УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Наливайченко Е.В. к.э.н., доцент,
Крымский экономический институт
КНЭУ имени Вадима Гетьмана, г. Симферополь

Экономика Крыма № 1(30), 2010 год

 

Инновационный менеджмент - сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов Украины. Именно в настоящее время Украина переживает своеобразный бум новаторства: сменяются формы и методы управления экономикой. В этих условиях инновационной деятельностью вынуждены заниматься все организации и субъекты
хозяйствования, от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах; незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящие в него материалы и компоненты; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов. Можно согласиться с мнением, что инновации – это созданные (использованные) или (и) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или другого характера, которые существенно улучшают структуру и качество производства или (и)социальной сферы. Капиталовложения без инноваций также не имеют смысла, поскольку незачем воспроизводить устаревшее оборудование. Но и инновации без инвестиций опять же, нереальны. Инновации и инвестиции – две неразрывно связанные сферы экономической деятельности, их изучение и использование в практике хозяйствования чрезвычайно важно, поскольку выход из
экономического кризиса невозможен без инновационно-инвестиционного бума, обновления производства на принципиально новой конкурентной основе. Проблемам управления инновационной деятельностью посвящены труды отечественных и зарубежных ученых. В них раскрываются вопросы инновационного менеджмента Василенко В.А., Шматько В.Г. [1]; моделирования инновационного развития предприятий Винарчик П.П., Поляков С.Г., Степнов И.М., Р. Уотерман [2, 4, 5]; оценки эффективности инноваций Завлин П.Н., Васильев А.В. [3]. Поскольку любое прогрессивное развитие общества напрямую тесно связано с инновациями, данная тема постоянно является актуальной для любой развивающейся экономической системы. Остается остро дискуссионной проблема выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций и при этом наличия и определения экономического эффекта. Управление инновационной деятельностью, по нашему мнению, может характеризоваться конкретными главными критериями, а также основополагающими принципами государственной инновационной политики. Цель статьи - изучение общих и приоритетных направлений развития инноваций в современных экономических условиях, поиск оптимальных критериев реализации инноваций и вариантов расчета соответствующего экономического эффекта, формулирование необходимых принципов государственной инновационной политики. С момента принятия к распространению, новшество приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией) [1, с. 16]. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации [2, с. 85]. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом [3, с. 178]. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Научно-техническая инновация характеризует конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей. Из анализа исследований ученых, следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса [4, с. 36-38].
По нашему мнению, для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инноваций, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода. Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б)ние, является составной частью инновационного процесса. Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный [2, с. 15-26]. Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя- пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь)__нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте. По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики, как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает
определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведений в рыночной экономике. Диффузия инновации, по нашему мнению, это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии нововведений определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого нововведения. Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера, диффузия нововведения является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли [2, с.27]. Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферыФазы НТП образуют два замкнутых цикла. Процесс "исследование - производство" включает период фундаментальных исследований (они относятся к непроизводственной сфере и могут иметь своим результатом целый класс нововведений в различных областях) и научно-производственный цикл - процесс создания, освоения и распространения конкретного нововведения.Цикл нововведений носит замкнутый характер, поскольку производство является не только ареной приложения научных знаний, но и важнейшим источником информации для их развития. Цикл представляет собой не механическую сумму, а целостную систему, комплекс взаимосвязанных этапов. Наряду с генеральным, целенаправленным движением от науки к производству, немаловажное значение имеет и обратный поток информации, вызывающий необходимость в дополнительных исследованиях и разработках, выборе новых тем фундаментальных исследований, перестройке программ обучения кадров. Организация разработки и контроль качества нового изделия производится по следующей схемеЭкономическое устаревание техники связано со снижением стоимости ее воспроизводства (на
основе уменьшения издержек производства и эксплуатации, а также расширения масштабов выпуска) и повышением эффективности новых поколений и моделей техники. Экологическое устаревание техники обусловлено ее несоответствием новым требованиям охраны окружающей среды (воздушного и водного бассейна, почвы и т.д.) и использования природных ресурсов. Социальное устаревание - изменение общественной оценки потребительной стоимости техники с точки зрения условий развития личности, в процессе эксплуатации техники. Обновление техники - планомерный процесс ее замены на более эффективную с учетом физического износа, экономического, экологического и социального устаревания. Большое значение имеет согласование сроков износа, всех видов устаревания техники, сокращение разрыва между ними. Нет смысла повышать долговечность машины за пределы срока, когда ее все равно придется заменять по экономическим, экологическим или социальным соображениям. Полный цикл крупных нововведений в развитых странах составляет не менее десяти лет. При этом постоянно требуется авансирование денежного капитала в крупном масштабе и на продолжительное время. С рынка изымаются товары - средства производства и предметы потребления для рабочих, осуществляющих долговременные крупные проекты. В итоге возрастает платежеспособный спрос, а предложение товаров остается неизменным. Поэтому современный этап НТП, для которого такие крупные проекты типичны, требует долговременного кредитования капиталовложений за счет продажи акций, облигаций, повышения платы за использование свободных денежных средств предприятий и т.д. Иначе ускорение НТП может привести к инфляции и снижению покупательной способности гривны. Нормативные сроки до сих пор устанавливались лишь для отдельных этапов цикла (разработка документации, освоение новой техники, строительство и освоение проектных мощностей). Предельная длительность цикла определяется прежде всего сроками морального износа и обновления продукции, а не спецификой проектирования и подготовки производства конкретных машин. Поэтому создается межотраслевая система нормативов продолжительности научно-производственного и инвестиционного цикла. Обобщающим показателем экономической эффективности любой группы технических нововведений служит экономический эффект, который характеризует абсолютную величину превышения стоимости ожидаемых (фактических) результатов над суммарными затратами ресурсов за определенный расчетный период [3, с. 21]. В зависимости от поставленных задач величинуэкономического эффекта следует исчислять в одной из двух форм – народнохозяйственной (общий эффект от использования нововведений) и внутрихозяйственной (эффект, получаемый отдельно разработчиком, производителем и потребителем технических новшеств или нововведений). Народнохозяйственный экономический эффект определяется путем сравнения результатов от применения технических нововведений и всех затрат на их разработку, производство и потребление; он отражает эффективность той или иной группы технических нововведений с позиции их влияния на конечные показатели развития экономики страны. Внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект, исчисляемый на отдельных стадиях цикла «наука – производство – эксплуатация (потребление)», позволяет оценивать эффективность определенных технических новшеств и нововедений с точки зрения рыночных экономических интересов научно-исследовательских (проектно-конструкторских) организаций, предприятий-продуцентов и предприятий-потребителей. Несмотря на различия между двумя формами выражения эффекта (народнохозяйственного – индекс «НХ», внутрихозяйственного – индекс «ВХ»), способы их расчета являются идентичными: они определяются как разность между результатами (продукцией, работами, услугами в стоимостной оценке) и затратами на достижение таковых за определенный период

Т: Энх вх Рт Зт т ( ) = − (1)

где Рт - результаты за период; Зт - затраты за этот же период. Поскольку расчетный период имеет значительную длительность, то результаты и затраты за каждый год нужно определять с учетом фактора времени, т. е. приводить к одному моменту времени – расчетному году с помощью специального коэффициента приведения, определяемого по формуле:

( Ен)tр t α = 1+ − (2)

где Ен, - норматив приведения разновременных затрат и результатов (Ен= 0,15); tр - расчетный год; t - год, за который затраты и результаты приводятся к расчетному году. В современных условиях формирования социально-ориентированной экономики становится возможным и необходимым принципиально новый подход к определению эффективности новшеств и нововведений. Его сущность состоит в признании безусловной приоритетности критериев социальной эффективности и экологической безопасности объектов технических новшеств и нововведений, по сравнению с критерием экономической эффективности. Создатели инновации (новаторы), на наш взгляд, должны руководствоваться такими главными критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Эта стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создать новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее
предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Основными принципами современной государственной инновационной политики могут быть: ориентация на инновационный путь развития экономики Украины; определение государственных приоритетов инновационного развития; формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности; создание условий для сохранения, развития и использования научно-технического и инновационного потенциала; обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитной сферы в
развитии инновационной деятельности.

Литература
1. Василенко В.О. Інноваційний менеджмент / В.О. Василенко, В.Г. Шматько. – К.: ЦУЛ, Фенікс, 2006. – 404 с.
2. Винарчик П. Спасение идей: Й. Шумпетер и ключевые проблемы противоборствующих
экономических теорий / П. Винарчик // Экономика. – 2003. - №11. – С. 15-27.
3. Завлин П.Н. Оценка эффективности инноваций / П.Н. Завлин, А.В. Васильев.- СПб.: Изд. дом "Бизнес-
пресса", 2007. – 216 с.
4. Поляков С.Г. Модель инновационного развития предприятия / С.Г. Поляков, И.М. Степнов //
Инновации. – 2003. - № 2-3(59-60). – С.36-38.
5. Уотерман Р. Фактор обновления / Р. Уотерман: [пер. с англ. АНХ при Правительстве РФ], - М.: Дело,
2003.-307 с.
Рецензент доктор экон. наук, профессор В.И. Крамаренко