B библиотеку
Источник: Доклад, подготовленный в рамках курса «Ораторское искусство»


Техника публичного выступления


Буток Е.П.

Уверенность в себе при публичных выступлениях

Уверенность в себе — первое необходимое условие великих начинаний — Сэмюэл Джонсон. Для некоторых людей боязнь находиться в центре внимания (или страх перед аудиторией) занимает второе место после страха смерти. На одном из тренингов, проведенных Феликсом Кирсановым, женщина привела пример:

«Я ежегодно летом отдыхаю на юге. Как-то, года три или четыре назад, будучи в Крыму, купаясь в море, я нахлебалась воды и стала тонуть. На берегу были люди, очень много людей. Мне бы надо крикнуть и позвать их на помощь, но я как представила, что тут же окажусь в центре внимания, меня такой страх охватил, что я подумала: «лучше я сама попытаюсь выбраться без посторонней помощи», — и продолжала барахтаться дальше. Один мужчина случайно меня заметил и спас».

К счастью, все обошлось, а ведь могло плохо кончиться. И никто бы не узнал, по какой причине. И причина эта — страх быть в центре внимания.

Нетрудно предположить, что неуверенность со многими людьми сыграла злую шутку. В истории человечества была огромная масса случаев, когда кто-то куда-то «влип» — пострадал, сел в тюрьму, стал инвалидом, или даже лишился жизни, — потому что побоялся к кому-то обратиться, у кого-то что-то спросить или публично выступить. О большинстве таких случаев мы никогда не узнаем, потому что об этом обычно не говорят вслух. Неуверенность мешает нам жить. Мы тратим часть своей жизни на неинтересную работу, вместо того, чтобы заниматься любимым делом, получаем низкую зарплату, несколько лет занимаем рабочее место из которого давно выросли — во многом из-за неуверенности. Мы изматываем свою нервную систему на экзаменах, в судебных разбирательствах и на различных собеседованиях по этой же причине [2].

Неуверенность — это враг, который мешает нам добиваться наших целей. Это предатель, который в ответственные моменты нашей жизни нам не протягивает руку, а подставляет ногу. Не мешало бы с ним покончить раз и навсегда. Как же бороться со скованностью? Для этого необходимо последовательно выполнить два простых, как все гениальное, шага:

  1. шаг. Этого надо захотеть по-настоящему. Если очень захочешь — значит сможешь; если не смог — значит не очень хотел. Просто сказать себе: «я хочу стать уверенным в себе» и действительно захотеть этого — не одно и то же. Чтобы захотеть стать уверенным, для начала необходимо поверить, что, во-первых: уверенность в себе (собственно, как и неуверенность) — это качество не врожденное, а приобретенное; и во-вторых: избавиться от скованности не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Захотеть по-настоящему — значит быть готовым не в мечтах, а на деле приступить ко второму шагу.
  2. шаг. Для роста уверенности надо что-то делать.

Из комплекса практических рецептов избавления от неуверенности рассмотрим два одних из самых результативных:

а) Практика общения при публичных выступлениях. Это весьма простой и очень надежный рецепт. Такая практика ведет к появлению привычки быть спокойным, находясь в центре внимания. Если у вас есть возможность выступать публично на работе, в университете, или где-то еще, то вам повезло, потому что у многих людей такой возможности нет, и они вынуждены искать ее в другом месте. Если вам есть, что сказать — встаньте и говорите. Помните, что каждое ваше выступление даром не проходит. Практические действия, накапливаясь, ведут к приобретению опыта. После нескольких выступлений вы станете уверенней и начнете получать от них удовольствие, а не испытывать дискомфорт.

Для многих людей практики достаточно, чтобы избавиться от изматывающей их неуверенности. Но бывает, что одна лишь практика не помогает. Тогда вместе с практикой надо использовать второй рецепт.

б) Самовнушение (или самовоспитание). Это очень мощное средство для роста уверенности. Но при одном совсем маленьком, но необходимом условии: к нему надо отнестись серьезно и действительно верить в те позитивные идеи, которые вы сами себе собираетесь внушить. Именно тогда вы сами сможете формировать себя так, как вам того хочется. Да еще как! Именно самовоспитание позволило многим людям добиться выдающихся успехов и войти в историю. Этих людей принято называть великими.

«Самой сильной моей стороной, — говорил Наполеон, — является моя способность в большей степени, чем кто-либо другой, управлять своим настроением». В этих словах выражена суть метода самовнушения.

Для роста уверенности в себе при публичных выступлениях необходим комплекс рецептов:

1 рецепт — осознание следующих положительных установок («ЗНАЮ»):

  • волнение перед аудиторией — это не патология, а нормальное явление;
  • большинство людей боятся выступать публично (т.е., не я один такой);
  • страх перед аудиторией не имеет разумного основания (социофобия);
  • избавиться от страха перед аудиторией не так трудно, как кажется.

Все наши достижения начинаются в голове. Поэтому одно лишь одобрительное осознание этих установок способствует постепенному росту нашей уверенности в себе в дальнейшем.

2 рецепт — практика публичных выступлений («УМЕЮ») — это, без сомнения, самый надежный рецепт. Практиковаться стоит везде, где только возможно — на работе, в трамвае, на Арбате и т.д. Практический опыт накапливается — с каждым выступлением приобретаются новые навыки, и если тахикардия всё еще беспокоит, то надо просто упорно продолжать накапливать опыт — практиковаться и снова практиковаться, а также не забыть присовокупить к практическим выступлениям следующий рецепт:

3 рецепт — последующее после выступлений положительное самовнушение («ЗНАЮ»), типа: «меня никто не заставлял — я сам выступил, что говорит о моей достаточной решительности»; «получилось лучше, чем в прошлый раз — уже видел аудиторию, не то, что раньше, когда все слушатели были как в тумане»; «уже больше занимался делом и меньше думал о себе — налицо прогресс" и т.д., а не так, как обычно: «опозорился, больше я на публичные выступления не ходок» и т.д. (Позитивное взбадривание после речи, плюс предварительный положительный настрой до публичного выступления, плюс само выступление — вот вам и полноценный оборот колеса развития навыка уверенности в себе. Имейте в виду, что ваша уверенность в себе будет иметь значительно более крутую траекторию взлета, если практика ваших публичных выступлений будет сопровождаться сознательным положительным настроем до- и позитивным анализом после выступления).

4 рецепт — контроль признаков уверенности: веди себя уверенно — и почувствуешь себя уверенно (тут и «ЗНАЮ», и «УМЕЮ»). Когда стая голодных волков окружает лося, и если лось выказывает при этом признаки неуверенности — трясется и дёргается, а также испуганно моргает — то волки, понимая, что страх проглотил половину его сил, тут же смело нападают на него и разрывают на куски. Но если лось демонстрирует им целый набор признаков уверенности — стоит с гордо поднятой головой, смотрит решительно, и уверенно роет копытом землю, то волки — даже если в меру голодны — как правило, отступают, понимая, что такой будет драться в полный рост и, чего доброго, одну половину из них завалит, а другой придется выписывать костыли у доктора Айболита. В данном случае работает правило: твоя слабость — моя сила, моя слабость — твоя сила — колеблются чаши весов. Это правило всегда вступает в действие там, где ярко выражены элементы борьбы — переговоры, судебные разбирательства, дебаты, ответы на каверзные вопросы при публичных выступлениях и т.д. О нашей внутренней силе оппоненту говорят наши признаки уверенности, а о внутренней слабости — признаки неуверенности. Признаки уверенности всегда работают на нас, ибо это наши союзники;

5 рецепт — уверенность в своей манере выступать («ЗНАЮ»). Одна из причин волнения — сомнение: «а вдруг я говорю или делаю что-то не то или не так?». Сомнения — прочь! Уверенность в своей манере говорить обычно появляется в результате использования четырех предыдущих рецептов, а также в результате тренировки перед зеркалом, работы с магнитофоном, а лучше всего — с видеокамерой [2].


Проявляй уверенность и станешь уверенным

С точки зрения монистической концепции любое наше душевное переживание находит отражение в телесных движениях. Причем, наши внутренние состояния не являются причиной или следствием соответствующих им движений тела, а совпадают с ними.

Когда мы волнуемся, например, при публичном выступлении, то это переживание может выражаться в таких произвольных движениях тела, как: мускульные зажимы; лишние жесты, не зависящие от произносимых слов; бегающий взгляд, направленный не в глаза слушателей, а блуждающий по стенам, полу и потолку; тихий, дрожащий голос и т.д. А также в таких непроизвольных (рефлекторных) движениях, как: повышение содержания адреналина и других гормонов в крови, учащенное сердцебиение, изменение кровяного давления, покраснение лица, потоотделение, изменение диаметра зрачков и т.д.

Наше внутреннее состояния и соответствующее ему движения тела не могут существовать отдельно друг от друга, так как являются одним целым. Отсюда можно сделать важный вывод: управляя своими телесными движениями, мы сможем управлять соответствующими внутренними состояниями.

Конечно, управлять непроизвольными движениями сложно (попробуйте, например, усилием воли замедлить сердцебиение), но произвольные движения полностью подвластны сознательному контролю.

Поэтому еще один рецепт роста уверенности в себе звучит так: проявляйте признаки уверенности, ведите себя уверенно, и вы почувствуете уверенность. Сначала эти признаки надо будет контролировать сознательно, а потом они войдут в привычку и станут неотъемлемой частью вашей личности. Что это за признаки? Мы их подсознательно чувствуем, они все как на ладони. Речь воспринимается двумя органами чувств — зрением и слухом, поэтому одна часть признаков уверенности при публичных выступлениях — зрительные, а другая — слуховые.

Основные признаки уверенности при выступлениях:

  1. Зрительные
    • Осанка правильная;
    • Взгляд прямой (в глаза), фиксированный (задерживать в одной точке не менее 2 секунд, иначе он выглядит со стороны как бегающий);
    • Жесты свободные, синхронно со словами;
    • Отсутствие лишних мышечных зажимов.
  2. Слуховые
    • Голос достаточно громкий (на последний ряд слушателей), ровный. Если голос задрожал — прибавьте немного громкости, и дрожь, как правило, пропадает;
    • Тон голоса уверенный (от спокойного до любой эмоциональной окраски);
    • Без частых запинок, заикания, ненужных пауз. Если они появились — сбавьте темп, дайте себе время подумать, и они пропадут.

Эта маска уверенности легко запоминается. Если вы всегда будете помнить о ней и пользоваться ею при публичных выступлениях, беседах и любом другом виде общения, то вскоре обнаружите, что стали вместе с ней одним целым. Выступление должно начинаться не с того момента, когда вы открыли рот для произнесения первых слов, а с предварительного настроя на уверенное поведение.

Итак, еще раз: проявляйте признаки уверенности и вы почувствуете себя уверенно [3].

Элементы речи

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах. Цель любой нашей речи — повлиять на слушателя (убедить, информировать, развлечь и т.д.), причем, повлиять не так, как случайно получится, а именно так, как того хотим мы. Понятно, что речи могут быть более или менее влиятельными. В искусстве красноречия, как и в любом другом деле, есть свои правила. Если мы будем их соблюдать, то будем достигать своих речевых целей, а если игнорировать — то будем просто сотрясать воздух.

Объективно в речи практически любого человека есть вредные привычки, которые мешают ее воспринимать, снижают ее привлекательность и, как следствие, уровень влияния на слушателей.

Мы с вами понимаем, что живая речь, произнесенная по всем правилам, более привлекательна, чем та же самая речь, написанная на бумаге, потому что на бумаге можно отразить только слова и невозможно передать всю радугу элементов живой речи [3]. Основные элементы речи:

  1. Содержание (это самый важный элемент, которому подчинены все остальные; в содержании речи отражаются знания, в том числе словарный запас говорящего)
  2. Естественность (отсутствие скованности и наигранности; никогда не выйдет из моды)
    • уверенность в себе (забудь о себе, займись делом);
    • разговорный стиль произнесения (уместен при любом общении, т.к. легко воспринимается слушателями);
    • свободные движения (жесты, хождение, повороты головы);
  3. Понятность (один из самых приоритетных элементов, необходимый минимум в речи)
    • точное выражение мыслей;
    • достаточная громкость и четкая дикция;
    • темп от 100 до 150 слов в минуту, средний — 125;
    • построение не очень длинных предложений;
    • разъяснение специфических терминов, иностранных слов, аббревиатуры.

Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной, абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли. Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество — непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.

Важнейшая особенность публичной речи — тесный контакт (общение) со слушателями, желание поделиться с ними своими мыслями и соображениями. Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.

Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению. Упорство, настойчивость и терпение — вот что прежде всего необходимо начинающему оратору [2].

Литература:

  1. Вольфганг Ментцель. Риторика. Искусство говорить свободно и убедительно: Омега-Л, — 2007. 144 с.
  2. Курсы ораторского искусства и мастерства общения — http://www.orator.ru
  3. Морган Н. Ораторское искусство: М., Вершина, — 2005. 238с.
  4. Скаженник Е.Н. Практикум по деловому общению. Учебное пособие: Таганрог: ТРТУ, — 2005

B начало

Источник: Доклад, подготовленный в рамках курса «Ораторское искусство»