УДК 621.87

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ МОСТОВОГО КРАНА,
РАБОТАЮЩЕГО В УСЛОВИЯХ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Д.А.Шевченко, Н.В.Водолазская


Источник: матеріали міжнародної науково-техничної конференції студентів, аспірантів та молодих вчених «Прогресивні напрямки розвитку машино-приладобудівних галузей і транспорту» / Севаст. нац. техн. ун-т. – Севастополь, 2010. – С.180 -182.


На предприятиях металлургического производства перемещаются огромные массы сырья, материалов, полуфабрикатов, полупродуктов и других материальных ценностей.

Мостовые краны, являются необходимой составляющей процесса непрерывного производства [1]. Операции по перемещению грузов и погрузочно – разгрузочные являться органической частью комплексного производственного процесса, успешность и ритмичность протекания которого зависят от своевременности и регулярности этих операций. Которые в свою очередь зависят от работоспособности машин, от надежности их узлов и деталей.

Конструкторы и изготовители часто не в полной мере учитывают особенности чрезвычайно жесткого режима эксплуатации мостовых кранов, что отражается на их надежности и приводит к непредвиденным срывам в обслуживании производства.

Выявлено, что механическое оборудование мостовых кранов, работающих в условиях агрессивных сред, имеет более высокое число отказов [1]. Это связано как с попаданием механических частиц пыли на трущиеся поверхности, так и с коррозионным разрушением от действия кислых газов и высокой влажности.

Результат анализа данных, полученных в результате проведенной экспертной оценки средних наработок узлов мостовых кранов, работающих в разных по агрессивности средах, приведен в таблице.

Таблица 1.Ресурсы узлов мостовых кранов, работающих в различных по степени агрессивности средах
Сборочная единица Уровень агрессивности
сильный средний слабый
Средняя наработка узла, ч Средняя наработка комплекта, ч Средняя наработка узла, ч Средняя наработка комплекта, ч Средняя наработка узла, ч Средняя наработка комплекта, ч
Редуктор РМ-400 7794,7 7900 8732,2 9180 9225,2 10900
Промежуточный вал 7754,0 8710,2 10002,5
Редуктор ВК-350 7994,0 8816,6 10311,5
Редуктор РМ-350 7895,3 9154,7 10185,8
Трансмиссионные валы 8066,3 9167,2 10940,0
Грузовой барабан 8020,0 8979,5 10344,8
Ходовое колесо 7838,3 8816,6 10111,0
Тормоз ТКГТ-300 4106,0 4320 4639,7 4260 5297,2 4800
Уравнительный блок 3688,0 4222,1 5009,1
Тормоз ТКГ-160 4310,0 4769,3 5856,7
Тормоз ТКГ-100 4023,7 4390,8 5460,7
Крюковая подвеска 4049,3 4420,9 4790,9
Трансмиссионные валы 2005,0 1980 2529 2200 2372,6 2400
Зубчатая муфта 2054,0 2268,3 2431,8
Зубчатая муфта 2014,7 2306,5 2384,5
Зубчатая муфта 2043,0 2355,3 2417,2
Зубчатая муфта 1961,3 2137,1 2665,0
Зубчатая муфта 1992,0 2273,4 2705,7

Из таблицы видно, что наименьшее число наработок у зубчатой муфты. Это свидетельствует о том, что они наиболее подаются воздействию веществ, выделяемых при получении цветных металлов. Зубчатое сопряжение муфт является не достаточно надежным элементом – из-за сил трения возникающих при перекосе валов происходит быстрый износ зубьев, а агрессивная среда в несколько раз ускоряет этот процесс. Поэтому есть вполне целесообразным замена этих муфт, на более надежные и устойчивые к агрессивной среде.

В ходе анализа из многочисленного разнообразия муфт выбирали наиболее рациональные по конструкции и техническим параметрам для условий работы данного мостового крана. Главные критерии отбора - это габариты, материал муфты, величина максимального передаваемого крутящего момента и возможность выдерживать большие нагрузки.

Результатом анализа существующих конструкций муфт стал выбор упругой муфты с винтовыми пружинами. Эти муфты обладают следующими компенсирующими свойствами:

  1. угловое смещение валов до 2°;
  2. параллельное смещение до 1 % от наружного диаметра муфты;
  3. осевое смещение до 5% от наружного диаметра муфты;
  4. угол закручивания до 5°.

Обладая высокой эластичностью, муфты смягчают толчки и удары нагрузки, а также отличаются отсутствием свободного хода [2]. Это весьма важный показатель, так как муфта используется в механизме передвижения, от плавности работы которого зависит качество выполнения работ мостового крана.

В ходе расчета, с учетом заданных характеристик КМ 5, установлено, что упругие муфты с винтовыми пружинами способны передавать крутящий момент от выходного вала редуктора к ходовым колесам мостового крана Мкр=5191Н•м [3]. Максимальный крутящий момент, передаваемый муфтой входит в рамки допустимых (5191Н•м>1353Н•м ).

Использование данной муфты позволит в несколько раз увеличить долговечность и безотказность мостового крана в целом. Однако ее применение возможно лишь после устранения недостатков муфты, связанных с наличием сегментов из пластмасс. Хотя эти пластмассы и являются износостойкими, но в условиях данного производства это весьма ненадежный элемент, который в дальнейшем ходе работы планируется модифицировать.


Библиографический список

  1. Старостина Ж. А. Совершенствование организации технической эксплуатации мостовых кранов в условиях агрессивной среды // Автореферат диссертации /– Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2007. – 19 с.
  2. ПоляковВ.С. Справочник по муфтам / В.С. Поляков, И.Д. Барбаш, О.А. Ряховский. – Ленинград. Машиностроение.1979.- 343 с.
  3. Шевченко Д.А. Обоснование параметров муфты мостового крана, работающего в условиях агрессивной среды/Д.А. Шевченко, Н.В. Водолазская// Наукові праці Донец. держ. техн. ун-ту. Випуск 25 – Донецк. 2009