УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Водолазская М.Ю., Дмитренко М.А.
Руководитель – ст. преп. Портнова Галина Александровна.
(Донецкий национальный технический университет, г. Донецк, Украина)
Источник: Всеукраинская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых "Современное состояние и проблемы инвестиционного развития" - Донецк, ДонНТУ 2009 р.
В современных условиях стратегические возможности и
обеспечение эффективного развития предприятия в значительной степени зависят от
того, насколько успешно решаются задачи управления персоналом.
Система управления персоналом включает ряд стадий:
формирование, использование, стабилизация и собственно управление. Формирование
персонала – исключительно важная стадия в жизненном цикле нового предприятия.
Структура управления персоналом включает в себя разработку и проведение
кадровой политики, оплату и стимулирование труда, групповое управление,
взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления.
Основные функции управления персоналом включают в
себя: подбор, наем и формирование персонала; развитие организационной структуры;
наилучшее использование потенциала работника и его вознаграждение. Существуют
различные виды технологий управления персоналом: многозвенные, посреднические,
индивидуальные.
Ключевой задачей управления кадрами является
мотивация работников, которая способствует
более полному выявлению их трудового потенциала.
Как подчеркивают зарубежные специалисты по управлению,
новаторское предприятие, ориентированное на качество, а не на количество выпускаемой
продукции, все в большей степени зависят от человеческого фактора. Поэтому не
только характер стратегии, но и стиль руководства, квалификация людей, их
поведение должны постоянно анализироваться и совершенствоваться при
формировании организационных систем управления. Особые требования предъявляются
и к работникам кадровых служб. По своим функциям кадровые службы давно
переросли отделы по хранению кадровой документации, с которой их деятельность
начиналась. Основным содержанием их работы становится: планирование
потребностей в персонале, активные методы набора и найма, управление потерями,
анализ текучести, развитие кадров (подготовка и повышение квалификации, планирование
карьеры). Учет и делопроизводство не должны занимать более 10% фонда рабочего
времени кадровых служб.
В зарубежной
практике управления персоналом реорганизация крупных компаний была совершена
ещё в 70-80е годы. Формирование эффективно работающего коллектива в решающей
мере предопределяется философией предприятия, системой нравственных ценностей и
правил взаимоотношений между администрацией и сотрудниками.
Так, английская
философия бизнеса основывается на традиционных ценностях нации и теории
человеческих отношений. Она предусматривает уважение личности работника,
искреннюю доброжелательность, мотивацию работников и поощрение достижений,
обеспечение высокого качества работ и услуг, систематическое повышение
квалификации, гарантии достойного заработка.
Американская
философия бизнеса построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма
работника с чёткой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода
от нее.
Японская философия
менеджмента основывается на традициях уважения к старшему,
коллективизма, всеобщего согласия, вежливости. Преобладает теория человеческих
отношений и преданность идеалам фирмы, пожизненный
найм сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание
условий для эффективного коллективного труда.
На многих
отечественных предприятиях в сфере управления персоналом обнаруживаются
достаточно серьезные проблемы: использование изживших себя элементов административно-командной
системы управления, рассмотрение предприятия как закрытой системы, слабо
зависящей от изменений во внешней среде, малая заинтересованность персонала в
обеспечении стабильного положения предприятия и его конкурентоспособности,
недостаточная эффективность деятельности работников из-за слабой системы мотивации.
Поэтому необходимо реформирование систем
управления персоналом с учетом современных подходов к кадровому менеджменту в
мировом бизнесе. Нужен переход от чисто кадровых вопросов к разработке стратегии
внутрифирменного управления с учетом мировой практики, созданию принципиально
новой системы обучения кадров. Пока что проблема подготовки кадров, владеющих
теорией и практикой современного менеджмента, остается чрезвычайно актуальной.
Сейчас на предприятиях для эффективного подбора и
расстановки кадров применяют матрицу рабочих мест персонала. Проведя оценку качества
персонала путем сравнения характеристики работника с эталонными требованиями
рабочего места, определяется уровень соответствия работника занимаемой
должности и уровень его компетентности. В результате внедрения матрицы рабочих
мест предприятие получает мощный и действенный механизм для управления персоналом.
Как показывает опыт, важное место в системе управления
персоналом в современных условиях должны занимать инновационное обучение,
система управления талантами, сертификация персонала. Кадровая служба должна
быть нацелена на постоянное развитие персонала и ориентирована на перспективное
формирование команды.