ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Коваль Сергей Геннадиевич

Коваль Сергей Геннадиевич

Факультет компьютерных наук и технологий

Кафедра компьютерной инженерии

Специальность: Компьютерные системы и сети

«Система моделирования визуальных эффектов»

Научный руководитель: Мальчева Раиса Викторовна


Об авторе | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел

Портал магистров ДонНТУ. Обзор личных разделов студентов, связанных с разработкой ПО. Или «Донбасс порожняк не гонит»

Введение

Донецкий национальный технический университет — старейший и самый крупный вуз Донбасса.

За годы существования вузом подготовлено более 110 тысяч специалистов. Среди них немало государственных деятелей, руководителей предприятий, крупных ученых. В частности, Н. С. Хрущев возглавлял СССР в период т. н. «славного десятилетия» (с середины 1950-х до середины 1960-х), А. Ф. Засядько в этот же период занимал руководящие должности в Госплане и Совете министров СССР (в частности с апреля 1960 по ноябрь 1962 являлся председателем Главного научно-экономического совета Совета министров СССР), Н. М. Худосовцев и А. А. Пшеничный в разные годы были министрами угольной промышленности, Ляшко А. П., Звягильский Е. Л. и Янукович В. Ф. возглавляли правительство Украины, вице-премьерами Украины являлись Гайдук В. А. и Клюев А. П. Выпускниками ДПИ являются экс-министр социальной защиты населения России Безлепкина Л. Ф. и председатель Национального Собрания Вьетнама Нгуен Ван Ан. Имя выпускника и бывшего преподавателя ДПИ народного артиста А. Б. Соловьяненко носит Донецкий академический театр оперы и балета.

Портал Магистров. Актуальность и основные моменты

Не для кого не секрет, что подавляющее большинство студентов добилось успеха в своей специальности. «Школа ДПИ» среди работодателей пользуется большим авторитетом не первый год. Лично я работаю со второго курса по своей прямой специальности, и у меня появляется гордость за родной ВУЗ, когда встречаешь выпускников за пределами Донбасса и Украины.

С развитием интернета и Web-технологий иметь свою домашнюю страницу уже не ноу-хау, а обязательный пункт в профессиональной деятельности хорошего специалиста. Для этих целей был введен обязательный для всех магистров курс Web-технологий, который предоставляет такую возможность для каждого магистра. Кроме основного экзамена, студент обязан сделать свою домашнюю страницу, которая, по завершению обучения, будет размещена на портале магистров ДонНТУ.

Подобная практика весьма перспективна и полезна. Кроме знаний, студенты получают большую вероятность найти хорошую работу. К тому же, интересные и перспективные работы рекламируют сам ВУЗ.

Мои личные разработки

Во-первых, хотелось бы описать собственные разработки. На данный момент, я могу выделить две работы, имеющих научную ценность.

Робот-разведчик

В конце 8-го класса я точно для себя решил, что хочу работать в IT-индустрии. Поэтому, я решил продолжить обучение в школе, где углубленно изучается информатика и математика. Мне приглянулся Донецкий лицей «Интеллект». С выбором я не ошибся. Здесь основной упор делался на углубенное изучение математики и информатики, и, что не маловажно, участие в различных конкурсах, олимпиадах и Малой Академии Наук (МАН) было чуть ли не обязательным. Я с радостью влился в эту атмосферу и начал думать о выборе темы для своей работы.

Мне хотелось сделать что-то новое и необычное. У всех в классе работы представляли обычные программы, которые что-то считали. А мне хотелось сделать какое-то устройство. Поэтому в своей работе я решил сделать робота, которым можно было бы управлять с ПК.

Основной направлением работы было обучение детей азам информатики. За основу было решено взять принцип черепашьей графики. В этой сфере больших успехов достиг программный пакет LOGO. Основная идея заключалась в том, что ребенок управлял черепашкой на экране с помощью простых команд «Влево», «Вправо», «Вперед», «Назад». Также можно было добавлять циклы и условия. Таким образом, на примере черепашки, ребенок осваивал азы алгоритмизации. В своей работе я заменил черепашку на реальное физическое устройство - радиоуправляемый автомобиль.

Проект состоял из следующих задач:

  1. Расчет схемы согласования пульта управления с LPT портом.
  2. Разработка драйвера для работы с портом в среде MS Windows.
  3. Разработка макро-языка для управления автомобилем.
  4. Управление скоростью автомобиля за счет изменения частоты подачи импульсов.
  5. Разработка редактора для работы с макро-языком.

Основная цель была достигнута. Автомобилем можно было управлять с клавиатуры. Его перемещение в пространстве схематически отображалось на карте. Кроме этого, движение автомобиля можно было запрограммировать при помощи макроязыка. Сначала ребенок просто управлял автомобилем с ПК. Основная цель данного этапа - выявление интереса у ребенка. Вторым этапом была запись движения автомобиля в командах макро-языка. Например, если автомобиль ехал вперед пять секунд, то в окно редактора добавлялась следующая строчка:

Вперед (8,5)

В данном случае первый параметр определяет скорость движения. Таким образом, ребенок осознает понятие «команда». Следующим этапом было написание программы ребенком самостоятельно. Поддержка циклов позволяла разрабатывать сложные программы. Например, нижеприведенный алгоритм позволял объехать стол:

Повторить(4)
Начало
Вперед(5,1)
Вперед-влево(2,2)
Конец

В 11-ом классе направление работы было переопределено с обучающей на практическую. Был добавлен датчик определения уровня радиации, передача данных на ПК и возможность управления через интернет. Разработанный программно-аппаратный комлпекс позволял находить локальный источник радиации удаленно. Поведение робота задовалось при помоши макро-языка.

photo
Рисунок 1 - Фотография робота-разведчика

Данная работа учавствовала на конференциях международного уровня в Киеве и Донецке, и на каждой была отмечена, как лучшая. К концу 11-го класса насобиралось около 15 «трофеев». На мой взгляд, самыми весомыми наградами являются Диплом второй степени Малой Академии Наук (МАН) и победа в конкурсе «Экософт-2004» под патронатом Intel.

В работе над этим проектом я усвоил для себя самые важные уроки и приемы, а именно: умение правильно сформулировать конечную цель, разбить эту цель на более мелкие задачи и умение выступать на конференциях.

Система частиц

На втором курсе мне предоставилась возможность работать в игровой индустрии. Первым моим серьезным заданием стала разработка системы частиц для создания визуальных эффектов. Подобные разработки весьма актуальны и являются чуть-ли не обязательным пунктом в процессе разработки более-менее приличной игры. Без использования подобной системы каждый эффект разрабатывается отдельно либо посредством анимации, либо программно с жестко заданным поведением, что является весьма трудоемким и дорогим процессом. Разработанная мною система позволяет этих проблем избежать. Более подробно о ней можно почитать в разделе «Реферат».

На разработку и доведение до ума ушло около полугода. В итоге, кроме самой системы частиц, был разработан редактор для их создания, что позволяет дизайнеру создавать требуемые эффекты «на лету» без вмешательства программиста или художника. Данная система используется практически во всех продуктах компании, начиная с 2007 года.

После начала работы с Nintendo появилась необходимость в портировании разработанной системы. Когда целевая платформа была изучена, на само портирование ушло около месяца. Причины просты. Уже имеющаяся система была весьма конкурентноспособна, поэтому создавать новую с нуля или покупать на стороне не имело смысла. К тому же, на тот момент уже имелась большая база эффектов.

В итоге, разработанная система получилась весьма гибкой. Она выдает одинаковую картинку как на ПК, так и на игровой консоли. При портировании игр не нужно переделывать старые эффекты, а дизайнеру нет необходимости подстраиваться под новый редактор.

Перспективы разработки

На сегодняшний день работа над системой частиц продолжается. Сейчас я выделяю два основных направления:

  1. Портирование на другие платформы. Следующей платформой для освоения я вижу HTML 5. Нынешний рост web-технологий говорит сам за себя. Я считаю, что использование HTML 5 в качестве альтернативы Adobe Flash для разработки интерактивных приложений, вроде социальных игр, весьма перспективно. К тому же, сам HTML 5 гарантирует кроссплатфоменность т.к. поддерживается практически любым современным девайсом, где есть браузер.

  2. Поддержка стереоскопического эффекта. После феноменального успеха фильма Джеймса Камерона «Аватар», стало ясно, что 3D прийдет и в игры. Обойти это событие стороной было бы глупо.

Описание личных разделов студентов портала магистров ДонНТУ

Целью данной статьи является описание личных разделов, связанных с разработкой ПО. В общих чертах, можно выделить несколько моментов. Студенты учитывают личный опыт, которые они получили либо в университете, либо самостоятельно. Некоторые описывают свои достижения, другие - профессиональный опыт. Объеденяет одно - все разделы связанны с получаемой специальностью.

Для поиска работ на портале использовалась внутренняя система поиска. Ключевые фразы были следующими: «Разработка», «Разработка ПО», «Разработка приложений», «Приложения», «Личный опыт».

Далее, хочу привести, на мой взгляд, самые интересные разделы:

  1. Создание и настройка проекта для кластера Microsoft Compute Cluster Server 2003 с использованием библиотеки OpenCV в Microsoft Visual Studio 2008 с возможностью отладки на локальном компьютере
    Автор: Алтынпара Евгений Олегович
    [Электронный ресурс] Режим доступа:http://masters.donntu.ru/2009/fvti/altynpara/ind/index.htm
    В данной работе студент описал личный опыт по настройке среды Microsoft Visual Studio 2008 для разработки приложений по обработке видеоизображений на кластере Microsoft Compute Cluster Server 2003.
  2. Мой опыт работы с web-технологиями
    Автор: Джога Андрей Сергеевич
    [Электронный ресурс] Режим доступа:http://masters.donntu.ru/2009/fvti/djoga/ind/index.htm
    Cтудент описал личный опыт по web-технологиями и теми проблемами, с которыми столкнулся лично.
  3. Мой опыт разработки FPGA-проектов и развитие данного научного направления в ДонНТУ
    Автор: Войтов Геннадий Владимирович
    [Электронный ресурс] Режим доступа:http://masters.donntu.ru/2009/fvti/voitovg/ind/index.htm
    В разделе описан личный опыт разработки аппаратного обеспечения. Статья примечательна тем, что студент описывает ключевые моменты, связанные с научной деятельностью в ДонНТУ. Также приводятся описания плат, которые имеются для выполнения лабораторных работ.
  4. Моё участие в конкурсах, олимпиадах, образовательных программах
    Автор: Масякин Евгений Анатольевич
    [Электронный ресурс] Режим доступа:http://masters.donntu.ru/2010/fknt/masyakin/ind/index.htm
    Студент описал свои достижения в различных конкурсах во время обучения. Основная идея статьи - конкурсы и олимпиады, как самореализация. В разделе много тематических фотографий.
  5. Рейтинг языков программирования
    Автор: Бабкин Анатолий Анатольевич
    [Электронный ресурс] Режим доступа:http://masters.donntu.ru/2010/fknt/babkin/ind/index.htm
    В разделе представлена информация, какие языки программирования следует использовать разработчикам ПО. Также в статье представлена статистика использования языков программирования за последние 10 лет.

Заключение и выводы

В современном обществе, где технологии занимают не последнее место, практика поддержки портала магистров весьма актуальна и перспективна. В каждой работе, представленной на сайте, есть, как минимум, кирпичек инноваций, который укладывется в общий фундамент индустрии. Таким образом, выпускник ДонНТУ, у которого есть страничка на портале магистров, может спокойно располагать эту ссылку в своем резюме или визитке рядом с почтовым ящиком.

Литература

  1. Портал магистров Донецкого национального технического университета ДонНТУ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://masters.donntu.ru/
  2. Донецький Національний Техничний Університет. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://donntu.ru/index.php

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ > Об авторе | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске