ПОЧЕМУ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМ ТРЕБУЕТСЯ ВНИМАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ

Авторы: Климентионок В.А.

Источник: http://www.krconsult.org/analytics/article/reorganization/42.html

      

      Как часто нам приходится сталкиваться со следующей ситуацией: компания успешно и динамично развивается, но построена исключительно на гении одного человека. Благодаря таланту и амбициям руководителя она занимает завидное положение на рынке. Однако в один прекрасный момент масштабы компании ослабляют ее управляемость. Компания становится громоздкой, неповоротливой и уже не так быстро и хорошо реализует новые идеи своего лидера.

      Иногда в такой ситуации наличие прибыли оказывается скорее случайностью, чем закономерностью. Ее получение напрямую не связано с эффективностью деятельности компании, — просто удачно сложилась рыночная конъюнктура. Некоторые руководители, назначенные собственниками (либо сами собственники бизнеса) упускают это из вида. Ослепленные сиюминутной прибылью, они полагают, что дела будут идти хорошо и в дальнейшем. Вместо того, что бы совершенствовать компанию, разрабатывать стратегию развития, сокращать издержки и увеличивать прибыль, они пускают функционирование компании на самотек. Компания «впадает в спячку»: она существует, но признаков активной жизни нет. Одним из современных управленческих подходов, позволяющих повысить операционную эффективность деятельности компании, сделать ее гибкой и быстро реагирующей на изменения рынка, является процессный подход к управлению. Компания представляется как совокупность бизнес-процессов и управление компанией сводится к управлению ее бизнес-процессами.

Понятие бизнес-процесса

      Что же такое бизнес-процесс? — это некоторая деятельность компании (последовательность работ), целью которой является преобразование входов (ресурсов) в выходы (продукты, услуги), представляющие ценность для клиента. Ресурсами бизнес-процессов могут быть материалы, информация, финансы, персонал, оборудование, технология, программное обеспечение, инфраструктура и т. д.

      Схематично понятие бизнес-процесса можно представить следующим образом:

графическая схема бизнес-процесса

Рисунок 1. Графическая схема бизнес-процесса

      Поставщики и клиенты бизнес-процесса бывают внешними и внутренними по отношению к компании.

      Внешними поставщиками или клиентами бизнес-процессов могут выступа:

  • поставщики сырья, оборудования, услуг, которые использует компания;
  • покупатели/потребители продукции и услуг компании;
  • государство, налоговые органы, банки и т. д.

      Внутренними поставщиками или клиентами бизнес-процессов выступают подразделения компании или другие бизнес-процессы. Например, внутренним клиентом бизнес-процесса. «Планирование продаж» является производство или бизнес-процесс «Планирование производства». Управление бизнес-процессами в компании осуществляется через «владельцев». Владелец бизнес-процесса — это должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении ресурсы и информацию о бизнес-процессе. Владелец управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за его результаты и эффективность.

Классификация бизнес-процессов

       Бизнес-процессы имеют множество классификаций, которые используются для того, что бы заострить внимание руководителей на тех или иных группах бизнес-процессов. Одна из самых распространенных — это классификация бизнес-процессов по добавлению ценности продукту или услуге компании. Если в этой классификации выделить еще и бизнес-процессы управления и развития, которые требуют к себе особого внимания и обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность компании, то мы получим следующее разделение бизнес-процессов на:

  • основные;
  • вспомогательные;
  • управления;
  • развития;

      К основным относятся бизнес-процессы, добавляющие ценность продукту или услуге компании. Например, это бизнес-процессы закупок, получения заказов, производства, доставки и сервисного обслуживания. К основным могут относить и бизнес-процессы, дающие компании конкурентное преимущество. Вспомогательные бизнес-процессы на прямую не добавляют ценности продукту или услуге, но увеличивают его стоимость. К вспомогательным можно отнести бизнес-процессы маркетинга, складирования, обслуживания оборудования, информационного обеспечения, административно-хозяйственного обеспечения. Бизнес-процессы управления и развития то же на прямую не добавляют ценности продукту или услуге. Например, к бизнес-процессам управления относят управление финансами, стратегическое и оперативное управление компанией. А к бизнес-процессам развития — разработку новых продуктов и услуг, внедрение новых технологий и стандартов работы.