В библиотеку

Экономическое неравенство и политика социальной защиты населения в Украине


Ярош О.В.
Научный руководитель: Рыбникова Г.И.


Источник: Экономика 21 века — 2007г./Материал международного сборника научных трудов. — Донецк, ДонНТУ — 2007



Цель работы – определение сущности экономического неравенства и политики социальной защиты населения, выделение моделей социальной защиты населения разных государств


DТермин «социальная защита» в нашей социально-экономической литературе еще в недалеком прошлом практически не использовался. Речь шла о социальном обеспечении в основном маргинальных групп населения: пенсионеров, инвалидов, детей и некоторых других. Если же говорить о собственно экономически активном населении, то его социальная зашита, безусловно, осуществлялась. Однако рассматривалась она как система организационных мероприятий государства по охране труда. Соответственно этому, скажем, в курсе «экономика труда» изучались проблемы полной занятости населения, системы и принципы организации оплаты труда, подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации и т.д.

В условиях становления многоукладной экономики, развития рыночных отношений характер проблем социальной защиты приобретает новые специфические черты, которых не было ранее. Сегодня основу экономики во все большей мере образует рынок. Он, как известно, выступает в качестве инструмента, или механизма, который сводит покупателя и продавца конкретных товаров или услуг, в нашем случае – товар «рабочая сила» или услуги, которые оказывает владелец рабочей силы собственнику средств производства (капитала). В отечественной литературе подавляющее большинство авторов товаром считают рабочую силу. Однако, как бы мы не определяли объект купли-продажи, он обладает определенной спецификой. Рынку труда присуща определенная социализация, не свойственная другим рынкам. Она выражается, прежде всего, в одушевленности предмета купли-продажи со всеми вытекающими отсюда последствиями. И эта социализация становится все более необходимой по мере развития общества, что определяется не только и не столько альтруистическими, но прежде всего экономическими соображениями. Человек во все большей мере становится новым источником экономического равновесия и роста. Роль и значение человеческого капитала возрастает: увеличиваются вложения предпринимателей в человека. Вместе с тем, существует и другая тенденция.

На первый взгляд может показаться, что в наци¬ональных системах социальной защиты стран Ев¬ропейского союза больше различий, нежели сход¬ства, поскольку каждое государство шло своей до¬рогой при формировании социальной политики. Тем не менее возможна их типологизация, помога¬ющая лучше изучить опыт европейских стран и применить его в украинских условиях. Под моделью социальной защиты понимаются сложившиеся принципы организации и функционирования про¬грамм социального обеспечения. Согласно отчету Европейской комиссии, представленному в 1995 г., в странах ЕС доминируют четыре основные модели: континентальная, англосаксонская, скандинавская и южно-европейская.

Континентальная модель: Германия Континентальная модель, также называемая бисмарковской, устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. Главные принципы этой модели были заложены в Германии в конце XIX в. канцлером О. Бисмарком, подготовившим основу прогрессивного для того времени социального законодательства, которое в дальнейшем послужило образцом для других индустриальных государств. Именно тогда были созданы три отрасли социального страхования, существующие в Германии и по сей день: страхование по старости и инвалидности, по болезни и от несчастных случаев на производстве. Основные принципы данной модели присущи также Австрии, Франции, странам Бенилюкса. Один из базовых ее принципов – профессиональная солидарность, которая предусматривает существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Фонды аккумулируют социальные отчисления с заработной платы, из которых и осуществляются страховые выплаты. Подобные страховые системы, как правило, не финансируются из государственного бюджета – принцип бюджетной универсальности противоположен этой модели социального обеспечения. Однако в современных условиях существования социального государства в Европе с его обширной сетью программ эта модель защиты не всегда основывается только на данном принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например из-за отсутствия необходимого страхового стажа), солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики бисмарковской модели.

Англосаксонская модель: Великобритания Англосаксонская модель социальной защиты, используемая Великобританией и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству в 1942 г. Значительное влияние на нее оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяется платежеспособным спросом, а следовательно, необходимо перераспределение доходов в интересах социальных групп с низкими доходами. Беверидж предложил организовать систему социальной защиты, во-первых, на принципе всеобщности (универсальности), то есть распространить ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан, и, во-вторых, на принципе единообразия и унификации социальных услуг, что выражалось в одинаковом размере пенсий и пособий, а также условий их выплат. Условие "равные пособия за равные взносы" Беверидж считал социально справедливым, а потому в большинстве случаев соблюдался принцип равенства пенсий и пособий независимо от размера утраченного дохода.

Скандинавская модель: Швеция Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальные услуги определяются в ней как гражданские права, а все граждане имеют права на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как милость государства, а как законное право гражданина. Исключением является страхование по безработице, выделенное из системы государственной социальной защиты и основывающееся на принципе добровольности. Отличительная черта скандинавской модели – широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. В целом предлагаемый уровень социальной защищенности довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Основополагающий принцип шведской социальной защиты – ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад.

Южно-европейская модель: Италия Италия, Испания, Греция и Португалия представляют так называемую южно-европейскую, или рудиментарную модель социальной защиты. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических и структурных изменений социальной защиты начали совершенствоваться. Как правило, уровень социального обеспечения в данной модели относительно низок, а социальная защита относится к сфере заботы родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль. Одна из основных проблем социальной защиты Италии – исторически сложившееся различие в доходах населения северных и южных регионов, что отражается в статистике по безработице. По отношению к общему уровню безработицы в стране (11.3% в 1999 г.), уровень безработицы на Севере составлял около 7.5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а на Юге – более 20%. Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую начинают играть некоторые виды системы социального страхования. Прежде всего это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах помимо своего основного назначения выполняет роль помощи по безработице и социальной помощи.