Парфенюк А.С.*, Веретельник С.П.*, Тасиц Д.И.*, Кутняшенко И.В.*, Власов Г.А.**,Кауфман С.И.**,Романенко Е.П.**, Скрипченко Н.П.**
* Донецкий национальный технический университет, ** ОАО "Авдеевский коксохимический завод"

Об организационно-финансовых аспектах переработки промышленных и бытовых отходов


      Рассмотрены актуальные вопросы создания в Украине условий для использования энерго-химического потенциала твердых углеродистых бытовых и промышленных отходов.
      Мировой экономический кризис, сопровождающийся ухудшением ситуации на рынке сырья, энергии, продуктов питания и критическим загрязнением окружающей среды, обострил необходимость эффективного решения проблемы твердых отходов. Это особенно актуально в индустриальных мегаполисах, где образуется огромное количество отходов различных видов. Эти отходы необходимо не только своевременно вывозить за пределы жилой зоны на полигоны, но и тщательно сортировать, а, главное, перерабатывать с наибольшей пользой при минимальном ущербе природе.
      Твердые бытовые (ТБО) и промышленные отходы (ТПО), как правило, представляют собой сложные смеси, поэтому обеспечить их промышленную переработку сложно и дорого. Простое сжигание отходов позволяет частично решить проблему их количества, но существенно ухудшает экологическую обстановку и приводит к потерям сырьевого и энергетического ресурса.
      Даже наиболее современные методы сжигания отходов вызывают вполне обоснованную критику и малопригодны в условиях Украины по следующим причинам:

      Особо следует отметить, что мусоросжигательные заводы (МСЗ) — главный источник выбросов в воздух диоксинов — опаснейших органических загрязнителей. Борьба против диоксиновой опасности привела к принятию новых, очень суровых норм, вследствие чего большинство европейских заводов сейчас ожидает закрытие или реконструкция.
      Поэтому возникает необходимость в кардинально новых технологических решениях вопроса.
      Для переработки отходов важно как организованы их сбор и складирование, при этом следует применять экологически безопасные технологии, экономически выгодные и желательно на предприятиях, генерирующих отходы.
      Среди таких методов можно выделить переработку ТБО в компост и термолизную переработку смесей промбытотходов методом ТЭРО, разработанную в Донецком национальном техническом университете.
      В силу сложившейся в Донбассе индустриальной инфраструктуры и концентрации коксохимической промышленности, можно успешно решить проблему твердых углеродистых промбытотходов, не привлекая дорогостоящие западные технологии и даже иностранные инвестиции. Это достижимо в результате промышленной реализации метода ТЭРО. Этот метод имеет неоспоримые преимущества по сравнению с другими известными технологиями, особенно, если учесть огромный в масштабах государства постоянно возрастающий ущерб, который имеет место из-за ухудшения экологической ситуации. Потери площадей и качества плодородных почв, водных ресурсов, ухудшения здоровья населения – все это должно расцениваться как финансовые потери государства.

      Кратко о сути метода ТЭРО. Метод включает следующие стадии:

      На государственном уровне Украина вполне может самостоятельно решить проблему переработки отходов, а при необходимости и привлечь иностранных и отечественных инвесторов. Для этого необходимо корректно и всесторонне оценивать сложившуюся ситуацию и правильно направить ресурсы на решение проблемы.
      Наблюдающийся сейчас в некоторых регионах Украины факт передачи частным предприятиям свалок и сферы переработки ТБО не является перспективным в решении проблемы. Для достижения должного прогресса ведущая роль должна принадлежать государству. Оно должно не только финансировать, но и осуществлять организацию, контроль и регулирование широкого спектра вопросов по данной проблеме и содействовать международному сотрудничеству. Назрело создание в Украине отходоперерабатывающей отрасли, как это имеет место в Германии, но при этом необходимо учитывать мотивацию групп инвесторов – государственных, негосударственных и зарубежных.
       Так мотивация для государственных структур (министерства, банки, экологические службы) – реальная экономическая выгода; предотвращение ухудшения ситуации с отходами; частичное решение социальных проблем; привлечение вторичных энергетических и сырьевых ресурсов и т.д. Мотивация негосударственных структур( частных отечественные и зарубежные инвесторы, финансовые группы, инвестиционные компании и фонды) – это ориентация на получение дохода, политический имидж, личностные морально-этические принципы, решение проблем сырья и энергии, проникновение в регион с другими целями, реализация собственных проектов, разработок и т.п. При всей условности возможных мотиваций инвестирование разработок и освоения индустриальных проектов по переработке промбытотходов представляется объективно весьма привлекательным. Но для инвесторов главное – насколько вероятно и значительно будет получение экономической выгоды. Правительство должно активно участвовать в глобальном управлении экологической ситуацией, нести ответственность за принятые решения и осуществлять защиту интересов разработчиков.
      Таким образом, в решении столь крупной и сложной проблемы, какой является переработка твердых промбытотходов в Украине, определяющую роль безусловно имеют госструктуры и госфинансирование, хотя и частные отечественные и зарубежные инвесторы при учете их интересов могут оказать весомую поддержку. Поэтому на данном этапе особенно актуальна разработка подробных бизнес-планов и ТЭО новых технологий, адаптированных к конкретным условиям Украины и в соответствии с международными требованиями.