| Главная | Библиотека |

Государственная политика занятости населения

Рыбникова Г.И., Гарифуллина И.Р.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Экономика 21 века — 2007г. / Материал международного сборника научных трудов. — Донецк, ДонНТУ — 2007, с. 39-43


Наиболее масштабной задачей социальной сферы экономики в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает государство, которое охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. Особенно можно выделить нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые накопились в нашем государстве, формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Вот уже второе десятилетие массовая безработица являются центральной проблемой экономической науки. Однако неоклассическое, марксистское и кейнсианское направления экономической теории по-разному трактуют проблемы занятости. Так, неоклассическая теория, которая получила более полное выражение в работах А.Маршалла и В. Парето, делает в этом отношении следующие основные выводы. Во-первых, рыночному хозяйству свойственно автоматическое саморегулирование, поэтому временно нарушенное равновесие на рынке труда способно самовостанавливаться. Во-вторых, регулирование обусловлено изменением спроса, предложения и конкуренцией, и оно осуществимо на основе гибких цен, ставок заработной платы и процента. В-третьих, длительная безработица при совершенной конкуренции невозможна, ибо нарушение равновесия само отрегулируется ценами и заработной платой. В-четвертых, в условиях рыночного саморегулирования вмешательство государства не имеет оснований.

Марксистское же направление экономической теории основывается в этом вопросе на открытом К. Марксом законе народонаселения. Суть его в том, что в процессе накопления капитала увеличивается спрос и на рабочую силу, и на капитал. Но, по сравнению со спросом на капитал, спрос на рабочую силу растет медленнее, так как с ростом производительности общественного труда на такой же объем капитала потребуется меньше работников (в связи с ростом их отдачи). Следствием этого закона является появление и рост «резервной армии труда», т.е. безработных. На фоне разрушительного экономического кризиса ХХ в., поразившего страны рыночной экономики, приобрела угрожающие масштабы безработица.

В это время на базе работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.) развивается кейнсианское направление теории занятости, основными постулатами которого являются следующие. Во-первых, рыночная экономика уже не является саморегулирующейся. И при равновесии спроса и предложения может быть безработица. Во-вторых, полная занятость недостижима потому, что некоторые виды безработицы (например связанные с переустройством на другую работу) нельзя устранить в принципе. В-третьих, конкуренция из совершенной фактически превратилась несовершенную, для которой вовсе не характерна гибкость, эластичность цен, заработной платы и ставок процента. В-четвертых, поскольку рынок труда сам не обеспечивает восстановление равновесия, необходимо систематическое его регулирование со стороны государства. [1]

Неоклассики рассматривали рынок труда как равноценный, где опыт и предложение уравниваются при помощи колебаний уровня заработной платы, а безработица выступает смягчающее, то есть вызванное природным стремлением работников найти лучшее рабочее место. В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на «откуп» стихийным рыночным силам. На протяжении 1950–1960-х годов теория, на выбор предлагавшая политикам меню из инфляции и безработицы, нашла, казалось бы, четкое эмпирическое подтверждение в так называемой кривой Филлипса. Эта кривая, основанная на анализе связей между уровнями заработной платы и занятости в Англии в 1861–1957 годах, устанавливала устойчивую отрицательную корреляцию между инфляцией и безработицей. Фелпс и Фридман независимо друг от друга пришли к выводу об ошибочности кейнсианских взглядов на кривую Филлипса, как сказали бы теперь, из-за игнорирования в них проблем информации в экономике. Фелпс предположил, что отсутствие равновесия на рынке рабочей силы приводит к корректировке не номинальной, а реальной заработной платы. Отсюда вытекает, что текущая инфляция зависит не только от уровня безработицы, но и от инфляционных ожиданий. Фундаментальный практический вывод новой теории таков: в среднесрочной перспективе не существует никакого устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей, поскольку невозможно длительное несоответствие между реальной и ожидаемой инфляцией. Напротив, получалось, что, проводя политику низкой инфляции, вы закладываете основы для ожиданий столь же низкой инфляции и в будущем, облегчая поддержание стабильно высокой занятости.[2] Сегодня вряд ли кто станет решать проблемы инфляции и безработицы в долгосрочном плане с помощью бюджетных дефицитов или профицитов. Роль макрорегуляторов сводится к решению лишь краткосрочной проблемы оптимизации, обеспечивающей наилучшую комбинацию инфляции и безработицы в данной точке. Ключевым инструментом макроэкономической политики становится процентная ставка. Искусство макроуправления все больше сводится к выбору адекватного в данный конкретный момент значения процентной ставки, не разгоняющей инфляцию, но и не угнетающей производство.

Государственная политика занятости населения в Украине направлена на исполнение задач, определенных законом Украины «О занятости населения».

Основными задачами программы являются:

Законопроектом определяется статус Государственной службы занятости, права и обязанности негосударственных предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, которые предоставляют услуги на рынке труда. По данным государственной службы занятости, на протяжении января — февраля 2007г. ее услугами воспользовались 1092,2 тыс. не занятых трудовой деятельностью населения против 1209,5 тыс. за соответствующий период 2006г. Количество зарегистрированных безработных на 1 марта 2007 г. по сравнению с соответствующей датой прошлого года сократилась на 12,0% и составила 812,8 тыс. человек, или более половины (57,3%) безработных трудоспособного возраста, определенных по методологии МОП[4]. Эти данные наглядно можно посмотреть на графике 1.

 График1. Спрос и трудоустройство рабочей силы на зарегистрированном рынке труда

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Макконнел К., Брю С. Экономикс. К. — 1993
  2. С. Журавлев. Пионер рефлексивной экономики // Эксперт. — 2006. — №41
  3. Про затвердження основних напрямів проведення державної політики зайнятості на період до 2009 року // Людина і праця. — 2006. — №7