← Библиотека

Математическая модель ранжирования видов рекламы при продвижении клининговой компании на основе мультимножеств

Автор: Снежок К.В. Вовк О.Л.

Источник: V міжнародна науково-технічна конференція студентів, аспірантів та молодих науковців «Інформатика та комп’ютерні технології»- Донецьк: ДонНТУ, 2009.

На сегодняшний день владельцы и арендаторы коммерческой недвижимости, обеспокоенные вопросом максимальной прибыли от собственного бизнеса, часто забывают о том, что важной составляющей этих процессов является ухоженный внешний вид здания и чистота его помещений. Для того, чтобы объект коммерческой недвижимости эксплуатировался и приносил максимальные прибыли как можно дольше, требуется профессиональный уход за всеми его составляющими: фасадом, крышей, декоративной отделкой помещений, оборудованием, отдельными предметами интерьера и т.д.[1]

Чистота и ухоженность помещений в торгово-развлекательных комплексах, гостиницах или ресторанах является важной составляющей, способствующей увеличению потоков посетителей и потенциальных арендаторов; в офисных центрах — необходимым условием успешного и эффективного развития бизнеса. Естественно, что с большим объемом работ, объединенных понятием «клининговые услуги», вряд ли смогут качественно управиться штатные сотрудники для уборки помещений, тем более что каждая сфера клининга требует профессионального подхода, использования высокотехнологичного оборудования, а зачастую — и значительных временных затрат. К примеру, мытье окон в высотном объекте со светопрозрачным фасадом может занимать больше недели.

С появлением на украинском рынке зарубежных организаций, формирующих спрос на коммерческие помещения, отечественные игроки стали перенимать международный опыт управления объектами, в частности, передачу на аутсорсинг специализированных направлений деятельности, таких как клининг. Международные компании давно не используют труд штатных работников для уборки помещений, а подписывают долгосрочные контракты о партнерстве с профессиональными клининговыми компаниями.

Сегодня украинский рынок клининговых услуг находится на стадии формирования. Несмотря на то, что первые фирмы, специализирующиеся на профессиональной уборке, появились в Украине в конце 1990-х годов, но их услуги используются в 15% недвижимости страны.

Cейчас в Украине наблюдается период переосмысления владельцами объектов недвижимости и арендаторами понятия «клининг», его влияния на успешность развития бизнеса, эффективность рабочего процесса, длительность эксплуатации любого здания, а также отдельных предметов интерьера и экстерьера. В связи с постепенным повышением уровня качества реализующихся проектов и требований к уже реализованным объектам со стороны арендаторов, ужесточаются требования к технологическим решениям фасадных конструкций и инженерных систем здания, оформлению интерьеров, качеству материалов, используемых при отделке помещений, и многому другому. Соответственно, изменяются требования по уходу за дорогими качественными материалами, оборудованием и мебелью. Таким образом, услуги профессиональных клининговых компаний становятся все актуальнее и выгоднее как для арендодателей, так и для арендаторов коммерческих помещений.

За неполные десять лет своего существования в Украине рынок клининговых услуг прошел динамичный путь развития. Назовем только наиболее ярко выраженные тенденции его функционирования:

– сформировался новый тип клининговых компаний, предоставляющих качественные услуги профессиональной уборки и способных обслуживать крупных корпоративных заказчиков;

– изменился тип заказчика (теперь последний заинтересован в аутсорсинге клининговых услуг и заключении долгосрочных контрактов по ежедневному обслуживанию);

– постепенно начал внедряться международный опыт в формировании корпоративного стандарта клининга;

– появилось новое профессиональное высокотехнологичное оборудование и качественные химические средства.

Сегодня фирмы уже отмечают наличие конкуренции в клининговом бизнесе, что, несомненно, является показателем его качественного развития, ведь чем сильнее конкуренция, тем выше качество предоставляемых услуг.

Среди конкурентных преимуществ в сфере клининга, по словам специалистов, можно назвать эффективную систему подбора и обучения персонала, четко организованную структуру управления, плановую организацию всех процессов уборки, жесткое соблюдение технологических программ, наличие профессиональной техники, инвентаря и химических средств, трехуровневый контроль качества работ и многое другое.

Однако, существуют клининговые фирмы, которые только начали свой путь, и устоять при достаточно высокой конкуренции они смогут лишь за счет завоевания рынка услуг. А достигнуть этого они могут лишь за счет осведомленности потребителей, что достигается за счет рекламы.

Проанализируем виды рекламы, а также оценки ее эффективности и практичности для новой фирмы на рынке[2].

В основе анализа лежит оценка экспертов некоторых видов рекламы по определенным критериям[3].

В качестве типов рекламы для анализа А предлагаются следующие виды:

- А1 – расклейка объявлений ;

-A2 – раздача листовок;

- А3 –раздача флаеров

- А4 – реклама на бигбордах;

- А5 – объявления в газетах;

- А6 – радиореклама;

- А7 – телереклама;

- А8 – почтовая.

Введем множество Q – множество критериев оценки эффективности и практичности рекламы:

- Q1 – быстрота действия (возможные ответы: q11= низкая, q21= высокая);

- Q2 - привлечение мелких заказчиков (договор- 1-2 т.грн.)(возможные ответы: q12=да, q22= нет);

- Q3 - привлечение средних заказчиков (договор- 2-10 т.грн.)(возможные ответы: q13=да, q23=нет);

- Q4 - привлечение крупных заказчиков (договор- 10-….т.грн.) (возможные ответы: q14= да, q24=нет);

- Q5 - стоимость рекламы (возможные ответы:q15= высокая, q25=средняя, q35=низкая);

- Q6 - качество составления рекламы (возможные ответы: q16=низкое, q26= высокое).

- Q7- количество вторичной аудитории (возможные ответы: q17=низкое, q27= высокое).

Кроме оценки каждой из предлагаемых реклам множества А по критериям множества Q каждому эксперту предлагалось отнести каждую дисциплину к одному из множеств Xa (ra= реклама, необходимая при продвижении фирмы ) или Xb (rb= реклама, которая не нужна при продвижении фирмы ).

В следствии оценки экспертов различных видов рекламы мы получаем таблицу.

Объединим объекты Ai, относящиеся к заданным классам Xa и Xb. Получим преобразованную таблицу решений, строки которой соответствуют мультимножествам Xa и Xb. Считаем, что дисциплина Ai относится к классу Ха, если ra(Ai)>rb(Ai), иначе дисциплина относится к классу Хb, для i[1,8].

Рассчитаем расстояние d1 для каждого критерия согласно формуле:

Оценим точность аппроксимации по s-ой группе признаков (se[1,7] ):

Выберем аппроксимирующие признаки qs* для каждого критерия (аппроксимирующим считаем тот признак, для которого выполняется условие для данных таблицы 2 Xa(qs*)>Xb(qs*)):

Упорядочим аппроксимирующие признаки qs* по убыванию точности аппроксимации ρs .

Ранжирование аппроксимирующих признаков по величине расстояния d1 показывает наиболее важный при выборе рекламы критерий оценки эффективности и практичности рекламы.

Задача оценки видов рекламы, а также их эффективности и практичности является актуальной (не только для фирм, которые только вышли на рынок, но также и для давно существующих фирм, целью которых является удержания своих позиций на рынке) и сложной задачей ранжирования объектов, заданных противоречивыми признаками. В данной работе предлагается решение данной задачи на основе совокупности количественных и качественных показателей. Причем учет качественных показателей предлагается проводить с помощью аппарата мультимножеств.

В дальнейшем планируется экспериментальное исследование предложенного метода оценки видов рекламы, а также их эффективности и практичности на реальных данных.


Литература:

[1] Марина Сугак Commercial Property №8(48), август 2007 http://commercialproperty.ua/analytics

[2] Петровский А.Б. Упорядочение и классификация объектов с противоречивыми признаками // Новости искусственного интеллекта. – 2003. – №4. – 17 с.

[3] Петровский А.Б. Пространства множеств и мультимножеств. – Москва: Едиториал УРСС, 2003. – 248 с.


© 2010 Cнежок К.В. ДонНТУ