| Главная | Библиотека |

Экономика, организация и планирование на угольных шахтах

Афоничкин А. А., Волошин А. П., Рыбников С. Е. Экономика, организация и планирование на угольных шахтах. — М. : Недра, 1995. — 358 с.


Глава 6. Себестоимость продукции.
6.6 Пути снижения себестоимости продукции

Снижение себестоимости продукции — одна из центральных задач хозяйствования. Систематическое снижение себестоимости продукции предприятия обозначает постоянную экономию живого и овеществлённого труда.

К источникам снижения себестоимости относятся: повышение производительности труда; рациональное использование сырья, материалов, топлива и энергии; улучшение использования оборудования; сокращение затрат на обслуживание; управление производством и сбыт продукции. Эти источники постоянны, и значимость их возрастает под действием прежде всего интенсификации производства на основе ускорения научно-технического прогресса, совершенствования производства и труда, роста объёмов производства и т.д.

Снижение себестоимости продукции обеспечивает прежде всего за счёт повышения производительности труда. С её ростом сокращаются затраты в расчёте на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и доля заработной платы в структуре себестоимости. Опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы работающих — важное условие развития производства. Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающих в определённых условиях экономию по заработной плате. При этом необходимо добиваться увеличения выработки продукции на одного рабочего за счёт осуществления организационно-технических мероприятий. Проведение таких мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счёт уменьшения доли заработной платы единицы продукции одновременно с ростом заработной платы рабочих. Вместе с ростом производительности труда увеличивается объём производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности, к сокращению расходов по обслуживанию производства и управлению....

Большое значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строгого режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов....

Материальные затраты составляют большую долю в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительная экономия материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию даёт крупный эффект. Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Материалы учитываются в себестоимости по цене их приобретения с учётом расходов на их перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов оказывает влияние на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешёвым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, а также стремиться к использованию всюду, где это возможно, более дешёвых материалов, которые, однако, не ухудшили бы качество продукции и не нарушали бы режим работы предприятия....

Резервы снижения себестоимости закдючены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновников дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и более рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению передового опыта, имеющегося на других предприятиях.