ДонНТУ Портал магістрів ДонНТУ


 
 


Біографія Автореферат Електронна бібліотека Каталог посилань Індивідуальне завдання

Флористика: как всё начиналось


Вы когда-нибудь задумывались, откуда пошла традиция дарить цветы? Кажется, что этому обычаю тысячи лет, однако, это не совсем так… Сегодня покупка цветов на пике своей популярности . Каждый может позволить себе эту маленькую роскошь. Человечество издавна привлекали красота и хрупкость бутонов, их изящество и пленительные ароматы. На протяжении веков люди дарили цветы своим близким, украшали ими себя, свои дома и храмы. В Древней Греции у каждого бога был свой определенный цветок. Такими букетами наполняли святыни, чтобы умаслить жителей Олимпа. В Индии и Индонезии уважаемых гостей до сих пор одаривают длинными гирляндами из живых цветов.

В Европу и Россию экзотические цветы попали благодаря мореплавателям. Так эпоха великих географических открытий поспособствовала прогрессу и во флористике. Возвращаясь в родные края, путешественники привозили с собой корни и семена редких растений. Интерес к разведению необычных цветов резко возрос, и уже в начале XV века в Европе начали появляться ботанические сады.

Не сидели без дела и дизайнеры. Они быстро поняли, что такой элемент декора, как цветок, произведет фурор в мире моды, а, следовательно, принесет немалые доходы. Целые «сады» на широкополых шляпах, небольшие композиции соцветий в пышных прическах, платья, полностью расшитые живыми бутонами… Вот неполный список основных модных тенденций того времени. Огромные букеты, составленные из самых невероятных видов растений, стали показателем социального статуса в богатых слоях общества. Известные дворянские дома негласно соревновались в том, у кого на торжестве будет самый запоминающийся букет. В отличие от современных букетов композиции того периода были довольно тяжелыми из-за чересчур ярких и кричащих цветов и по своему весу. Тем не менее традиции преподносить эстетично оформленные букеты возлюбленным дамам сложились именно тогда.

Ничто не вечно, и через несколько столетий в Европе стали популярны немного другие букеты. Сформировались стили «Виктория», «Помпадур», «Бидермеер», главной чертой которых было контрастное сочетание сочных цветов и по-весеннему яркой зелени. Но такая мода продержалась буквально пару десятилетий, к концу девятнадцатого века признаком хорошего вкуса стали аккуратные и спокойные по цветовой гамме композиции. В это же время появился новый изыск — портбукеты — специальные воронки, обтянутые шелком, отделанные всевозможными аксессуарами в виде кружев, блестящих камешков и даже драгоценных металлов! Фантазия дизайнеров поистине была безграничной. Хитом тех сезонов можно назвать букеты, сплетенные в форме сердца, птицы, символического круга и скрипичного ключа. Австралиец Г. Макарт внес еще одно новшество в искусство аранжировки — использование не только живых цветов, но и части засушенных растений, а также бабочек и птичьих перьев. Такие букеты получили название в честь своего создателя — макартовские.

В нашей стране флористика развивалась своим, отличным от Европы путем. Славяне охотно использовали цветы в своих обрядах, гуляниях и мифах. Известно, что в ночь на Ивана Купалу девушки гадали на суженных- ряженых, пуская по рекам венки со свечами. Близость к природе и стремление к естественности заранее определили особенности отечественной школы составления букетов. В первую очередь, это скромные, ненавязчивые цвета, легкий аромат и простота. Во-вторых, размещение цветков на некотором расстоянии друг от друга, чтобы не получалось сплошных ярких пятен. Появлению этого, так называемого «природного стиля», мы обязаны язычеству. Наши предки превозносили обычные полевые и лесные цветы, а главное — умеренность во всем.

После октябрьской революции для искусства аранжировки букетов настали черные времена. Идеология отрицала какую-либо значимость флористики, делая упор лишь на экономику и сельское хозяйство. И, казалось, что уже ничто не вернет это искусство на прежний уровень, как нежданно настала хрущевская оттепель. Для нашей флористики она ознаменовала второе рождение. С тех пор искусство аранжировки букетов непрерывно двигается вперед. Поражающая смелость дизайнерских решений — прямое тому подтверждение. Однако, несмотря на современные технические возможности и полет фантазии, основной тенденцией по-прежнему остается стремление к строгости и максимальной естественности.

Существует множество легенд о цветах и хотелось бы рассказать о каждом отдельно, но остановимся на двух наиболее экзотических и таинственных…


«Райская птица» стрелиция




Цветы необычны еще и тем, что совсем не пахнут. Они могут даже показаться искусственными. Их форма очень причудлива — они напоминают хохлатые головы райских птиц.




Стрелиция — красивое и грациозное растение, называемое также райской птичкой — пришло к нам из Африки. Именно в Южной Африке, в лесах Капских гор, его впервые обнаружили в 18 веке английские путешественники. Он поразил их своей довольно странной формой и необычным цветом — ярко-оранжевый цветок с голубоватым или фиолетовым отливом. Англичане привезли его в Европу и назвали стрелицией — в честь Шарлоты-Софии, жены короля Георга Третьего, урожденной герцогини Мекленбург Стрелитц.

Цветок был представлен в 1773 году в Лондонском Ботаническом саду. И с тех пор цветок распространился очень обширно — стрелиция приживается везде, где тепло и солнечно. А в Лос-Анжелесе она любима настолько, что даже стала символом города.

Стрелиция — растение высокое, может вырасти до двух метров в высоту. У нее волнистые темно-зеленые листья. Цветы необычны еще и тем, что совсем не пахнут. Они могут даже показаться искусственными. Их форма очень причудлива — они напоминают хохлатые головы райских птиц.

Стрелиций в природе немного — всего пять видов. Больше остальных распространена «Королевская стрелиция». В естественной среде они растут на берегах рек и ручьев, а опыляются маленькими птичками!

Это растение очень любимо в Буэнос-Айресе. Вообще в Аргентине ее высаживают везде и в очень больших количествах. В Буэнос-Айресе она растет всюду — вдоль широких проспектов, в маленьких двориках. Жители этого города уже давно не воспринимают стрелицию как экзотическое растение, они привыкли к ее постоянному присутствию. Она очень украшает город своими цветами — в Аргентине стрелиция готова цвести почти весь год.

Срезанный цветок стрелиции остается свежим очень долго — 3-4 недели. Поэтому стрелиция часто используется в букетах. Стрелиция вообще относится в первую очередь к так называемым мужским цветам. Она помогает флористам создать контрастные и по форме, и по цвету букеты — симметричные, яркие, крупные.

При выращивании стрелиции в домашних условиях, она будет цвести в течение нескольких недель весной. Для этого ей необходим яркий свет (но с притенением), в комнате — простор и свежий воздух, умеренный полив. Также ей нужна подкормка с мая по август — минеральные и органические удобрения. Если выращивать стрелицию в высоком горшке, она достигает полутора метров в высоту. Вообще стрелицию несложно выращивать дома и при правильном уходе она редко болеет и не подвержена поражению вредителями. В летний период полезно содержать растение на улице — это способствует ее росту и цветению.


Легенда смертоносного и прекрасного цветка Амариллис




Амариллис — гордость, неприступность и мужественность. Если Вы хотите намекнуть мужчине, что он для Вас не просто друг — подарите ему амариллис







Цветы не перестают удивлять своими прекрасными и волшебными сказаниями. Легенда темной волшебницы Амариллис, чья история уходит своими корнями в далекое прошлое, имеет место быть среди мира цветов.

В давние времена жила прекрасная нимфа Амариллис, которая вместе с подружками весело проводила свое время. Каждый день был по-своему интересен: девушки болтали без умолку, заливались смехом, танцевали, украшали себя венками из цветов сказочной красоты и внимали мелодичным звукам свирели. Там, где ступала легкая ножка Амариллис, расцветали чудесные цветы с особенным ароматом, наполняя своим благоуханием лесной воздух. Даже птицы завидовали мелодичному голосу юной нимфы, когда она пела, сидя на берегу ручья. Уж очень хороша собой была Амариллис. Но у красавицы оказалось жестокое сердце. Очаровательная нимфа любила пленять своей красотой зазевавшегося пастушка или обычного прохожего (в то время боги еще спускались на землю, чтобы потешиться среди смертных). И никогда уже не суждено было бедному юноше, который хоть раз увидел Амариллис, полюбить другую девушку: умирал он от тоски по неземной красоте. А нимфа смеялась над несчастным и делилась с подругами своей очередной победой. И количество таких жертв несчастной любви к нимфе-кокетке неумолимо росло. Парни перестали жениться, а «земные» девушки не находили себе мужей. Дети перестали появляться на белый свет, и люди оказались на грани исчезновения. А красавица все не унималась, она, как и прежде, очаровывала мужчин. Увидели это боги и решили, что если не остановят Амариллис, то скоро на земле не останется ни одного человека. Все будут влюблены в юную нимфу и умрут от тоски по ней. И позвали они бога осени — бога увядания, чтобы тот наказал чародейку. Бог спустился на землю и, увидев Амариллис, влюбился в нее. Понял бог осени, что трудно ему будет избавиться от прекрасной девушки и задумал превратить нимфу Амариллис в прекрасный цветок. Его он перенес в далекую пустыню Южной Африки подальше от людей и наделил смертельной силой — ядом, который мог убить любого, кто рискнул бы сорвать чудное создание. Отныне в начале осени в пустынных землях Африки распускался цветок амариллис, которым можно любоваться только издали, а прикоснуться к нему нельзя.

Шли столетия, амариллис украшал своими удивительными цветами унылую пустыню, радуя бога осени своим цветением. Но в глубине цветка продолжала жить душа прекрасной нимфы, которая пообещала себе, что не будет больше так жестока к юношам. Но люди боялись прикасаться к ядовитому цветку и обходили ее стороной. Амариллис все же надеялась и ждала, что найдется человек, который полюбит ее в образе сказочного цветка, и тогда спадет заклятие бога осени. Однажды в тех краях оказался молодой ученый, который искал новые виды растений для создания лекарственного средства от страшных болезней. Увидев цветок амариллис, он влюбился в него без памяти, выкопал из почвы и аккуратно перевез в Россию. Он посадил волшебный цветок у себя дома в самом удобном и хорошо освещенном месте, чтобы амариллис чувствовала себя уютно, как дома. Каждый день ученый часами любовался своей недоступной возлюбленной, терпеливо ухаживая за привередливой красавицей. И однажды произошло чудо, которого долго ожидала юная нимфа. Любовь молодого человека к цветку оказалась настолько преданной, что чары, наложенные богом осени на Амариллис, развеялись.

Ночью, когда весь дом спал, из цветка вышла прекрасная девушка. Это была уже не прежняя легкомысленная нимфа, а юная темная волшебница с мягким сердцем. Познав все тяготы одиночества, она не захотела оставлять своего спасителя умирать от тоски по ней. Уходя, Амариллис в память о себе сохранила прекрасный цветок, который и по сей день цветет в начале осени.

© DonNTU 2009 Pigildina Victoriya.




Біографія    Автореферат    Електронна бібліотека      Каталог посилань      Індивідуальне завдання