Голубов Н.В., . Горобец И. А., Скрынник И. В. Анализ ресурсов Internet, используемых при изучении технических дисциплин
Библиотека

АНАЛИЗ РЕСУРСОВ INTERNET, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Голубов Н.В., Горобец И. А., Скрынник И. В.
ДонНТУ, Донецк,Украина


Источник: В сборнике трудов «Практика и перспективы развития партнерства в сфере высшей школы»: Материалывосьмогонаучно-практическогосеминара. г. Донецк, 17-20 апреля 2007 г. В 3-хтомах. Т.2- Донецк, ДонНТУ, 2007 – 8 - 18 с.


      Технические дисциплины, изучаемые студентами специальности «Технология машиностроения», составляют порядка 70% учебной нагрузки при подготовке бакалавров и 95% при подготовке специалистов. Качество знаний полученных при изучении этих дисциплин определяет уровень индивидуальной культуры профессиональной деятельности выпускников высших технических учебных заведений. Степень осведомленности студентов о достижениях в науке и технике и усвоение ими полученной информации также во многом определяет уровень индивидуальной культуры.

      Система образования в своем развитии прошла несколько этапов [1]. Менторская школа, существовавшая примерно до XV века, основывалась на устном общении и использовании рукописных книг. Она характеризовалась наивысшей духовной близостью учителя и ученика, кастовой замкнутостью, низким уровнем сохранностью данных. За тысячелетия существования этой школы человечество накопило потенциал позволивший совершить переход к индустриальному обществу и новой форме учебного процесса, который условно можно назвать ремесленной школой. Появление книгопечатанья сделало информацию более доступной и позволило увеличить ее сохранность, что предопределило реализацию массового (без непосредственного контакта учителя и ученика) дистанционного образования. Это позволило удовлетворять все растущие потребности промышленности как по численности обучающихся, так и по содержанию образования, существенно уменьшить роль аудиторных занятий. Такое положение сохранялось до второй половины ХХ века, когда появление новых коммуникационных, и, в первую очередь компьютерных, технологий позволили выйти на качественно иной уровень распространения информации, в том числе и в образовании. Этот этап развития системы образования можно назвать открытой школой [1], в рамках которой образовательный процесс стремительно выходит за рамки конкретных учебных заведений. Становятся доступными огромные объемы информации, теряется корпоративность научных школ и учебных коллективов. В этих условиях становится жизненно важным наполнение информационных баз данных сети INTERNET учебно-методической и научно-технической информацией.

      Информационные ресурсы INTERNET полезные студентам, изучающим и технические дисциплины, можно условно разделить на четыре группы.

  1. Учебно-методическая литература, представленная в электронных библиотеках технических университетов и на сайтах преподавателей.
  2. Научно-техническая информация, представленная на сайтах предприятий изготовителей и фирм поставщиков оборудования, программных продуктов и технологической оснастки.
  3. Частные электронные библиотеки технической литературы.
  4. Электронные научно-технические журналы.

В настоящее время многие ВУЗЫ как альтернативу библиотекам печатных изданий, создают электронные полнотекстовые библиотеки учебно-методической литературы. Примером может служить электронная библиотека Тамбовского государственного технического университета (рис. 1).

      Информация представленная в библиотеке структурирована по тематике, годам издания и сделана доступной для всех студентов, без деления их на «своих» и «чужих». Представленная литература предназначена для изучения как общеобразовательных, так и профессионально-ориентированных дисциплин.

      Учебные материалы представленные в электронной библиотеке Ивановского государственного энергетического университета (рис. 2а) позволяют студентам в режиме on-lain изучать учебные дисциплины. Конспекты лекций структурированы по темам и снабжены гиперссылками (рис.26), позволяющими легко переходить от одной темы к другой.

      Электронные библиотеки технической литературы создаются и на отдельных кафедрах. Здесь нужно отметить огромную работу, проводимую на кафедре "Инструментальная техника и технологии" (МТ-2) Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана Зубковым Н.Н. Библиотека структурирована по тематике и содержит сотни ссылок на информационные ресурсы (рис. 3).

      В Харьковском национальном техническом университете «ХПИ» на кафедре «Интегрированных технологий машиностроения им. М.Ф. Семко» создана электронная библиотека (рис. 4), в которой представлены научные публикации преподавателей, что позволяет студентам увидеть области практического применения изучаемых ими дисциплин

     Работы по созданию сайтов с учебными материалами ведутся и отдельными преподавателями. Примером может служить сайт доцента кафедры «Технологии и оборудования автоматизированных производств» Вологодского государственного технического университета Григорьева Н.С. (рис.5), на котором представлен богатейший материал по автоматизации производственных процессов в машиностроении и гибким автоматизированным производствам.

      Огромная работа по созданию полнотекстовых электронных библиотек проводится также в Ульяновском и Новосибирском государственных технических университетах, Приазовском государственном техническом университете (г. Мариуполь) и других ВУЗах.

      В настоящее время сайты многих предприятия и организации содержат техническую и справочную информацию о выпускаемой или поставляемой продукции, программных продуктах, которая может использоваться при изучении технических дисциплин, выполнении курсовых и дипломных проектах. Это технические характеристики оборудования, каталоги технологической оснастки, библиотеки ГОСТов, бесплатное программное обеспечение (ПО), учебные курсы.

      Широкое распространение на промышленных предприятиях и в учебных заведениях получили программные продукты компании АСКОН. На сайте компании (рис. 6) пользователям предлагается бесплатное программное обеспечение как самой компании, так и пользователей, а также методические материалы полезные при обучении.

      Компания EdgeCАМ на сайте своего российского представительства (рис. 7) представляет цикл материалов по обучению работе с пакетом автоматизированного проектирования управляющих программ для станков с ЧПУ.

      Обучение по специальности «Технология машиностроения» предполагает ознакомление студентов с техническими параметрами и технологическими возможностями современного оборудования и технологической оснастки. К сожалению, в справочной литературе или приводятся характеристики устаревших станков, или крайне ограниченный объем информации. Актуальной является также информация о современных технологиях производства. На сайте компании SOLVER (рис. 8) приведены технические характеристики десятков наименований металлорежущего оборудования, каталогитехнологической оснастки, статьи посвящены результатам реализации проектов этой компании на различных предприятиях. Сайт компании БМАО (рис. 9) представляет структуру современных технологических процессов обработки типовых деталей

      Особо хочется отметить сайт компании SANDVIK Coromant, который кроме каталогов режущего и вспомогательного инструмента, руководства по металлообработке (рис. 10а) содержит справочник по режимам резания работающий в режиме on-lain (рис. 10б).

      Выполняя курсовые и дипломные проекты студенты сталкиваются с необходимостью использования большого объема справочной информации, например по физико-механическим характеристикам конструкционных материалов, сортаментам машиностроительных профилей, ГОСТам на технологическую оснастку. Эта информация также широко представлена в сети INTERNET. На сайте компании ООО «Инструментально-подшипниковый центр» (рис. 11) представлена обширная библиотека ГОСТов, каталог подшипников, технические паспорта.

      Большой наполненностью технической информации отличаются также сайты компания Оаііка АО (компоновки и технические характеристики металлорежущих станков), индустриальной группы «СтанкоМодернизация» (технические характеристики металлорежущих станков, каталоги технологической оснасти, видеоматериалы по обработке на металлорежущих станках) и др.

      Еще одним источником учебной и технической информации являются частные электронные библиотеки, которые создаются энтузиастами, работающими под лозунгом: «Информация должна быть доступна всем». В библиотеках представлены справочники, учебники и др. материалы. Как правило, формат этих документов «pdf» или «djvu» и представляют собой отсканированные варианты печатных изданий. Несмотря на то, что первоисточники были изданы 10-20 лет назад, они представляют несомненный интерес при изучении теоретических частей дисциплин и которые позволяют ликвидировать дефицит этой литературы в обычных библиотеках. На рис. 12 представлены примеры таких библиотек.

      Источником информации о последних достижениях в науке и технике всегда служили научно-технические журналы. Однако в последнее время высокая стоимость таких журналов существенно ограничивает возможности ознакомиться с материалами, публикуемыми на их страницах. Конечно, каждое уважающее себя издание создает свой сайт, но информация, размещенная на них в лучшем случае позволяет ознакомиться с содержанием номеров или отдельными статьями. Однако есть и исключения, например журналы «Инструмент» (рис. 13 а) и «Машиностроение и инженерное образование» (рис. 13 б). На сайтах этих изданий можно познакомиться с полными текстами статей, опубликованными на их страницах.

      У сожалению в рамках одной статьи невозможно показать все формы показа научно-технической и практической информации представленной с сети INTERNET, в частности форумы, on-lain справочники, архивы чертежей и другие источники доступа к образовательным ресурсам.

      Однако и приведенный материал убедительно показывает, что в настоящее время INTERNET содержит огромные, русскоязычные в частности, информационные ресурсы, которые позволяют расширить информированность и оперативность информированности преподавателей и студентов о последних достижениях в науке и технике, познакомить с методическими разработками преподавателей других ВУЗов, открывает доступ к учебной и справочной литературе используемых при обучении и изучении технических дисциплин в частности.

      Но необходимо отметить, приведены примеры электронных библиотек ВУЗов, являются скорее исключением, чем правилом. Обычно информация представляемая ими в сети представляет собой электронный каталог обычной библиотеки, а если электронная библиотека и существует, то она закрыта для стороннего использования. Кроме этого сдерживает использование современных информационных ресурсов слабая информированность преподавателей, невосприимчивость многих студентов и преподавателей к новым формам передачи информации, как литература воспринимаются только печатные издании. Преодолеть эти недостатки можно проводя на кафедрах постоянную работу по анализу и систематизации информационных ресурсов, результаты которой, например, в виде полезных ссылок, должны постоянно представляться на сайтах кафедр и быть доступной как для преподавателей, так и для студентов.

     Список литературы

  1. Васильев В.Н., Стафеев С.К. Компьютерные информационные технологии - основа образования XXI века. Компьютерные инструменты в образовании №1, 2002 г. с. 3-7.
Вверх