Кучеренко С.А. – «Этические кодексы компьютерных сообществ»      

   

Реферат по дисциплине: «Философия науки, техники и образования» на тему: «Этические кодексы компьютерных сообществ».

Подготовил ст.гр. КС-09м Кучеренко С.А.

Донецк 2010 .

Введение
Для того чтобы полностью раскрыть тему этических кодексов компьютерных сообществ необходимо разобраться в терминах и точно выяснить что называется этикой, этической нормой, этическим кодексом, сообществом, компьютерным сообществом.

           Для более чёткого понимания предмета исследования следует обратить внимание на многообразие (многоликость) компьютерных сообществ, хотя бы в малом сегменте всемирной паутины – Рунете. В данном реферате автор попытается осветить этические кодексы на примере трёх известных интернет-сообществ: анонимного форума 0-chan.ru, закрытого коллективного блога leprosorium.ru, и популярной социальной сети vkontakte.ru. Эти популярные ресурсы являются антиподами относительно друг друга, аналогично камню, ножницам и бумаге в известной психологической игре. Эти особенности вышеперечисленных ресурсов и составляют прелесть и полезность для исследователя.


Цель
Данный реферат подготовлен с целью разбора таких понятий как этика, этические нормы, этические кодексы, сообщества, компьютерные и интернет сообщетсва. Также это инструмент с помощью которого можно взглянуть на большинство социальных аспектов присущих современному обществу через призму небольших сообществ.

Актуальность
На сегодняшний день технологии всё глубже проникают во все сферы нашей жизни, меняя её (жизнь) раз и навсегда. С каждым днём всё большая часть общения переносится из реальной среды в виртуальную, образовываются различные интернет сообщества,  которые развиваются, заимствуют этические нормы и создают свои. Всё это открывает новые горизонты для исследования в областях психологии, этики, философии.

1.Значение термина «Этика». Основные проблемы этики
Э́тика — (греч. θικόν, от др.-греч. θος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

Основные проблемы этики:

·        Проблема критериев добра и зла

·        Проблема смысла жизни и назначения человека

·        Проблема справедливости

·        Проблема должного

Классификация этических ценностей:

·        Главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, счастья, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности);

·        Добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта и сочувствие, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими);

·        Более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим своё духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности).


 
2. Понятия «Этические нормы», «Этические кодексы», «Сообщество», «Интернет сообщество»
     Этические нормы - профессиональные правила, регламентирующие морально-нравственные обязательства индивидуума в процессе общения, осуществления профессиональной деятельности и т.д.

     Этический кодекс- свод этических норм, объединённых одной идеей, и составленный для достижения определённых целей.

     Сообщество — это совокупность связей между людьми, имеющими что-то общее. (общие цели, интересы, взгляды, занятия, хобби, место жительства, пол, национальность, проблемы, обстоятельства …). Основой сообщества является общение между людьми.

     Интерне́т-соо́бщество — группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет. Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. Вдобавок, общение в сети начать психологически проще, чем при личной встрече. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества, особенно в условиях создания электронной демократии.


 
3.Анонимный форум 0-chan.ru
     Анонимный форум 0-chan.ru- является ярким представителем «имиджборд» (имиджборда, от англ. imageboard, букв. «доска с картинками») — разновидность сетевого форума, отличающаяся большими возможностями по прикреплению к сообщениям картинок. Как правило, имиджборды построены по одинаковой схеме и состоят из нескольких тематических разделов (или досок), в которых содержатся треды, состоящие из постов от разных пользователей. Пользователи имиджборд, как правило, избавлены от необходимости регистрироваться и поэтому анонимны (не обязательно, существуют трипкоды и другие методы идентификации постов одного человека). Эта анонимность влечёт за собой безнаказанность, а та, в свою очередь, раскрепощённость в словах и поступках. Для не подготовленного читателя этот форум может показаться непонятным, отталкивающим и омерзительным по своему содержанию. Непонятность проявляется в обильном употреблении сленга и технических терминов. Неприятные ощущения могут появиться от того, что постоянные обитатели оскорбляют друг друга и пытаются унизить, оттолкнуть при помощи изображений, которые могут травмировать психику неподготовленного человека. Тем не менее, определённые этические нормы можно проследить и там, например, постоянные посетители форума охотно помогают друг-другу в технических вопросах, советом, добрым словом, в крайних случаях, даже, финансово.  Резюмируя всё вышесказанное, мы имеем следующее - в среде полной анонимности проявляются все пороки присущие среднему человеку, «из человеческих душ выглядывают демоны», но в человеческой природе составлять этические кодексы (даже не гласные), а потом им следовать. И любое сообщество идёт по этому отточенному веками пути.


 
4. Закрытый коллективный блог leprosorium.ru
     Суверенный Лепрозорий — закрытый коллективный блог, со своей мифологией, своеобразными правилами и своеобразным цинично-глумливым юмором, отсоединившийся от dirty.ru. Зарегистрироваться на этом ресурсе можно только после получения специального приглашения от уже зарегестрированного пользователя. Возможность отправить приглашение («инвайт») ещё нужно заработать, за счёт этого предполагалось отсеивание «чужаков», считалось, что каждый зарегестрированный пользователь знаком с другим максимум через два «рукопожатия». Такой суровый метод отбора предполагал отсеивание нежелательных элементов, создание идеального, высокоинтеллектуального сообщества. Также для саморегуляции положения дел на сайте была введена так называемая «карма» -система рейтингов для каждого пользователя, т.е. за свои поступки пользователь может понести наказание в виде понижения кармы. Или в обратном случае получить поощрение в виде повышения. Таким образом, появилось закрытое сообщество, в котором нужно отвечать за свои поступки, хоть и виртуально. В данном случае по сравнению с предыдущим ресурсом уровень неадекватных пользователей снизился до незначительного уровня, но, что характерно, не исчез. Так же постепенно сформировался свой негласный этический кодекс, согласно которому поощряется отзывчивость, взаимопомощь, умение выслушать собеседника, умение поддержать разговор и, наоборот, не поощряются хамство, грубость, глупость, малограмотность. Из вышесказанного следует, что благодаря катализатору (карме) свод этических норм данного сообщества находится в максимальном приближении к реальному, цивилизованному обществу, но для непосвящённого человека всё же остаются непонятные моменты, когда за неосторожное слово все окружающие могут ополчиться против тебя.

 

5.Популярная социальная сеть vkontakte.ru
Вконтакте— популярнейшая социальная сеть России, клон заморского facebook.com. Как и в других социальных сетях, ВКонтакте требует обязательной регистрации под паспортным именем. Из этого следует, что все поступки влекут за собой последствия не только в виртуальном мире, но и в реальном. Это свойство накладывает определённый отпечаток и предполагает особо адекватный тип общения, который является приоритетным между пользователями ресурса. Даже не посвящённому во все тонкости этого сообщества человеку с первых секунд пребывания на ресурсе становится понятно, что для общения нужно подбирать слова и выражения более тщательно, по сравнению с другими ресурсами в сети Интернет. В данном случае пользователь уже не просто набор символов ник-нейма скрытый маской анонимности, а реальный человек, «по ту сторону монитора» имеющий чувства, желания и своё сугубо индивидуальное мнение по любому вопросу.

               6.Кратко обо всём
Из всего вышесказанного видно, что чем более человек сливается с безликой толпой, тем меньше человеческого в нём остаётся. Но не всё человеческое исчезает, всегда остаются определённые этические нормы и их своды - этические кодексы. В любом сообществе будь то анонимный форум, команда КВН, дивизия морских пехотинцев, племя людоедов всегда присутствуют этические нормы, в этом плане компьютерное (интернет) сообщество не отличается от любого другого.
Другой вопрос, сможет ли непосвящённый человек понять и принять эти нормы? Это проблема абсолютной и относительной этики.

7.Понятие абсолютной и относительной этики
Рассмотрение абсолютной и относительной этики было в значительной мере слишком затруднено из-за некритичного употребления терминов "абсолютная" и "относительная". В данной главе будет предпринята попытка разграничить то, что подразумевается под каждым из них, и рассмотреть различные их значения По-отдельности.

Первое значение, в каком употребляется "абсолютная" этика, состоит в том, что этические нормы неоспоримо и неизменно истинны, и их пересмотр недопустим и непозволителен. Такое понимание абсолютной этики имеет место в авторитарных системах и логически следует из предпосылки, что критерием истинности служит неоспоримая верховная и всеведущая власть авторитета. Сущность этой претензии на превосходство состоит в том, что авторитет не может ошибаться, и его повеления и запреты всегда истинны. Нам не потребуется много времени, чтобы расправиться с идеей, что этические нормы для того, чтобы быть истинными, должны быть "абсолютными". Эта концепция, основанная на теоретической предпосылке существования "абсолюта", т.е. совершенной власти, в сравнении с которой человек по необходимости "относителен", т.е. несовершенен, была отвергнута во всех других областях научной мысли, где вообще признано, что не существует абсолютной истины, но, тем не менее, существуют объективно истинные законы и принципы. Как уже ранее указывалось, научное, т.е. рационально обоснованное, утверждение означает, что сила разума применима ко всем наличным данным наблюдения, и при этом никакие из них не отвергаются и не фальсифицируются ради получения желаемого результата. История науки – это история недостаточных и неполных утверждений, и каждое новое понимание делает возможным признание недостаточности предшествующих положений и дает основания для создания более адекватной формулировки. История мысли – это история все большего приближения к истине. Научное знание не абсолютно, а "оптимально"; оно содержит оптимальный вариант истины, достижимый на данном историческом этапе. Разные культуры акцентировали разные истины, и чем больше культура человечества становится единой, тем больше эти различные аспекты будут интегрироваться в общую картину.

Этические нормы не абсолютные и в другом смысле: они не только подлежат пересмотру, как и все научные утверждения, но существуют еще и ситуации, неразрешимые по природе своей и не допускающие выбора, который можно счесть "правильным". Спенсер при рассмотрении относительной и абсолютной этики дает пример такого конфликта. Он говорит о фермере-арендаторе, желающем принять участие во всеобщих выборах. Фермер знает, что владелец арендуемой им земли – консерватор, и фермер рискует лишиться права на аренду, если проголосует в соответствии со своими либеральными убеждениями. Спенсер считает, что здесь имеет место конфликт между возможным причинением вреда государству и возможным причинением вреда своей семье, и приходит к заключению, что здесь, как и "во многих подобных случаях, невозможно решить, какая из двух альтернативных линий поведения будет наименьшим злом". В данном случае альтернатива видится Спенсеру не совсем верно. Этический конфликт имел бы место, даже если б дело касалось не только семьи, но под угрозой оказались бы счастье и безопасность самого фермера. Здесь не только интересы государства оказываются под угрозой, но также и честность самого фермера. С чем он на деле сталкивается, так это с выбором между своим физическим, а значит (в некотором смысле) и душевным благополучием, – с одной стороны, и своей честностью, – с другой. Что бы он ни выбрал – это будет одновременно и правильно, и неправильно. Он не может сделать верный выбор, потому что вставшая перед ним проблема – неразрешима по существу. Такие ситуации неразрешимых этических конфликтов неизбежно возникают в связи с экзистенциальными дихотомиями. В данном случае мы имеем дело не с экзистенциальной дихотомией, исконно присущей человеческой ситуации, а с исторической дихотомией, которую можно устранить. С изменением социальной реальности исчезает и этот этический конфликт. Но пока данные социальные условия существуют, любое принятое фермером решение будет и правильным, и неправильным, хотя решение в пользу его честности можно счесть морально превосходящим решение в пользу его жизни.

Последним, и самым важным, значением, в каком используются термины "абсолютная" и "относительная" этика, является значение, более адекватно выраженное различием между универсальной и социально имманентной этикой. Под "универсальной" этикой я понимаю нормы поведения, цель которых рост и развитие человека; под "социально имманентной" этикой я понимаю нормы, необходимые для функционирования и выживания определенного вида общества и живущих в нем людей. Пример универсальной этики можно найти в таких нормах, как "Люби ближнего, как самого себя" или "Не убий". В действительности этические системы всех великих культур демонстрируют поразительное сходство в том, что считать необходимым для развития человека, сходство норм, которые следуют из природы человека и из условий, необходимых для его развития.

Под "социально имманентной" этикой я имею в виду те нормы в какой-то культуре, которые включают запреты и повеления, необходимые только для функционирования и выживания именно этого общества. Для выживания всякого общества необходимо, чтобы его члены подчинялись правилам, обязательным для данного способа производства и образа жизни. Группа должна стремиться сформировать у своих членов такой склад характера, чтобы они хотели делать то, что они должны делать при существующих обстоятельствах. Так, например, отвага и инициатива становятся главными добродетелями в обществе, ведущем войну. Терпение и взаимовыручка становятся добродетелями в обществе, где преобладает сельскохозяйственная кооперация. В современном обществе прилежание возведено в ранг одной из высших добродетелей, потому что современная индустриальная система нуждалась в трудовом порыве как в одной из самых важных ее производительных сил. Качества, высоко ценимые в сфере деятельности того или иного общества, становятся частью его этической системы. Каждое общество жизненно заинтересовано иметь правила, которым бы все подчинялись, и "добродетели", которые строго соблюдались бы, потому, что выживание общества зависит от этого соблюдения.   

Вывод
Функционирование этической системы в любом обществе призвано поддерживать жизнь данного общества. Но такая социально имманентная этика существует также в интересах индивида; поскольку общество имеет определенную структуру, какую он, как индивид, не может изменить, его личные интересы связаны с общественными. В то же время общество может быть организовано таким образом, что нормы, необходимые для его выживания, вступают в конфликт с универсальными нормами, необходимыми для полнейшего развития его членов. Это особенно ощутимо в обществах, где привилегированные группы господствуют над остальными членами или эксплуатируют их. Интересы привилегированной группы вступают в конфликт с интересами большинства, но ввиду того, что общество функционирует на основе данной классовой структуры, нормы, навязанные членами привилегированной группы, обязательны для выживания всех, пока структура общества коренным образом не будет изменена.

Хотя конфликт между социально имманентной и универсальной этикой ослаб в процессе человеческой эволюции, конфликт между двумя типами этики будет сохраняться до тех пор, пока человечество не сумеет построить общество, в котором "общественные" интересы будут тождественны интересам всех его членов. Пока эта стадия человеческой эволюции не достигнута, исторически обусловленные социальные потребности сталкиваются с универсальными экзистенциальными потребностями индивида. Если бы индивид жил пятьсот или тысячу лет, такого столкновения могло бы не быть, или, по крайней мере, оно могло бы быть значительно уменьшено. Тогда он мог бы жить и пожинать с радостью то, что посеял с печалью; выстрадав в одном историческом периоде, человек мог бы дождаться, пока страдания его окупятся в следующем периоде и принесут свой плод. Противоречие между социально имманентной и универсальной этикой ослабнет и исчезнет тогда, когда общество станет по-настоящему человечным, то есть, возьмет на себя заботу о полном человеческом развитии всех его членов.

Список источников

1. Эрих Фромм «Человек для себя»
2. 0-chan.ru. Анонимный форум
3. leprosorium.ru Закрытый коллективный блог
4. vkontakte.ru Популярная социальная сеть
5. ru.wikipedia.org свободная энциклопедия.
6. lurkmore.ru энциклопедия мемов и фольклора.