АНАЛИЗ ЗАГРУЗКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Зимарин Г. И., Кравец О. Я.
Городская клиническая больница скорой медицинской помощи, Воронеж
Воронежский государственный технический университет


Источник: Научно-практический журнал «Врач-аспирант», 2006, № 2(11), стр 184-187.
http://oncologic.narod.ru/raznoe/vrach-aspirant11.pdf

   Общеизвестные нормативы обеспеченности населения бригадами экстренной медицинской помощи из расчета 1 бригада на 10000 жителей, введенные приказом МЗ СССР N300 от 26.03.76г., разрабатывались для среднестатистических населенных пунктов с равномерным распределением подстанций базирования по территории и хорошей транспортной системой применительно к нагрузке, которую можно охарактеризовать усредненной [1, 3, 4]. Однако для крупного промышленного и научного центра, которым является г. Воронеж, обладающего недостаточно развитой сетью неперегруженных внутригородских маршрутов движения, данный норматив необходимо пересмотреть, что будет подтверждено ниже. Предварительно отметим, что потребность в увеличении количества бригад обосновывалась и ранее [5], однако указанная работа базировалась на эмпирической формуле Тараскина В. Ф. (1976) для условий Алма-Аты с повышенной по сравнению со средними данными по России обращаемостью контингента.
   Для анализа загрузки исполнительной подсистемы службы экстренной медицинской помощи воспользуемся результатами [2]. В качестве исходных данных принято, что интенсивность нагрузки складывается из 1000 первичных вызовов в сутки и удвоенного такого же количества в пиковом режиме функционирования службы. Поскольку максимальная нагрузка на транспортную систему приходится на зимний период, примем среднее время доезда Troad бригады до объекта, затребовавшего обслуживание, равным 20 мин., а среднее время непосредственного обслуживания (помощи) Tserv варьирующимся в пределах от 15 до 60 мин. Тогда среднее время занятости бригады на вызове складывается из Troad, Tserv и примерно в одной пятой случаев Troad. Наличие последнего слагаемого связано с необходимостью госпитализации пациента.
   Перед непосредственным применением формул (2.43) и (2.44) [2] определим входящие в них величины следующим образом:

a = 1/(1.2Troad+Tserv),     y= λ/a (1)

где λ - среднее количество вызовов в минуту.
   Отметим, что в данном контексте термин «допустимое время ожидания начала обслуживания» очень четко отражает реальное положение вещей, когда каждая лишняя минута ожидания перед началом оказания экстренной медицинской помощи может стоить пациенту жизни.
   На рис. 1 приведены графики зависимости количества бригад, обеспечивающего вероятность того, что время ожидания начала обслуживания будет больше допустимого, не более 2%, для различных допустимых времен ожидания при пиковой нагрузке. Как видим, графики имеют практически линейный характер, что позволяет не производить численного решения (2.43) [2] относительно N, а находить необходимое для нормального обслуживания количество бригад с использованием простых вычислений.
   В табл. 1 сведены результаты анализа потребности службы экстренной медицинской помощи в транспорте для средней и пиковой нагрузок при тех же предположениях о вероятности условных потерь и времени ожидания и различных средних временах обслуживания пациента.


Рис. 1. Зависимость потребности в бригадах от среднего времени обслуживания

      Таблица 1.
Среднее время обслуживания, мин. Требуемое количество бригад
15 30 45 60   15 30 45 60
Допустимое время ожидания, мин. Средняя нагрузка Пиковая нагрузка
5 33 46 58 70   60 83 107 130
10 31 44 56 68   57 80 103 123
15 30 42 54 66   55 78 101 124
20 29 41 53 65   54 77 99 122
25 29 41 52 64   53 76 98 120
30 28 40 51 63   53 75 97 119
35 28 39 51 62   52 74 96 118
40 28 39 50 62   52 74 96 118
45 27 39 50 61   52 74 96 117
50 27 38 50 61 52 73 95 116
55 27 38 49 61 52 73 95 116
60 27 38 49 60 51 73 94 116

   Из табл. 1 видно, что в условиях пиковой нагрузки для г. Воронежа вызовы средней тяжести, требующие в среднем 45 мин. (не считая доезда), определяют потребность не менее чем в 101 бригаде для общепринятого времени ожидания в 15 мин. Тяжелые вызовы, а тем более вызовы, требующие госпитализации, при том же времени ожидания определяют потребность не менее чем в 124 бригадах, что существенно выше нормативной величины. Необходимо добавить еще резерв в 10-15% машин, находящихся в ремонте или на профилактике [5].

   Список использованных источников
  1. Иллеш Б., Молнар Л. Модель интегрированной и поэтапной системы оказания неотложной медицинской помощи/ Советское здравоохранение, 1988. N4. С. 58-60.
  2. Кравец О.Я. Метолы отказоустойчивого управления распределенными медицинскими системами. Дисс. докт. техн. наук. – Воронеж, 1995.
  3. Липовецкая Л.Л. Моделирование работы станции скорой медицинской помощи на ЭВМ/ Новости медицинского приборостроения, 1971. Вып. 1. С. 33-36.
  4. Организация скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе в социалистических и отдельных капиталистических странах. Обзорная информация// Под ред. В. Д. Кардашева / М.: ВНИИМИ, 1984. 49 с.
  5. Планирование количества бригад скорой и неотложной медицинской помощи в условиях Алма-Аты/ Ж. Д. Буланбаева, А.И.Ким, И.Б.Волков и др.//Здравоохранение Казахстана, 1991, N8. С.13-15.