СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В РАМКАХ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА


Автор: ОРДА О.А., ГОМАЛЬ И.И., к.т.н., проф.

Источник:
II Всеукраинская научная конференция студентов

"Проблемы управления производственно - экономической деятельностью субъектов хозяйствования"
(УП - 2008)
дата проведения: 28 апреля 2008
место проведения: ДонНТУ


Актуальность. Необходимость инвентаризации антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов обусловлена обязательствами, принятыми Украиной по-сле подписания Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению кли-мата, и осуществляется в соответствии с «Национальным планом мероприятий по реа-лизации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению климата» [1]. Средства контроля эмиссии парниковых газов делятся на региональные, осу-ществляющие анализ выбросов отдельных предприятий или групп предприятий в рам-ках одного промышленного центра (города), и общегосударственные (национальные), отслеживающие крупные регионы. Общегосударственные средства контроля преду-сматривают создание на территории Украины ряда атмосферных станций (обсервато-рий), оснащенных аппаратурой для дистанционного измерения основных параметров атмосферы. Согласно мировой практике финансирование региональных средств контроля за выбросами парниковых газов осуществляется непосредственно предприятиями. Общегосударственные средства контроля финансируются за счет госбюджета, а также средств, полученных предприятиями (министерствами) от продажи квот на эмиссию парниковых газов. Система мониторинга за состоянием атмосферы на государственном уровне в какой-то степени уже решена: разработана правовая и нормативная база, имеется сеть из четырех геофизических атмосферных обсерваторий в Киеве, Львове, Одессе и в Крыму, оснащенных аппаратурой для дистанционного измерения основных параметров атмосферы [2]. Однако на уровне предприятий система мониторинга за выбросами парниковых газов находится в стадии становления. Но самое главное не сформирована система мониторинга за сокращениями выбросов парниковых газов, которые будут осуществлены в результате выполнения проектов совместного осуществления. Это не позволит предприятию подтвердить реальные объемы сокращения выбросов и получить международные инвестиции на экологические мероприятия.

Цель исследования: анализ системы мониторинга проектов совместного осуществления, на примере утилизации шахтного метана.

Для того чтобы стать полноправным участником глобального углеродного рынка, Украина должна провести комплекс мероприятий, элементами которого являются: – первичная инвентаризация выбросов парниковых газов на каждом источнике; – становление систем мониторинга и контроля в рамках создания национальной системы инвентаризации. Система мониторинга выбросов парниковых газов из источников и их абсорб-ции поглотителями это система процедур и методов регулярной оценки выбросов пар-никовых газов, включая руководства и инструкции по сбору данных, отвечающих за документирование, систематизацию и анализ информации, проверку достоверности и передачу отчетов по инвентаризации выбросов парниковых газов в необходимых фор-матах. Одним из основных механизмов Киотского протокола является осуществление проектов совместного осуществления. Заявители проектов совместного осуществления должны принять на себя ряд дополнительных обязательств: - провести исследование базового уровня выбросов парниковых газов; - провести мониторинг, верификацию и сертификацию достигнутого в результате выполнения проекта сокращения выбросов. Мониторинг выбросов в границах проекта в процессе его реализации является основой для оценки результативности проекта и определения фактического количества сокращений выбросов. Поэтому большое внимание в проектной документации уделя-ется плану мониторинга, который является составной частью проектно-технической документации. В плане должно быть представлено, как собираются и хранятся данные, как обеспечивается контроль качества в процессе мониторинга, каковы процедуры для периодического подсчета сокращений выбросов, каким образом рассчитываются утеч-ки, если они значительны, ответственные лица т.п. При этом мониторинг должен про-водится так, чтобы показатели проекта и количество выбросов можно было корректно сопоставить с базовым сценарием. Расчет сокращения выбросов проводится на основе результатов мониторинга. Общие принципы мониторинга в рамках проекта совместного осуществления установлены в Марракешских документах. Отчет проведения мониторинга предоставляется аккредитованному независимому органу. Верификация проекта это проверка на соответствие стандартам, положениям и методологическим требованиям Киотского протокола и установление реальности измеренного снижения выбросов парниковых газов в атмосферу. Угольная промышленность является одним из важнейших источников выбросов парниковых газов, предусмотренных Рамочной Конвенцией ООН по изменению климата и Киотским протоколом. Приоритетным направлением международного инвестирования с помощью механизма совместного осуществления, согласно классификации представленной Межправительственной группой экспертов по вопросам изменения климата, являются проекты по утилизации шахтного метана. Это данное направление особо актуально, в связи с необходимостью внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий. В настоящее время в Донбассе из вентиляционной и дегазационной систем выделяется более 3,5 млрд. м3 метана, который практически весь выбрасывается в атмосферу. И только на 8 шахтах котельные переведены с угля на метан, а также метан используется как моторное топливо на 3 газозаправочных станциях [3]. В последнее время угольные предприятия активно включились в процесс реали-зации проектов совместного осуществления. Минприроды Украины одобрило первый в рамках Киотского протокола проект по сокращению выбросов парниковых газов на АП «Шахта им. А.Ф. Засядько» и выдало письмо-одобрение № 1, что позволит предприятию заключать контракты на передачу единиц сокращения выбросов в обмен на финансовые ресурсы, и вырученные средства направлять на экологические мероприятия. Данным проектом совместного осуществляется прямая утилизация шахтного метана на станции когенерации, состоящей из 21 модуля когенерации производства австрийской фирмы “GE Jenbacher” [4].

Выводы. Таким образом, на предприятиях для оценки результативности проекта и определения фактического количества сокращений выбросов парниковых газов, которые будут осуществлены в результате выполнения проектов совместного осу-ществления, необходимо сформировать качественную и эффективную систему монито-ринга, интегрированную в действующую на предприятии систему контроля и отчет-ности. Это позволит предприятию подтвердить реальные объемы сокращений и заклю-чать контракты на передачу единиц сокращения выбросов в обмен на финансовые ре-сурсы, и вырученные средства направлять на экологические мероприятия.

  1. Розпорядження Кабінету Міністрів України від 18 серпня 2005 р. № 346 «Про затвердження національного плану заходів з реалізації положень Кіотського протоколу до Рамкової конвенції ООН про зміну клімату”.
  2. http://news2000.org.ua/print?a=/paper/12582
  3. http://www.climate.org.ua.Инициатива по вопросам изменения климата. Вугільна промисловість // Інфор-маційний центр "Ініціатива з питань зміни клімату".
  4. Утилізація шахтного метану та проблеми реалізації рішень Кіотського протоко-лу на шахті імені О.Ф. Засядька // Ю.Л. Звягільський, І.О. Єфремов, В.Г. Ілюше-нко та ін. // Екологія довкілля та безпека життєдіяльності. — 2003. — № 5. — С. 38–47.
Designed by Olya Orda