РАЗБОР ПРИМЕРОВ ВЫДЕЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. ПРИМЕР КОМПАНИИ «БИТЕК».

Авторы: Киселев А.И.

Источник: http://orgstructura.livejournal.com/4516.html

      

      В качестве следующего примера я хочу рассмотреть подход к выделению бизнес-процессов (БП), предлагаемый компанией «БИТЕК» (Бизнес-инжиниринговые технологии):

графическая схема

Рисунок 1. Графическая схема бизнес-процесса

      На представленной иллюстрации можно увидеть пример классификации, используемой данной компанией. Специалисты «БИТЕК» используют следующую исходную классификацию:

  • основные бизнес-процессы — генерируют доходы компании;
  • обеспечивающие бизнес-процессы — поддерживают инфраструктуру компании;
  • бизнес-процессы управления — управляют компанией;
  • бизнес-процессы развития — развивают компанию.

      Далее основные процессы уточняются следующим образом:

  • процессы, создающие добавленную стоимость продукту, который производит компания;
  • процессы, создающие продукт, представляющий ценность для внешнего клиента;
  • процессы, прямой целью которых является получение доходов;
  • процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги.

      Этот набор критериев выделения, восходящий к «классикам» Хаммеру и Чампи, все же недостаточно хорош, чтобы однозначно выделить совокупность основных БП. Как мне представляется, нет ничего лучше и понятнее, чем использование в качестве границ основного БП заявленной потребности и удовлетворенной потребности платежеспособного клиента.

      Пункт «Процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги» вообще вносит сумбур, поскольку отражает скорее идеологию, нежели реальную действительность. Здесь я имею в виду распространенное убеждение, что существуют некие БП, которые не добавляют ценности, поэтому они должны по возможности устраняться. Т.е. предполагается заведомая глупость управляющих бизнесом. На самом деле любые подсистемы бизнеса обусловлены комплексом используемых технологий и культурой организации, поэтому нельзя устранить какой-либо вид деятельности без глобального пересмотра, как минимум, управленческой технологии.

      В отношении обеспечивающих бизнес-процессов даны следующие дополнительные определения:

  • обеспечивающие бизнес-процессы — процессы, клиентами которых являются основные процессы, структурные подразделения и сотрудники организации;
  • обеспечивающие бизнес-процессы — процессы, которые поддерживают инфраструктуру организации.

      Как говорится, начали «за здравие», а закончили «за упокой». Ведь если поправить формулировку, написав, что обеспечивающие БП работают на внутренних клиентов, а не только на основные бизнес-процессы, определение будет вполне достаточным. Зачем говорить про сотрудников организации и подразделения, про поддержку инфраструктуры? Здесь явное нарушение целостной «процессной» логики, подразумевающей, что мы принимаем во внимание только взаимосвязи между бизнес-процессами.

      Для бизнес-процессов управления даны такие характеристики:

  • процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации и регулируют ее текущую деятельность;
  • процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации.

      «Отличительными особенностями процессов управления является их типовая структура (планирование, организация, учет, контроль, регулирование). Различие между управленческим процессами определяется спецификой объектов управления, которыми они управляют, бизнес-процесс «Управление финансами» управляет объектом «деньги», бизнес-процесс «Управление маркетингом» управляет объектом «клиент», бизнес-процесс «управление персоналом» — объектом «Персонал» и т.д.»

      Получается, что достаточно выделить значимый объект, чтобы на его основе появился соответствующий управленческий процесс. Но «Управление товарным запасом» — чем не обеспечивающий процесс? Или «Обеспечение безопасности» разве не включает в себя обозначенные выше процедуры управленческого цикла? Вся деятельность организации пронизана управлением, поэтому выделение бизнес-процессов управления таким образом выглядит достаточно абсурдно. Кроме того, такие бизнес-процессы будет технически сложно разграничить с основными и вспомогательными БП.

      На бизнес-процессах развития не буду останавливаться подробно. Фактически, это все те же процессы управления, только имеющие более длительный управленческий цикл. Строго говоря, особого смысла отнесения их в отдельную категорию нет. Развитие технологии, структуры и ресурсов организации тесно связано с их использованием. Поэтому опять-таки возникнет проблема разграничения БП управления и развития.