Интересные факты



Автор: Кулибаба О.В.

Источник: Доклад по дисциплине «Ораторское искусство» на тему «Интересные факты», ДонНТУ, 28.04.10




1 Ораторское искусство


Умение владеть ораторским искусством становится неотъемлемой частью для специалистов любого уровня от продавца, до владельца компании.

Ораторское искусство в первую очередь, это работа над собой.

Говорят, Демосфен, великий оратор, свою первую речь не сумел произнести до конца. Его освистали, люди не захотели его слушать. Это его жестоко уязвило. Тогда он сбрил с головы половину волос и бороды — так он не мог показаться среди людей, и заперся в доме. Он набрал камней в рот, делал и упражнения. Для развития дыхания он поднимался в гору, декламируя стихи.

Цицерон также в совершенстве овладел ораторским искусством. К нему прислушивалась не только толпы людей, но и правители. Ораторское мастерство помогло Цицерону реализовать свои амбиции, и добиться высот в карьере. Цицерон, будучи превосходным оратором, написал несколько трудов, в которых он описал основные тезисы ораторского искусства. Речи Цицерона основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге «Об ораторе», здесь перечисляются основные требования к оратору.

Диалог требует от оратора обширных познаний в области философии, истории, законодательства и литературы с тем, чтобы он мог перенести обсуждение любого вопроса в более высокие сферы, а не ограничиваться узко юридическими проблемами.

Именно ему принадлежит высказывание: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении».



2 Основные правила ораторского искусства


В ораторском искусстве существует несколько важных правил, которые напрямую воздействуют на слушателя.

Во-первых, в речи оратора необходим тезис — положение, или мысль, которую необходимо доказать, или опровергнуть оратору. Оратор не должен просто озвучивать мысли с трибуны, а обосновать их, логично подвести слушателей к желательным для вас выводам. Для овладения этим правилом ораторского мастерства нужно обладать знаниями в области формальной логики.

Форма и содержание наполняют речь смыслом и красотой. Форма и содержание, безусловно, влияют друг на друга. Они неотделимы.

Необходимо добавить, что оратор должен превосходно владеть своей тематикой, это позволит ему грамотно и уверенно излагать свои мысли. Кроме того, речь должна быть яркой, насыщенной. Ваша речь должна запоминаться.

Для успешного выступления желательно составить план. Структура плана должна обосновывать каждое новое суждение уже обоснованным ранее. Оратор должен испытывать чувство уверенности в истинности каждого из суждений.

Сперанский писал: «Одна мысль должна содержать семя другой».

Ораторское искусство нам необходимо везде: в институте при ответе лектору на экзамене, или при научном докладе (ораторское искусство сыграло большую роль в популяризации науки).

Ораторское мастерство нужно дипломатам, агитаторам, священникам.

Речи произносят и за праздничным столом, и за поминальным.

Поэтому искусство быть оратором не просто приятное знание и умение, а необходимость!



3 Индивидуальный раздел. Интересные факты.


3.1 Устройство «Москит»


12-летний мальчик пришел на фабрику вместе с отцом. «Какой противный шум», — сказал парнишка. «Не слышно никакого шума», — удивились взрослые. Войти в помещение, где работало сварочное оборудование, парнишка так и не смог, хотя рабочие не слышали ничего особенного. А когда мальчик вырос – он изобрёл необычное устройство.

Сегодня англичанину Говарду Стэплтону 39 лет. Теперь он знает, что дети могут слышать высокочастотные звуки, которые взрослые заметить не в состоянии. Используя своих собственных детей в качестве подопытных кроликов, Стэплтон опробовал множество различных шумов и частот, пока не разработал прибор, звучание которого, как он говорит, может слышать большинство 20-летних, но почти ни один человек старше 30.

Устройство изобретатель назвал «Москит» , потому что «оно маленькое и раздражающее».

С помощью «Москита» его автор намерен бороться с бездельничающими подростками, которые бродят и собираются у магазинов, в других общественных местах и создают массу проблем.

По идее, звук настолько раздражает молодёжь, что она через нескольких минут не выдерживает и уходит с насиженных мест.

«Москит» уже прошёл испытания в Южном Уэльсе — прибор установлен в городе Барри (Barry) у входа в магазин, где не так давно «неприветливые» подростки, как птицы на проводах, усаживались у дверей, курили, выпивали, выкрикивали ругательства в адрес клиентов и регулярно совершали набеги на торговый зал — совершали кражи, нападали на персонал.

Хозяин заведения Роберт Гуф (Robert Gough) поначалу планировал установить звуковую систему и транслировать классическую музыку — мы рассказывали об этом методе разгона молодёжи. Как вариант Гуф мог использовать фонари, которые отгоняют подростков, отбрасывая синий или зелёный свет на их кожу, тем самым выделяя прыщи, угри и другие дефекты. Говорят, это тоже действует. Но у владельца магазина всё не доходили руки. А в октябре этого года появился Стэплтон и предложил бесплатно испытать «Москит». Результат был получен практически мгновенно. Там, где ещё вчера кучковались трудные подростки, теперь никого нет.



3.2 Рекорд с чистого листа: бумага сдаётся 12 раз


Существует распространённого поверье: ни один лист бумаги нельзя сложить вдвое больше семи (по некоторым данным — восьми) раз. Между тем текущий рекорд складывания — 12 раз. И что удивительнее, принадлежит он девушке, математически обосновавшей эту «загадку бумажного листа».

Разумеется, мы говорим о бумаге реальной, имеющей конечную, а не нулевую, толщину. Если складывать её аккуратно и до конца, исключая разрывы (это очень важно), то «отказ» складываться вдвое обнаруживается, обычно, уже после шестого раза. Реже — седьмого. Попробуйте проделать это с листком из тетради.

И, как ни странно, от размеров листа и его толщины ограничение мало зависит. То есть, просто так взять тонкий лист побольше, да и сложить его вдвое, раз допустим 30 или хотя бы 15 — не получается, как ни бейся.

В популярных подборках, типа А знаете ли вы что… или «Удивительное рядом», факт сей — что вот больше именно 8 раз сложить бумагу нельзя — до сих пор можно найти очень во многих местах, в Сети и вне. Но факт ли это?

Давайте рассуждать. Каждое сложение удваивает толщину кипы. Если толщину бумаги принять равной 0,1 миллиметра (размер листа мы сейчас не рассматриваем), то сложение её вдвое «всего» 51 раз даст толщину сложенной пачки в 226 миллионов километров. Что уже очевидный абсурд.

Кажется, тут-то мы начинаем понимать, откуда берётся известное многим ограничение на 7 или 8 раз (ещё раз — бумага у нас реальная, она не тянется до бесконечности и не рвётся, а порвётся — это уже не складывание). И всё же…

В 2001 году одна американская школьница решила вплотную заняться проблемой двойного складывания, а получилось из этого целое научное исследование, да ещё и мировой рекорд.

Собственно, началось всё с вызова, брошенного педагогом ученикам: «А вот попробуйте сложить хоть что-нибудь пополам 12 раз!». Мол, убедитесь, что это из разряда совершенно невозможного.

Бритни Гэлливан (Britney Gallivan) (заметим, сейчас она уже студентка) поначалу отреагировала как Алиса Льюиса Кэрролла: «Бесполезно и пробовать». Но ведь говорила Алисе Королева: «Осмелюсь сказать, что у вас не было большой практики». Вот Гэлливан и занялась практикой. Порядком намучившись с разными предметами, она сложила-таки лист золотой фольги вдвое 12 раз, чем посрамила своего преподавателя. На этом девушка не успокоилась. В декабре 2001 года она создала математическую теорию (ну, или математическое обоснование) процесса двойного складывания, а в январе 2002 года проделала 12-кратное складывание пополам с бумагой, используя ряд правил и несколько направлений складывания.

В своей работе школьница определила строгие правила двойного сложения. Например, у листа, который свёрнут n раз, 2n уникальных слоёв обязаны лежать подряд на одной линии. Секции листа, не удовлетворяющие этому критерию, не могут считаться как часть свёрнутой пачки. Так вот Бритни и стала первым в мире человеком, сложившим лист бумаги вдвое 9, 10, 11 и 12 раз. Можно сказать, не без помощи математики.



3.3 Часы DayClock показывают только день недели


Казалось бы, кому может понадобиться хронометр, не способный ответить на элементарный вопрос: который, собственно, час? Однако создатели этого, на первый взгляд, никуда не годного устройства изобрели его как раз потому, что бесполезными оказались традиционные часы.

Дело было в 1997 году. Двое американских пенсионеров — Джон Коллестэд (John Kallestad) и Марк Пирс (Mark Pierce) — отправились в пятидневное путешествие по пустыне Black Rock в штате Невада. Они поехали на буерах — это такие парусники на колёсах. Жёны, как ожидалось, должны были воссоединиться с мужьями в пятницу. Но тут возникла проблема: минуты превратились в часы, часы в дни, сутки плавно сменяли друг друга, и ни один из пенсионеров не мог вспомнить, какой сегодня день недели, и когда наступит пятница.

«У нас у обоих были наручные часы, указывающие время и дату, но мы нуждались в устройстве, которое сказало бы нам, какой нынче день недели », — вспоминает Коллестэд.

После этого случая они придумали и запатентовали новое изобретение — часы, показывающие дни недели, стоимостью $39,95. По циферблату без цифр диаметром 24 сантиметра, разделённому, словно праздничный пирог, на семь секций, бегает одинокая стрелка, совершающая полный оборот за 168 часов.

«Мы предлагаем по-новому взглянуть на время. Есть целое поколение, которому нужны именно такие часы, — говорит Коллестэд, имеющий в виду материально обеспеченных пенсионеров. — Часы больше не управляют этими людьми, им не нужно каждый день спешить на работу. Вместо этого они идут в церковь в воскресенье или играют в гольф с приятелями в среду. Их образ жизни изменился, и наши часы отражают это изменение».

Таким образом, целевая аудитория DayClock — это пенсионеры от 50 лет и старше, безо всякой спешки тратящие нажитое за всю активную жизнь.

© ДонНТУ 2010, Кулибаба О.В.