ДонНТУ·Портал магистров ДонНТУ·Факультет КИТА·Кафедра ГЭА

 

 

Планетарный редуктор и планетарная передача

 

Гузенков П.Г.

 


Источник:  Гузенков П.Г. Планетарный редуктор и планетарная передача [Электронный ресурс] / Гузенков П.Г. — Режим доступа к статье: http://gearmotor.ru/planetary-gear.htm

 

Планетарный редуктор имеет тип передачи, который относится к зубчатым передачам с непосредственным контактом тел вращения. Это передачи вращательного движения и служат для передачи энергии от двигателей к рабочим машинам, с преобразованием скоростей, сил и крутящих моментов.

Простейшая зубчатая передача Зубчатая передачасостоит из двух колес с зубьями, посредством которых они сцепляются между собой. Вращение ведущего зубчатого колеса преобразуется во вращение ведомого колеса путем нажатия зубьев первого на Зубья второго. Меньшее зубчатое колесо передачи называется шестерней, большее  —  колесом.

Планетарными называют зубчатые редукторы, содержащие зубчатые колеса с перемещающимися геометрическими осями. Эти зубчатые колеса, называемые планетарными или сателлитами, движутся подобно планетам Солнечной системы, от чего и получили свое наименование. Зубчатые колеса, с которыми сцепляются сателлиты, называются центральными. Оси сателлитов закрепляются в звене передачи, называемом водилом, которое, так же как и центральное колесо, вращается вокруг центральной, или основной, геометрической оси передачи.

Одно из центральных колес планетарной передачи установлено неподвижно. Ведущим (или ведомым) Cхема планетарной передачи валом передачи служит вал подвижного центрального колеса, а ведомым (или ведущим) — вал водила. Если в планетарной передаче сделать подвижным все зубчатые колеса и водило, то такая передача называется дифференциальной или дифференциалом. В дифференциале два основных звена ведущие (или ведомые), а третье — ведомое (или ведущее). На рисунке представлена схема наиболее распространенной простейшей планетарной передачи, в которой центральное колесо 1 — ведущее, водило Н — ведомое, три сателлита 2 вращаются вместе с водилом вокруг центральной оси передачи, центральное колесо 3 закреплено неподвижно.

Передаточное отношение планетарного редуктора определяют следующим образом. Допустим, что все звенья передачи (1, 2, 3 и H) жестко скреплены между собой. Сообщим этой жесткой системе переносное вращательное движение вокруг центральной оси с угловой скоростью wн, равной скорости водила wн, но обратной по знаку. При этом скорость относительного движения сцепляющихся зубчатых колес и соответственно передаточное отношение их не изменятся. При таком движении результирующая угловая скорость водила + wн  +  (–wн) = 0, т. е. водило окажется остановленным; результирующие относительные угловые скорости зубчатых колес 1 и 3 w'1 = w1 – wн и w'3 = w3 – wн. При wн = 0, т. е. при неподвижном водиле Н, планетарная передача превращается в простую зубчатую передачу, в которой геометрическ ие оси всех зубчатых колес неподвижны. Для этого редуктора передаточное отношение (сателлиты не учитываются, так как они являются паразитными колесами) i' = w'1/ w'3 = (w1 – wн)/(w3 – wн). Передаточное отношение i' cчитается положительным при одинаковых направлениях вращения обоих зубчатых колес и отрицательным при противоположных направлениях вращения. Для рассматриваемой передачи i' имеет отрицательное значение: i' = (w1 – wн)/(w3 – wн) = –(Z3)/(Z1), где Z1, Z3 — соответственно числа зубьев зубчатых колес 1 и 3. Так как колесо 3 закреплено неподвижно, то w3 = 0, а угловая скорость водила  wн = w1/[1+(Z3/Z1)]. Передаточное отношение данной планетарной передачи i = w1/wн, или в окончательном виде i = 1 + Z3/Z1.

Так же определяют передаточное отношение других видов планетарных передач и планетарных редукторов.

Для двухступенчатой планетарного редуктора, в которой каждая ступень представляет собой планетарную передачу по первой схеме, Схема двухступенчатой планетарной передачигде центральное колесо 1 — ведущее, водило Н2 — ведомое, центральные колеса 3 и 4 закреплены в корпусе, передаточное отношение  i = 1 + Z2Z3/Z1Z4.

Некоторые виды планетарных редукторов по сравнению с простой зубчатой передачей обладают достоинством &mdash возможностью получать большие передаточные отношения при небольшом числе зубчатых колес и небольших габаритах передачи. Однако при очень большом передаточном отношении работа планетарной передачи ухудшается и ее КПД получается низким.

Нагрузки со стороны каждого центрального колеса или водила воспринимаются одновременно несколькими (3...6) сателлитами. Вследствие этого размеры зубчатых колес планетарного редуктора по сравнению с простой передачей значительно меньше. Следовательно, основные достоинства планетарных редукторов &mdash большие передаточные отношения, компактность и малая масса. С помощью дифференциальных передач в машинах получается сложение или разложение движения, что используют, в частности, в автомобилях и металлорежущих станках. Однако планетарные передачи, по сравнению с обыкновенными, требуют повышенной точности изготовления и сложнее в сборке. Планетарные передачи и планетарные редукторы благодаря своим достоинствам нашли довольно широкое применение в станкостроении, транспортном машиностроении, приборостроении.