Стимулирование и мотивация с целью повышения лояльности персонала организации

Автор: Тряпкина Ю.С.

Источник: http://journal.vlsu.ru

 Сам термин «лояльность» означает благожелательное, корректное, уважительное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, соблюдение существующих правил, норм, предписаний.

Природа лояльности персонала кроется в признании и уважении авторитета фирмы и ее руководителей. Причем эти чувства основаны на вполне конкретных надеждах и убеждениях персонала.

Условиями возникновения лояльности персонала организации являются: справедливое вознаграждение; удовлетворение потребностей в осознании собственной значимости, востребованности, развитии, самосовершенствовании; условия труда; удовлетворенность руководством и взаимоотношениями с ним.

Усилия руководства по повышению лояльности персонала окупаются многократно, т.к. сокращается количество злоупотреблений на рабочем месте. Лояльные сотрудники с пониманием относятся к проблемам организации, в которой они работают. Они готовы к временным финансовым трудностям, которые могут возникнуть, вспоминают и отзываются положительно о фирме, они более устойчивы к «переманиванию» компанией-конкурентом работников или клиентов, а также не возникает утечки ценной информации и использования ресурсов своей организации в личных интересах и целях. Что говорить, лояльные сотрудники относятся к своей компании с гордостью, способствуют формированию положительной репутации и имиджа фирмы, ее развитию и росту. 

Как же можно повысить лояльность персонала организации?

Основными подходами к созданию и улучшению этого качества у сотрудников организации являются стимулирование и мотивация.

Строгая, но справедливая политика вознаграждения способствует росту лояльности. Персонал должен видеть, как именно его личный труд, вклад в работу организации достойно оценен и вознагражден. Несправедливая оплата труда приводит к недовольству  руководством, зависти к коллегам разобщению людей, разочарованию в своей деятельности и организации в целом, что приводит к «антилояльности». Фирма должна честно и непредвзято оценивать и поощрять сотрудников.

Лояльность сотрудников базируется не только на материальном стимулировании. Все большее значение приобретают факторы нематериального стимулирования – мотивации (внутреннего фактора). И это второе условие лояльности. Признание коллегами и руководством, понимание важности деятельности, ответственность и ощущение компетентности, возможность профессионального развития, престижность работы — условия благожелательности и уважения к своей компании. Если руководство не замечает достижений персонала, это может привести к кадровой нестабильности и уходу сотрудников при обнаружении возможности зарабатывать больше. В рамках нематериального стимулирования лояльность можно поднимать и через социальные пакеты (страхование, оплата отдыха). Стержневым фактором мотивации сотрудников является удовлетворение их потребностей. Невнимание к этому фактору может свести на нет все усилия руководства.Избежать этого позволит применение технологии обратной связи. С ее помощью начальники больше узнают персональные потребности работников. Обратная связь – это психологический аспект, который  является проводником идей руководства к подчиненным разного уровня, способствующий правильному пониманию стратегических и тактических целей компании. Отсутствие или недостаток информации о результатах деятельности работников часто становится главной причиной низкой лояльности. Улучшая взаимоотношения сотрудников и руководителей, обратная связь создает атмосферу общего дела на пути к успеху. Лояльность необходимо контролировать на разных этапах работы с персоналом.

На этапе отбора персонала кадровые работники должны применять различные методики оценки кандидатов в работники. Важнее оценить его ценностные ориентации, готовность соблюдать не только нормы и правила организации, но и социальные нормы в целом.

При вхождении нового работника в коллектив необходима программа «вхождения и адаптации новичка», которая должна предусматривать обучение, ознакомление с ценностями, принципами работы коллектива. На данном этапе контролируется вхождение нового сотрудника в коллектив,   оказывается влияние на  формирование позитивного мнения об организации, что непосредственно способствует повышению лояльности и приверженности фирме сотрудника.

В процессе работы очень важно постоянно оценивать, в какой степени персонал удовлетворен своей работой. В основе недовольства могут лежать мотивы получения материальных благ, мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы. Методы аттестации, опроса могут выявить проблемные места. Хорошо разработанная система мотивации, контакт с руководством, который дает возможность обсудить сложности текущей деятельности, личный план карьерного роста и развития,   проведение всевозможных мероприятий — все эти меры позволяют свести риск проявления нелояльности персонала к организации к минимуму.

Таким образом, для повышения лояльности необходимо построить систему материального и нематериального стимулирования с одновременным развитием обратной связи. Основной принцип ее построения – это  взаимовыгодные отношения. При этом важно донести до сотрудника ясность и справедливость принципов награждения, подчеркнуть возможность равноправного участия. Другими словами, чтобы повысить лояльность, персонал и руководители должны соблюдать установленные правила и взаимную вежливость на пути к единым целям своей организации.