Назад в библиотеку

УДК 621.396

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ЗОН ОБСЛУЖИВАНИЯ БАЗОВЫМИ СТАНЦИЯМИ В СИСТЕМАХ ПОДВИЖНОЙ РАДИОСВЯЗИ

К.А. Спорышев, А.М. Ткачев, А.С. Постольный

Харьковский университет Воздушных Сил им. И. Кожедуба, Харьков

Проведен анализ подходов к оценке прогнозируемых зон обслуживания базовыми станциями в системах подвижной радиосвязи. Проведены расчеты зон обслуживания базовыми станциями на основе модели Окумуры-Хата, получены графики зависимости потерь в тракте распространения радиоволн от различных параметров для разных условий распространения.

Вступление

Постановка задачи.


Любая система в течение своего существования проходит несколько этапов своего развития. На каждом из этих этапов проводится ряд расчётно-аналитических работ по планированию системы, расширению, настройке и контроль качества её функционирования. В сотовых системах подвижной радиосвязи выделяют несколько этапов строительства [1]. Основными этапами планирования являются этап разработки частотного плана и расчёта пропускной способности и этап настройки системы. Данные этапы являются единственными, где проводится расчёт прогнозируемых зон обслуживания базовыми станциями (БС), интерференционный анализ и оценка распределения напряжённости поля.

В связи с раздельностью этих этапов, существует несколько различных методов анализа радиочастотного покрытия. На этапе планирования для предварительной оценки зон обслуживания используются различные модели распространения радиоволн, на основе которых разрабатываются мощные средства расчёта и прогнозирования радиочастотной обстановки. Но, как показывает практика [2], разработанные модели должны быть адаптированы под исследуемые районы (внесены корректирующие данные в затухание сигнала). Несмотря на мощность средств расчёта, все факторы, определяющие точность определения зон обслуживания, учесть невозможно. Следовательно, точность определения распределения напряженности поля от этого страдает.

Применение современных систем автоматизированного проектирования сетей подвижной радиосвязи не даёт удовлетворительных результатов. Это связанно с тем, что многие модели, заложенные в системы проектирования, являются эмпирическими или полуэмпирическими, следовательно, приближёнными моделями. Причём, невозможно в данные модели заложить всю информацию об исследуемом районе (плотность застройки, тип материалов застройки, высотную модель застройки). Если же последние факторы в какой-то степени являются детерминированными, то такие факторы, как погодные условия, движущиеся объекты, влияющие на распространения радиосигналов, случайны и не могут быть заложены в данные модели. Отсюда следует, что усовершенствование моделей, заложенных в системы проектирования зон обслуживания базовыми станциями в системах подвижной радиосвязи, является перспективным.

Основной материал

Существуют следующие подходы к оценке зон обслуживания базовыми станциями в системах подвижной радиосвязи и делятся на несколько различных групп, которые в той или иной степени применяются на различных этапах построения и обслуживания сетей подвижной радиосвязи:

1. Натурные измерения напряжённости поля. Данный подход основан на постоянном мониторинге распределения напряжённости поля посредством проведения натурных измерений напряжённости поля. Измерениям напряжённости поля посвящены работы [2,3].

В сетях подвижной связи широко применяются измерения зон охвата. Такие измерения, как правило, проводятся на этапе планирования, а также в ходе эксплуатации для анализа помех, при техническом обслуживании сети, при анализе её расширения и для уточнения зон охвата, в ходе проверки смоделированных с помощью компьютера зон радиоохвата.

Термин «измерение напряжённости поля» относится к трём основным категориям измерений [3]:

К началу