ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

Д.Д.Сагирова, В.С. Пигильдина, С.В. Гридин

Донецкий национальный технический университет

Тезисы доклада на VІІI Международную научную конференцию аспирантов и студентов «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

 

Наибольшее влияние на уровень загрязнения окружающей среды оказывает величина выбросов энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие).

Основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Основные компоненты, выбрасываемые в атмосферу при сжигании различных видов топлива в двигателях всех видов, - нетоксичные диоксид углерода СО2 и водяной пар Н2О. Однако кроме них в атмосферу выбрасываются и вредные вещества, такие как оксид углерода, оксиды серы, азота, соединения свинца, сажа, углеводороды, в том числе канцерогенный бензапирен С20Н12, несгоревшие частицы топлива и т.п.  В   наиболее   значительном  количестве  образуются  выбросы соединений свинца; при интенсивностях движения более 30000  -  40000  автомобилей/сутки  существенное  воздействие могут оказывать выбросы кадмия и цинка.

Токсическими выбросами ДВС являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсических примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает ~45% СnHn от их общего выброса.             Исследования состава отработавших газов ДВС показывают, что в них содержится несколько десятков компонентов, основные из которых приведены в таблице 1. Диоксид серы образуется в отработавших газах в том случае, когда сера содержится в исходном топливе (дизельное топливо).

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большего выброса СО, Nox, CnHm и др. Дизельные ДВС выбрасывают в больших количествах сажу, которая в чистом виде не токсична. Однако частицы сажи несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе и канцерогенных.

         Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя– источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы СО увеличиваются в 4 – 5 раз.

         Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями

свинца. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5 – 3 кг свинца в год. Соединения свинца в настоящее  время  употребляются  в качестве антидетонирующей добавки в этилированном  бензине  марки А-76 в количестве 0,17 г/кг и для А-93 в количестве 0,37 г/кг. Концентрация свинца в воздухе зависит от

содержания свинца в бензине:

Содержание свинца в бензине, г/л…………0,15   0,20     0,25     0,50

Концентрация свинца в воздухе, мкг/м3…..0,40    0,50     0,55     1,00

Оценку  загрязнения  придорожных  земель выбросами свинца автомобилями  следует  вести  на  основе определенного расчетным путем уровня загрязнения

поверхностного слоя почвы.

Таблица 1 – Содержание компонентов различных веществ в отработавших газах ДВС

 

Компоненты

Содержание компонента, об. доли, %

 

Примечание

Карбюраторные ДВС

Дизельные

ДВС

N2

O2

H2O (пары)

CO2

H2

CO

NOx

CnHm

Альдегиды

Сажа

Бензапирен

74 – 77

0,3 – 8

3,0 – 5,5

5,0 - 12,0

0 - 5,0

0,5 - 12,0

До 0,8

0,2 - 3,0

До 0,2 мг/л

0-0,04 г/м3

10-20 мкг/м3

76 – 78

2-18

0,5-4,0

1,0-10,0

-

0,01-0,50

0,0002-0,5

0,009-0,5

0,001-0,09 мг/л

0,01-1,1 г/м3

до 10 мкг/м3

 

 

Нетоксичен

 

 

 

 

Токсичен

Уровень   загрязнения   свинцом   поверхностного  слоя  почвы  на различном расстоянии от края проезжей части автодороги определяется по формуле:

      Рп

Рс  = ------,

       h ·ρ

где     Рс - уровень загрязнения поверхностного слоя почвы свинцом, мг/кг;

                  Рп  - величина  отложения свинца на поверхности земли,  мг/м2

                           h -  толщина  почвенного слоя,  в котором распределяются выбросы свинца, м.  Принимается на пахотных землях равной глубине вспашки (0,2 - 0,3 м), на остальных видах угодий (в т.ч. целине) - 0,1 м.

                ρ - плотность почвы, кг3;

Величина Рп определяется по формуле:

Рп  = 0,4· К1· Uv · Тp ·Рэ  + F,

  где    К1  -  коэффициент,  учитывающий расстояние от края проезжей части,   принимается по таблице 2;

Uv - коэффициент,  зависящий  от  силы  и   направления   ветров,  принимается  равным  отношению  площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой зоне, к общей ее площади;

Тp - расчетный срок  эксплуатации  дороги  в  сутках,  принимается   равным  7300  суток,  что соответствует двадцатилетнему перспективному сроку;

F - фоновое загрязнение поверхности земли, мг/м2;

Рэ -  мощность   эмиссии   свинца   при   данной   среднесуточной интенсивности движения,  средней за расчетный период,  мг/(м·сут).

Таблица 2 – Зависимость величины К1 от расстояния от края проезжей части

Расстояние от края проезжей части, м

Величина К1

30

0,06

50

0,03

100

0,005

Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный, что давно практикуется в крупных городах ряда стран Западной Европы.