Экспресс-метод определения износа узлов трения машин

Бутов Н.П., Ковальков С.В., Полуян С.А.


Источник: Бутов Н.П. Экспресс-метод определения износа узлов трения машин./ Н.П. Бутов,С.В. Ковальков,С.А. Полуян//г.Зерноград,2000г.—c.c.15-17


 

По оснащенности средствами диагностирования сельское хозяйство опередило многие другие отрасли. Но пока они используются неудовлетворительно, не обеспечивают решение возлагаемых на них задач. Это происходит из-за недостаточной приспособленности техники к диагностированию, квалификации специалистов, отделения от плановых работ по восстановлению работоспособности машин. Тем не менее, новые машины и методы диагностирования приходят во все большее соответствие, что способствует его распространению, росту эффективности.

Современное состояние приборостроения, электроники и вычислительной техники позволяют расширить возможности как самого диагностирования, так и прогнозирования на его основе. Сочетание этих возможностей обеспечивает надежную, производительную и экономичную работу машин.

Цель диагностирования - получение показателей, характеризующих работоспособность или исправность машины. Диагностические параметры позволяют определить техническое состояние их сборочных единиц, но не дают возможности оценить состояние в целом. Поэтому на практике надо использовать одновременно несколько методов и параметров или выбирать наиболее подходящие для конкретного случая.

В последнее время все больше выпускается диагностических приборов, использующих информацию от вибродатчиков, так называемые виброметры, которые устанавливают в определенных местах агрегата. Анализ шума и вибраций, возникающих при работе механизмов, дает возможность контролировать все подвижные сопряжения, в которых возникают ударные нагрузки. Этим методом можно проверять состояние кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

Диагностирование автотракторной техники на основе количественного и качественного состава отработавших газов двигателя позволяет дать оценку технического состояния только двигателя и системы питания. Например, используется такой параметр, как давление газов в картере двигателя, измеряемый пьезографом. Этот способ определения технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя основывается на измерении утечки газов из надпоршневого пространства. Чем больше газов в единицу времени прорывается в картер двигателя, тем выше в нем давление, так как их выходу в окружающую среду препятствует уплотнитель и система, соединяющая его с окружающей средой через фильтр вентиляции, который может осмоляться и засоряться.

Пока не удалось выявить количественную зависимость давления газов в картере от технического состояния двигателя, но для ориентировочной оценки технического состояния цилиндро-поршневой группы этот метод вполне пригоден.

Расход масла на угар в результате увеличенных зазоров в ее деталях - один из важных показателей износа двигателя, но и он имеет недостатки. Главное в том, что для определения угара масла требуется совершить пробег автомобиля не менее 50 км на эталонном участке дороги с определенной скоростью движения и нагрузкой, и на это требуется около трех часов. Методика измерения сгоревшего масла в двигателе с обеспечением нужной точности сложна и трудно осуществима в обычных условиях. Использование же данных об угаре масла по доливкам в картер за определенный период не даст конкретных данных об износе двигателя и может служить лишь как дополнительный параметр без количественного выражения степени износа цилиндро-поршневой группы.

Расход масла на угар зависит от скоростного и нагрузочного режимов двигателя, сорта, степени его разжижения топливом, состояния системы вентиляции картера, температуры и целого ряда других показателей, не связанных с его износом. Масло может вытекать через неплотности уплотнительных манжет и прокладок, а также при повышенном давлении газов в картере.

Состояние узлов трения во многом определяет ресурс работы механизма. Один из показателей их состояния - смазочный материал. В процессе эксплуатации в нем накапливаются продукты износа. Определяя количество продуктов износа и внешних загрязнителей, можно судить о состоянии таких узлов и системы очистки двигателя. Существующие методы анализа смазочных материалов спектрографами и фотометрическими приборами позволяют определить количественный и качественный состав продуктов износа. Они используются при стационарных условиях и требуют дополнительного оборудования, реактивов, затрат времени.

Для оперативного определения продуктов износа в масле применяются экспресс-методы. Существующие приборы, например ГОСНИТИ (ИЗЖ); позволяют определить только количество железа. Нами предлагается использовать для определения продуктов износа в узлах трения прибор МУМ-5.

Малогабаритный универсальный монохроматор фиксирует оптическую плотность анализируемых растворов и веществ в широком волновом диапазоне - от 30 нм до 1200 нм. Он работает от различных источников питания и предназначен для использования в полевых условиях.

Для определения концентрации железа, хрома, свинца, алюминия, меди, кремния в масле монохроматором построены графики зависимости оптической плотности от концентрации элементов на основе замера оптической плотности калибровочных растворов масла с известной концентрацией элементов, определенных на спектрографе МФС-5. В качестве растворителя для их приготовления использовалось отстоенное дизельное топливо, которое смешивалось с маслом до получения однородного раствора в следующих пропорциях: 98 ед. дизельного топлива +2 ед. масла, а также 96+4; 94+6; 92+8; 90+10; 88+12; 86+14; 84+16; 82+18; 80+20.

Определение оптической плотности (см. рисунок) приготовленных растворов проводилось на МУМ-5 по инструкции эксплуатации в кюветах 1 мл при определенной длине волны (железа - 710 нм, меди - 600 нм, хрома - 540 нм, алюминия - 530 нм, свинца - 520 нм, кремния - 325 нм).

 

Тарировочный график (17kb)

 

Порядок определения концентрации элементов в пробе масла следующий: пробу масла, взятую из картера двигателя или из других масляных систем в минимальном объеме 10мл, растворяем с дизельным топливом в следующем отношении: 90 единиц дизельного топлива + 10 единиц масла до получения однородного раствора; полученный раствор помещаем в кювету объемом 1 мл и производим замеры оптической плотности, по калибровочным графикам определяем концентрацию элементов в растворе, с последующим пересчетом на концентрацию элементов в анализируемом масле. Время на проведение анализа одной пробы масла составляет 20 минут, точность измерения 10 - 15%.