Инновационный процесс

Тарутин А.

Источник:Статьи - Инновации

http://institutiones.com/innovations/995-innovacionnij-process.html


Инновационное развитие, безальтернативный характер которого признан сегодня подавляющим большинством представителей науки, предпринимательства и власти, к сожалению, не стало еще неотъемлемым признаком экономической практики нашей страны. Что же является своеобразным "узким местом", тормозящим развитие инновационного процесса в условиях современной России? В рамках нашего анализа не будем рассматривать инновации, заказчиком которых выступает государство. Речь идет об инновациях, инициированных частным сектором экономики. Доля его в экономике России весьма велика (в машиностроении она достигает 80%). Соответственно частный сектор способен в значительной степени определить инновационную активность в экономике в целом.

Темпы инновационного обновления общества имеют четко выраженную зависимость от уровня и соотношения определенных, поддающихся качественному и количественному анализу параметров, присущих конкретному обществу. Прежде всего, это инновационный потенциал, характеризующий предельные, максимальные возможности общества с точки зрения генерации и воплощения инновационных идей. Он зависит от уровня развития науки, производственных возможностей, доступности сырьевых ресурсов, является характеристикой накопленных за прошедшие периоды инновационных возможностей и никогда не реализуется полностью. Реальные темпы внедрения инноваций, к сожалению, ниже максимально возможных. В условиях современной экономики они диктуются рациональной моделью поведения субъектов экономической деятельности, выбирающих некие оптимальные в данных условиях (с точки зрения экономической выгодности или необходимости решения стратегических задач) темпы инновационного обновления.

Таким образом, появляется возможность выделить параметр потребности в инновациях для данного общества, зависящей от ряда факторов объективного и субъективного характера, которые реализуются через модель рационального поведения субъектов экономики.

Низкая инновационность означает, что инновационный потенциал невостребован, страна не нуждается в развитии и неизбежно скатывается на задворки динамично развивающегося мира. Одно из следствий этого - неизбежная деградация инновационного потенциала. Подобные явления отмечены в недавней истории нашей страны (например, в период 1990-1999 гг. численность ученых в России сократилась с 1533 тыс. до 837 тыс. человек).

С другой стороны, слишком высокие значения критерия инновационности - это тоже неэффективно. Высокий уровень его свидетельствует о том, что поколения техники меняются, не успев реализовать заложенного в них потенциала экономической отдачи. Нечто подобное наблюдается в ситуации, когда разворачивается своеобразная "гонка инноваций", когда внедрение инноваций служит не столько для извлечения дополнительной прибыли - "технологической квазиренты", сколько для обеспечения простого выживания предприятий в условиях конкурентной борьбы.

Но существует область оптимальных значений критерия инновационности, при котором развитие общества происходит максимально эффективно и гармонично. Пожалуй, действия субъектов экономики соответствуют модели рационального поведения в конкретных рамочных условиях, и реальная инновационная активность общества, а значит и значение критерия "инновационности" напрямую зависит от данных рамочных условий. Если же значение критерия "инновационности" "не дотягивают" до оптимального уровня, это однозначно показывает, что созданные рамочные условия неоптимальные.

Косвенные методы стимулирования инновационной активности, такие как налоговые вычеты и преференции, до недавнего времени были незначительными и, следовательно, малоэффективными. Разрабатываемые изменения к налоговому законодательству предусматривают существенное увеличение льгот для инноваторов, особенно в части освобождения инновационной деятельности от НДС и увеличения амортизационной премии. И все же они по-прежнему ниже, чем аналогичные вычеты и преференции в странах, занимающих лидирующее положение в инновационной гонке. Для сравнения, в США насчитывается более сотни льгот, активизирующих научно-технический прогресс. Общая сумма налоговых льгот примерно равняется затратам компаний на инновации. В Японии, Канаде, Франции, Италии предусматривается 100%-ное исключение из облагаемого налогом дохода затрат на инвестиции, в Бельгии - 110, в Австралии - 150%.

Большое значение для развития инновационного процесса имеет система стимулов, побуждающих субъекты инновационной деятельности ориентироваться на передовые достижения технической мысли. Такими стимулами могут служить стандарты, экологические или иные нормы, прямые или косвенные финансовые стимулы, государственные заказы и т. п. Такая система у нас достаточно "мягкая" (вспомним, например, о нормах токсичности отработавших газов на автомобильном транспорте). Стимулирующая роль, например, экологических норм существенно снижается из-за того, что в реальности существует много возможностей их обходить.

Существующие в странах Евросоюза жесткие нормативы, такие как запрет на использование фреонсодержащих хладагентов или запрет на эксплуатацию автомобилей старше семи лет, как и многие другие, являются существенными стимулами инновационного развития.

Сложившиеся в нашей экономике реалии не понуждают предпринимателя активно внедрять инновации. Многочисленные частные строительные предприятия не заинтересованы в повышении производительности труда и внедрении новой техники. Они располагают дешевой и малоквалифицированной рабочей силой. Результат - неоправданное использование технологий 1930-х гг. и абсолютная инновационная пассивность. Правда, в том же строительстве весьма активно используют новые строительные материалы, зачастую иностранного производства. Это создает некоторую иллюзию инновационного благополучия, которая исчезает при анализе уровня производительности труда. Почти аналогичная картина наблюдается и в металлургии, автомобилестроении, во многих других отраслях.

Инновации в условиях нынешней экономической системы мало востребованы. Но еще менее востребован продукт именно отечественного инновационного комплекса.

По оценкам специалистов, в настоящее время внедряется одна сотая часть имеющихся технологических разработок. Такая ситуация наиболее опасна, так как может привести к деградации инновационного потенциала страны. Зачастую это объясняют тем, что отечественные разработки "не доведены" и не могут быть напрямую внедрены в производственном комплексе. Однако "доведение" разработки - весьма дорого обходится, оно не может производиться инициативным порядком, для этого нужны финансирование и прямой заказ реального сектора экономики. Следовательно, и здесь проблема кроется в низкой востребованности инноваций.

Кстати, "недоведенность" отечественных инноваций можно объяснить и несовершенной схемой финансирования. Сейчас различные стадии инновационного процесса финансируются как бы параллельно. Это означает, что субъекты инновационной деятельности отвечают только за "свою" часть работы и в меньшей степени озабочены продвижением инновации по другим стадиям инновационного цикла. Между тем более оптимальной следует признать схему, когда финансируется именно конечный этап инновационной разработки, который, в свою очередь, становится "заказчиком" для более ранних стадий. В этом случае обеспечивается наиболее оптимальный режим взаимодействия различных коллективов при создании и внедрении инновационного продукта.

Итак, на сегодняшний день наиболее важной задачей является создание условий, при которых инновации будут широко востребованы обществом.