. В 1920 году Льюис уходит от дел, но его компании по прежнему выпускают «окна Тиффани». Которые и по сей день остаются эталоном для современных мастеров, работающих с витражами в стиле Тиффани.

Полезные ссылки:
      Изготовление витражей [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.sdelaemsami.ru
      Статьи, книги и другие публикации по витражному искусству [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.vitroart.ru


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ | Об авторе | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске