ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ

Библиотека

Э. КАПП И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Шинакова Е.С.
Донецкий национальный технический университет


Источник: не опубликована


Введение

        Философия техники – установившееся название одного из направле-ний современной философии, которое исследует наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также их место в человеческой культуре, в том числе – в современном обществе, отношения человека и техники, техники и природы, этические, эстетические, глобальные и другие проблемы современной техники и технологии.

        Первым, кто соединил в заглавии своей книги два ранее казавшиеся несовместимыми понятия «философия» и «техника» был немецкий философ Эрнст Капп (1877г.).

        Э. Капп — мыслитель, несколько необычный для классической не-мецкой философии, к тому же он мало известен как создатель термина «фи-лософия техники». Поэтому, для лучшего понимания вклада философа в развитие философии техники необходимо подробно ознакомится с этапами его жизни и становлением его философской мысли.

1. Детство и учеба

        Эрнст Капп родился 15 октября 1808 года в городе Людвигсштадте (Бавария). Его детство не было безоблачным и гладким. Эрнст был последним из двенадцати детей придворного служащего. Когда ему исполнилось 6 лет случилось горе: от болезней умерли оба его родителя и двое братьев. Мальчик попал под опеку своего старшего брата Фридриха, который в то время работал преподавателем в гимназии. Именно брат посоветовал Эрнсту заняться наукой.

        С 1824 по 1828 годы будущий философ учился в Боннском университете филологии на факультете классической филологии. По окончанию учебы он защитил диссертацию на тему ”Афинское государство”. Однако его интересы не ограничивались лишь античной классикой, в частности, он находился под сильным влиянием идей Георга Фридриха Гегеля (1770 — 1831) и Карла Риттера (1779 – 1859).

2. Преподавание в гимназии Миндена и философские взгляды Э. Каппа в этот период

        После окончания университета Капп переехал в Минден (Вестфалия) и стал преподавать в гимназии, где и работал его старший брат.

        Первая книга Э. Каппа «Leitfaden beim ersten Schulunterricht in der Geschichte und Geographie» («Учебник для начальной школы по истории и географии»,1833 г.) стала новаторской и много раз перепечатывалась.

        Взгляды Каппа того времени можно отнести к левым гегельянцем. Его основное научное исследование, двухтомное «Vergleichende allgemeine Erdkunde» («Общая и сравнительная география», 1845 г.) представляло собой попытку перевести динамичный идеализм Гегеля на прочный материалистический язык. Капп стремился построить свою материалистическую систему с помощью соотношения гегелевской философии с новой географической концепцией Риттера. «Общая и сравнительная география» Каппа представляла собой то, что мы сегодня могли бы назвать «экологической философией».

        С одной стороны, в этом труде обнаруживается цель автора просле-дить (как это было и в трудах Риттера) формирующее влияние географиче-ской среды (в частности рек и морей) на социальные и культурные структуры. Реки, внутренние моря и океаны влияют не только на экономику и культуру в целом, но также и на политические и военные формы организации общества. С другой стороны, это капповское применение гегелевской диалектики призывает к «колонизации» географической среды и ее преобразованию, как внутреннему, так и внешнему.

        Относительно телеграфа Капп писал, что в его наиболее совершенных формах он приведет к созданию «универсальной телеграфии», связывающей языки различных народов мира, знаковые системы, изобретения, что, в свою очередь, приведет к глобальному преобразованию Земли и к превращению ее в достойную человека среду обитания. Это, однако, возможно лишь в том случае, если внешняя “колонизация“ природной среды будет сопровождаться и дополняться внутренней “колонизацией“ человеческой среды. Как показал Ханс-Мартин Засс, капповская концепция “внутренней колонизации“ (innere Kolonisation), развитая им в его самом раннем произведении по философии техники, наиболее оригинальна.

3. Участие в политической жизни Миндена

        Во время пребывания в Миндене Капп стал участвовать в политиче-ских движениях. Он принадлежал к демократическим федералистам и, сле-довательно, был подозрителен с точки зрения правящего класса. Следствием этого стало столкновение с властями в конце 40-х годов.

        После выхода в 1849 году книги — «Der constituirte Despotismus und die constitutionelle Freiheit» («Узаконенный деспотизм и конституционные свободы», 1849 г.) начались судебные преследования по обвинению Эрнста Каппа в подстрекательстве к бунту, и он был вынужден покинуть Германию. Для эмиграции он избрал Америку.

4. Эмиграция. Формирование новой философской отрасли - философии техники

        Капп эмигрирует в Америку в поселения первых немецких колони-стов в центральном Техасе, где его интерес коренным образом смещается от «внутренней колонизании» к «колонизации внешней». Из его писем к другу мы узнаем, что он "заменил комфорт тяжким трудом и привычное для него перо непривычной лопатой" и попытался, будучи фермером и изобретателем, стать "свободным человеком на свободной Земле", как говорил Гете. Оставаясь фермером, он последующие два десятилетия ведет замкнутую жизнь, связанную лишь с сельскохозяйственными орудиями и машинами.

        Вместе с другой эмигрировавшей немецкой интеллигенцией Капп основал Lateinische Kolonie («Латинскую колонию»). Во время гражданской войны (1861 — 1865) они были на стороне аболиционистов. Эрнст Капп был президентом Bund freier Manner («Ассоциация свободных людей»), и поэтому вместе со своими соотечественниками переживал тяжелые времена, так как жил на юге США.

        В 1867 году после гражданской войны Капп с супругой вернулся в Германию, чтобы навестить свою семью. В пути Эрнст тяжело заболел, и врач посоветовал ему не рисковать и ехать обратно в Америку. Но он принимает решение остаться на родине и вернуться к научной деятельности. В результате Каппы обосновались в Дюссельдорфе (Северный Рейн — Вестфалия).

        В последний период своей жизни Капп пересматривает свою философию географии и, используя опыт, накопленный в Америке, формулирует свою философию техники, в которой орудия и оружие рассматриваются им как различные виды продолжения (проекции) человеческих органов.

        Анализируя жизненный путь Эрнста Каппа можно отметить тот значительный отпечаток, который наложил на его взгляды период пребывания в эмиграции. Для философа в душе смена мыслительного труда на физический, породила лишь новую почву для размышлений, результатом которых стала абсолютно новая в философии отрасль знаний – философия техники.

5. Эрнст Капп – основатель философии техники

        С именем Эрнста Каппа связывают рождение новой отрасли философской науки – философии техники. В 1877 году он написал труд «Основные черты философии техники», переизданный в ФРГ спустя столетие, и чаще всего отсчет ведется именно с этого времени.

        Эрнст Капп был первым, кто внес в заголовок своей работы словосочетание «философия техники».

        В центре его книги «Основные черты философии техники» лежит принцип «органопроекции»: человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.

        По Каппу, орудия и оружие являются продолжением (проекцией) человеческих органов. Первоначально эта идея не принадлежит Каппу, до него она высказывалась многими: от Аристотеля до Эмерсона; однако Капп впервые дал ей систематическую разработку.

        Итак, немецкий философ пишет о бессознательном воспроизведении человеком самого себя в орудиях. Бессознательным идеалом изобретения является человеческий орган, силу которого необходимо увеличить. Форма орудия исходит из формы соответствующего органа.

        Возникающее между орудиями и органами человека внутреннее от-ношение хотя и является скорее бессознательным открытием, чем сознательным изобретением, заключается в том, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И, если контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа.

        Следовательно, множество духовных творений тесно связано с функционированием руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки — чашей; в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно.

        Человек не только бессознательно воспроизводит свои органы, но и познает затем сам себя, исходя из этих искусственных созданий. До Каппа никто не применял такого рода теории к технике. Эта концепция – одна из первых в ряду версий технологической антропологии.

6. Суть основных идей Э. Каппа

        Основаниями его философии техники являются «антропологический критерий» и «принцип органопроекции».

        Формулируя свой антропологический критерий, Капп подчеркивает: каковы бы ни были предметы мышления то, что мысль находит в результате всех своих исканий, всегда есть человек. Поэтому содержанием науки в исследовательском процессе вообще является ничто иное, как возвращающийся к себе человек. Капп считает, что именно в словах древнегреческого мыслителя Протагора – «Человек есть мера всех вещей» – был впервые сформулирован антропологический критерий и сформировано ядро человеческого знания и деятельности. Именно благодаря тому, что человек мыслит себя в природе и из природы, а не над ней и вне ее, мышление человека становится согласованием его физиологической организации с космическими условиями.

        Осмысливая понятие внешнего мира человека, Капп замечает, что для него недостаточно слова «природа» в обычном понимании. К внешнему миру, окружающему человека, принадлежит также множество вещей, которые являются его созданием. Будучи искусственными произведениями, в отличие от естественных продуктов природы (природа доставляет для них материал), они образуют содержание мира культуры. Капп проводит четкое разграничение «естественного» и «искусственного»: то, что вне человека, состоит из созданий природы и созданий человека.

        Исходящий от человека внешний мир является, с точки зрения Каппа, реальным продолжением его организма, перенесением вовне, воплощением в материи, объективированием своих представлений, т.е. части самого себя, нечто от своего собственного «Я». Это – отображение вовне, как в зеркале, внутреннего мира человека. Но созданный человеком искусственный мир становится затем средством самопознания в акте обратного перенесения отображения из внешнего мира во внутренний. В том числе и таким способом человек познает процессы и законы своей бессознательной жизни.

        То есть, «механизм», бессознательно созданный по органическому образцу, сам служит для объяснения и понимания «организма». В этом и состоит суть принципа органической проекции Эрнста Каппа.

        Капп вкладывает в слова «механизм» и «организм» более общий смысл, чем это делается в прикладной механике и биологии. Он употребляет их скорее как синонимы «искусственного» и «естественного». Еще более общий смысл Капп вкладывает в понятие «орудие», различая в нем внешнюю цель его создания, то есть форму или даже оформление употребляемого для этой цели материала.

        Концепция органопроекции – первая попытка философского осмыс-ления генезиса техники и ее «антропных» (т.е. «человекосоразмерных») начал.

        Капп отмечает, что человек бессознательно делает свое тело масштабом для природы. Так возникла, например, десятичная система счисления (десять пальцев рук). Однако принцип органопроекции легко объясняет только возникновение первых простейших орудий. При его применении к сложным орудиям и машинам возникают проблемы.

        В качестве примера возьмем, вслед за Каппом, паровую машину. Форма ее как целого не имеет ничего общего с человеком, схожи лишь от-дельные органы. Но когда паровая машина начинает функционировать, например, в локомотиве, то сразу обнаруживается сходство ее общего целесообразного механического действия с органическим единством жизни: питание, изнашивание частей, выделение отбросов и продуктов сгорания, остановка всех функций и смерть, если, скажем, разрушена важная часть машины, сходны с жизненными процессами животного. Капп подчеркивает, что это уже не бессознательное воспроизведение органических форм, а проекция живого и действующего как организм существа.

        Далее Капп переходит от отдельных созданий техники к тем могучим культурным средствам, которые не укладываются в понятие аппаратов и имеют характер систем. Таковы, например, железные дороги и телеграф, покрывшие сетью весь земной шар. Первые, особенно при соединении рельсовых путей и пароходных линий в одно целое, являются отражением системы кровеносных сосудов в организме. Это коммуникационная артерия, по которой циркулируют продукты, необходимые для существования человечества. Второй естественно сравнить с нервной системой. Здесь, по мнению Каппа, органопроекция празднует свой триумф: сначала бессознательно совершающееся по органическому образцу построение, затем взаимное узнавание оригинала и отражения (по закону аналогии) и, наконец, подобно искре вспыхи-вающее сознание совпадения между органом и орудием вплоть до тождества.

        Косвенным подтверждением принципа органопроекции может быть развитие современной микроэлектроники, которая, перепробовав (бессознательно) всевозможные материалы, выбрала для интегральных схем в качестве наиболее оптимального материала кремний. Именно его еще раньше эволюция "выбрала" исходным материалом органических тел.

        Послойный синтез твердотельных интегральных структур, развитый в современной технологии производства микроэлектронных схем, также наиболее распространен в живой и неживой природе (например, рост кристаллов, годичный рост деревьев, образование кожи). Здесь "органопроекция" имеет тенденцию к отображению по крайней мере нижних уровней структуры биосинтеза. Причем технологические приемы послойного синтеза эффективно (и бессознательно) применялись в первобытных технологиях, начиная с неолита, например, при производстве украшений, в полиграфии, при изготовлении корабельной брони.

Вывод

        Эрнст Капп своими теориями и философскими взглядами фактически положил начало философии техники как науки. До сих пор не существует единого мнения относительно философских учений Эрнста Каппа. Многие из его идей развиты и продолжены такими известными естествоведами, как Р. Бойль, И. Ньютон, Э. Юр, или опровергнуты, например П.К.Энгельмайером. Но в любом случае нельзя отрицать тот огромный вклад, который внес Эрнст Капп в развитие и науки, и техники. Его идеи стали передовыми и новаторскими для его времени, заставили философов и ученых по новому взглянуть на мир и природу человека. Поэтому его имя всегда будет ассоциироваться с возникновением философии техники.

Библиографический список

  1. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. пособие/ Науч. ред. Ц. Г. Арзаканян. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 224 с.

  2. Эрнст Капп как основатель философии техники. [Электронный ресурс] - Режим доступа
    http://www.masters.donntu.ru/2009/fvti/khimka/library/ article4.html

  3. Основные подходы к осмыслению техники. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://philosophy.mitht.ru/vvedenie.htm


Библиотека

ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ