СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ВЫБОРУ БЕЗОПАСНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА В УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОГО СТОЛКНОВЕНИЯ

А.П. Бень

Херсонский морской институт, kmi@kmi.kherson.ua


Назад в библиотеку

Source of information: http://www.kmi.kherson.ua/downloads/isdmit2005_4.pdf


Введение

Задача выбора безопасной траектории движения судна при маневрировании в узкостях, в условиях сложного рельефа дна, а также наличии движущихся и неподвижных судов в зоне маневра является одной из ключевых и наиболее сложных задач судовождения. Ее можно рассматривать как многошаговую и многокритериальную задачу управления судном в условиях динамически изменяющейся ситуации принятия управленческих решений. Решение поставленной задачи требует обработки больших объемов информации о ситуации в районе маневрирования в реальном масштабе времени. Для получения такой информации большинство современных судов оснащены специализированными радиолокационными системами прокладки курса (ARPA – Automatic Radar Plotting Aids), которые существенно упрощают работу штурмана, постоянно обеспечивая его графической интерпретацией текущей навигационной ситуации [1]. Однако, данные системы решают преимущественно задачу информационного обеспечения, оставляя вопросы расчета требуемых маневров и принятия решений по управлению судном исключительно в компетенции судоводителя. Успешность маневрирования при этом находится в прямой зависимости от уровня его профессиональной подготовки, интуиции, физиологического состояния и ряда других факторов. Очевидно, что в сложившихся условиях повышение безопасности судовождения может быть достигнуто в случае использования в цепочке «ARPA-судоводитель» еще одного звена – системы поддержки принятия решений (СППР) по выбору безопасной траектории судна. Предлагаемая СППР является самостоятельной системой, не связанной аппаратно с ARPA, а только использующей ее как источник навигационной информации. Основной ее задачей становится автоматизация расчетов маневров на расхождение, осуществляемая одновременно с количественной оценкой уровня рисков возможного столкновения для каждого маневра. Ввод исходных данных и реализацию одного из рекомендуемых вариантов маневрирования осуществляет штурман.

Постановка задачи

Разрабатываемая СППР должна обеспечить решение следующих задач: выбор оператором (штурманом корабля) правильного маневра в условиях динамически изменяющейся навигационной ситуации и ограничений по времени, совершенствование его профессиональных навыков, приобретение новых знаний относительно того, как следует действовать в аналогичных ситуациях в случае их возможного повторения в будущем.

Принимая во внимание определенные ограничения, существующие в районе маневрирования, такие как береговая линия, рельеф дна, стационарные объекты, другие суда, задача избегания столкновений на море сводится к динамической оптимизационной задаче с статическими и динамическими ограничениями. Такая задача является NP сложной, а наличие динамических ограничений существенно осложняет процесс ее решения в режиме реального времени, и требует использования принципиально новых методик, а также технических и программных средств. Анализ ряда существующих работ в данной предметной области [2,3,4] показывает, что для ее решения могут быть использованы методы нелинейного программирования, сужения пространства поиска путем формирования матрицы допустимых маневров для анализируемой ситуации, механизмы нечеткой классификации ситуаций. Наиболее перспективным подходом к решению рассматриваемой многокритериальной динамической оптимизационной задачи является использование методов эволюционного моделирования. Применение эволюционной технологии отыскания оптимальной траектории судна по сравнению с другими существующими подходами, дает ряд преимуществ: универсальность, возможность проведения всех необходимых расчетов в режиме реального времени, возможность одновременного отыскания нескольких субоптимальных решений, отсутствие необходимости внесения существенных корректировок в алгоритм решения задачи при изменении исходных данных (числа объектов возможного столкновения) [5].

Главной целью настоящей статьи является разработка теоретических положений и методологии решения задачи расхождения судов методами эволюционного моделирования с последующей их реализацией в модулях СППР по выбору безопасной траектории движения судна в условиях возможного столкновения.

Решение задачи

Пусть в соответствии с запланированным маршрутом судно должно пройти путь R0 за некоторое предполагаемое время, избегая в процессе плавания столкновения с подвижными и неподвижными препятствиями. Выбор возможной траектории движения судна в этих условиях представляет собой сложный компромисс между необходимостью отклонения от выбранного курса и безопасностью плавания. Практически уровень опасности столкновения на протяжении всего маршрута непостоянен и, в общем случае, зависит от двух основных параметров: Rвс – расстояния до точки возможного столкновения и Tвс – времени до момента возможного столкновения. Эти параметры, в свою очередь, зависят от исходного расстояния между судами, их скоростей и курсов. Каждый объект возможного столкновения (подвижный или неподвижный) описывается следующими параметрами: пеленг, скорость, расстояние и курс.

Оценка собственной траектории судна в ситуации столкновения состоит в определении пути Z, как части заданного маршрута R0, от текущей позиции (стартовой точки) (x0, y0) є R0 до конечной точки (xk, yk) є Rk. Этот путь представляет собой последовательность элементарных отрезков zi (i = 1,...,n), связанных друг с другом точками поворота (xi, yi) . Выбор стартовой и конечной точек зависит от видимой линии горизонта и определяется штурманом. Ограничения текущей ситуации определяются как:

1 (1)

Статические и динамические ограничения решаемой задачи могут представлены соответственно множествами: Si, (i=1,...,k) и Di(t), (i =k+1,...,m). Тогда область безопасных (без возможности столкновений) путей может быть определена как:

2 (2)

Таким образом, путь Z безопасен (Z є Zb), если каждый его сегмент zj (j = 1,...,n) , удовлетворяющий ограничениям текущей ситуации X, не пересекает статических ограничений Si и в течение интервала времени t, считая от текущего момента, судно не пересечет ни одной области Di(t), характеризующей динамические ограничения задачи. Пути, пересекающие ограничительные области, определенные статическими и динамическими ограничениями, являются ненадежными, или опасными путями. Задача выбора собственной траектории судна в ситуации столкновения решается с помощью эволюционного поиска безопасных траекторий движения в пространстве Х возможных траекторий, с последующим выбором оптимального или субоптимального пути Zo из множества Zб в соответствии с имеющейся целевой функцией. Целевая функция (фитнесс функция) выбирается исходя из критериев максимальной безопасности и экономичности маршрута движения судна.

Изначально предполагается, что судно движется с постоянной и известной скоростью из начальной точки (x0, y0) в конечную точку (xk, yk). Исходя из направления и скорости движения других судов, а также расположения препятствий в районе маневрирования, определяются возможные точки столкновений (xвс, yвс) для каждого объекта. Зная длину сегмента маршрута от стартовой точки (x0, y0) до точки возможного столкновения (xвс, yвс), а также текущую скорость судна, можно определить интервал времени tвс, необходимый для достижения этой точки и вероятность возможного столкновения с объектом, исходя из расстояния, которое будет между ним и судном в момент их приближения к точке (xвс, yвс).

Представление множества возможных путей движения судна и выбор из них осуществляется с помощью генетического алгоритма. При кодировании в хромосомы вносится информация о курсе и скорости движения судна. Генерируя новые популяции и применяя к ним фитнесс функцию, определяем множество возможных маршрутов движения, как множество маршрутов, удовлетворяющих ограничениям Si и Di(t). Ввиду того, что маневр курсом предпочтительней маневра скоростью, вначале модифицируются только те участки хромосом, которые кодируют курс судна, и далее, в случае недостижения требуемого результата – кодирующие скорость. Критерием останова служит достижение оценки уровня риска возможного столкновения ниже заданного порогового значения. Полученное множество субоптимальных маршрутов предоставляется штурману в качестве рекомендации СППР.

Заключение

Разработка отдельных модулей СППР и их предварительное тестирование позволяют сделать следующие выводы. Эволюционные алгоритмы вполне могут эффективно использоваться в качестве инструментария для решения задач избежания столкновений на море, так как позволяют получать одновременно множество субоптимальных решений в достаточно короткое время (несколько секунд). Задача эволюционной оценки собственной траектории судна в этом случае сводится к адаптивному поиску в множестве безопасных траекторий, определяемого путем наложения на множество возможных маршрутов множеств статических и динамических ограничений с последующим выбором оптимальной траектории согласно имеющейся фитнесс функции. Перспективным направлением дальнейших исследований является определение безопасной траектории судна в условиях, когда другие суда движутся встречными курсами, существенно изменяя при этом скорость своего движения.

Литература

  1. IMO Preference Standards for Automatic Radar Plotting Aids (ARPA). Resolution A. 422 (XI), Nov. 1979.
  2. Smierzchalski R., Michalewicz Z., Proceedings of the 5th International Conference on Evolutionary Computation, Anchorage, Alaska, May 4-9, 1998, pp.342-347.
  3. Lisowski J., Smierzchalski R., Assign of Safe and Optimal Trajectory Avoiding Collision at Sea. 3rd IFAC Workshop Control Application in Marine System, Trondheim-Norway, 1995.
  4. Furuhachi T., Nakaoka K., Uchikawa Y., A study on classifier system for finding control knowledge of multi-input systems, Genetic Algorithms and Soft Computing., F Herrera, J.L. Verdegay (Eds), Physica-Verlag, pp. 489-502, 1996.
  5. Гладков Л.А., Зинченко Л.А., Курейчик В.В., Курейчик В.М., Лебедев Б.К., Нужнов Е.В., Сорокин С.Н. Методы генетического поиска: Научное издание / Под ред. В.М. Курейчика. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. 122 с.