СТИМУЛИРОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ФИЛИПЕНКО С.В.,
старший преподаватель

Экономика Крыма №23, 2008 год

 

В настоящее время формируется новая парадигма экономического роста на базе использования новых знаний и инноваций. Происходит осознание того, что наука, как главный источник нововведений, - не замкнутая система, а отрасль органично связанная с экономическими процессами, которые происходят в стране. В промышленно развитых странах наблюдается переход от экспорта капитала к трансферту технологий, замена интенсивного типа экономики на инновационный. Для развития инновационной деятельности государство должно создать благоприятную инновационную среду, формирующую цивилизованные рыночные отношения в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности, способствующую концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического развития, созданию определенных организационно- правовых условий для инновационного предпринимательства. «Государственное регулирование инновационного процесса на современном этапе является,- по мнению Н.В. Краснокутской, - главным условием развития экономики» [1, с. 131]. Анализ реальных проблем предприятий является ориентиром при обосновании перспектив инновационного развития региона и страны в целом. Проблемы, которые возникают при ведении инновационной деятельности, выявляются при анализе факторов, сдерживающих внедрение инноваций. Факторы делят на экономические и производственные [2, с. 27]. Прежде всего, предприятия при осуществлении инновационной деятельности сталкиваются с экономическими трудностями. Наиболее значимым экономическим фактором выступает нехватка собственных средств – так указали
81,7% респондентов промышленных предприятий Украины [2, с. 27]. Были указаны и иные: недостаточная финансовая поддержка государства (59,9%), большие затраты на нововведения (49,3%), высокий экономический риск (32,5%) и длительный срок окупаемости нововведений (29,5%), низкий платежеспособный спрос на продукцию (25,5%). Среди производственных факторов, сдерживающих инновационную деятельность, отмечают: недостаточность информации о новых технологиях (17,1%),
отсутствие возможности для кооперации с другими предприятиями и научными организациями (16,7%), недостаточность информации о рынках сбыта (15,2%). Как указывают Ю. Долгоруков и И. Падерин, «мировой опыт показывает, что инновационная деятельность более активно происходит там, где проявляется корпоративная или частная инициатива,
созданы соответствующие условия в государстве (законодательно-правовая база), имеются надежные источники финансового обеспечения» [3, с. 28]. Таким образом, залогом успеха и повышения эффективности работы предприятий являются совместные действия бизнеса и государства по разработке и внедрению инноваций.
Как отмечает Л.Д. Тулуш, «в последнее время в Украине недостаточно внимания уделяется проблемам финансово-кредитной поддержки и стимулированию развития инновационных процессов, расширения инновационной деятельности, созданию инновационного продукта» [4, с. 62]. И предпринимательство должно, по нашему мнению, быть объектом не только регулирования со стороны органов государственных и местных властей, но и стимулирования инновационной деятельности для
обеспечения экономического роста в регионе, стране. На сегодня предпринимательская деятельность в Украине носит рискованный характер, а инновационная деятельность рискованнее в десятки раз. Для того, чтобы составить представление о
мере риска инновационных предприятий, Т.О. Журко приводит такие данные: «Как правило, 75 % 90-летию ТНУ им. В.И. Вернадского посвящается Экономика Крыма №23, 2008 год 63
инновационных идей инвесторы сразу отбрасывают как бесперспективные. Из профинансированных половина не возвращает вложенных средств. 35% проектов только отрабатывают вложенные средства. Сверхприбыли приносят лишь 15% капиталовложений. Причем они настолько большие, что покрывают все расходы на финансирование бесперспективных проектов. Особенность Украины заключается в том, что в ней существует большой научный потенциал, который может разрабатывать
новые технологические продукты или технологии, однако отсутствуют умения их коммерциализировать и условия обеспечения процесса беспрерывного внедрения изобретений в производство и продажу инноваций на внутреннем и внешнем рынках» [5, с. 45]. Стимулирование инновационного процесса - задача сохранения статуса влиятельного
государства и требование социально-экономического развития. Результаты научно-технической деятельности выступают одними из ценнейших ресурсов модернизации национальной экономики. В большинстве стран существует система стимулов, активизирующая предпринимательскую деятельность в малом и среднем бизнесе. «Именно система (а не отдельные кратковременные меры) - отмечают Ю. Долгоруков и О. Кужман, - обеспечивает стабильный рост экономики за счет эффективной работы малых и средних предприятий. Об этом свидетельствует опыт тех стран, где малые и средние
предприятия устойчиво работают в системе рыночных отношений» [6, с. 14]. Н.И. Галан указывает: «Почти половина европейских МСП (малых и средних предприятий) могут считаться инновационными, поскольку самостоятельно или в партнерстве с крупными предприятиями выполняют НИР (научно-исследовательские работы), предлагают на рынке новые
продукты и технологии или осуществляют коммерциализацию уже имеющихся продуктов и технологий. По результатам отдельных исследований, МСП в Западной Европе, даже эффективнее при выполнении научно-исследовательских работ и создании инновационных продуктов, нежели крупные предприятия» [7, с. 147].
Учитывая то, что в последнее время наблюдается тенденция сокращения прямых расходов государства на реанимацию инновационной и производственной сфер, актуально проведение стимулирующей налоговой политики с целью активизации деятельности инновационных предприятий. Нельзя не согласиться с Н.И. Галан, в том, что «налогообложение ложится на малый и средний бизнес относительно большим бременем по сравнению с крупными предприятиями» [8, с. 153].
Поэтому почти все страны ЕС применили разные варианты облегчении налогового бремени для малого и среднего бизнеса. Классическими примерами таких благоприятных изменений в налогообложении есть упрощение связанных с ним процедур, упрощение бухгалтерской отчетности, уменьшение ставок по некоторым налогам. Эти меры применяются и в нашей стране, правда, только для субъектов малого предпринимательства [9].
Стимулирующая система налогообложения - одно из важнейших условий активизации инновационной деятельности. Она должны ориентироваться на создание благоприятного экономического климата предприятиям на основе снижения налогового давления на них с целью повышения темпов обновления основных фондов, роста расходов на научные разработки, внедрения в
производство продуктивных инноваций. Регулирование деятельности инновационных предприятий путем использования налоговых инструментов призвано обеспечить согласованность интересов и возможностей государства с координированным использованием в инновационной сфере государственных средств и средств частных инвесторов.
С целью стимулирования инновационной деятельности в странах, которые входят в технологическое ядро мирового развития, применяется такой вид налоговых льгот, как предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита (отсрочка налоговых платежей в части расходов из прибыли на инновационную деятельность), что целесообразно применять при
технологической модернизации производства с целью повышения его конкурентоспособности. Налоговый кредит - это прямое вычитание из суммы начисленного налога на прибыль, а не из прибыли, которая подлежит налогообложению. Сумма налога возвращается через определенный срок за счет прибыли от развития инновационного производства. Налоговые льготы на инвестиции в основной капитал предоставляются в виде инвестиционных скидок и получили название "налогового
инвестиционного кредита". Так, Великобритания еще в середине 40-х гг. ввела "первоочередные скидки", которые предоставлялись предприятиям в первый год эксплуатации машин, оборудования и промышленных сооружений, их объемы многократно повышались в 80-е гг. и достигали 50% стоимости новых машин и оборудования. В Канаде размер инвестиционной скидки колеблется от 10% до 15% в зависимости от территориального размещения предприятия. В Японии налоговое
законодательство предоставляет промышленным компаниям право вычитать из налога на прибыль 7 % от инвестиций, направленных на приобретение прогрессивного оборудования, которое должно 90-летию ТНУ им. В.И. Вернадского посвящается
64 Экономика Крыма №23, 2008 год использоваться для исследований и разработок, создания новых материалов и технологий. Этот вид налоговой льготы касается как больших, так и малых (средних) предприятий, которые правительство
стимулирует с целью их оснащения современными видами оборудования. Малые инновационные предприятия в США платят налоги на 25% ниже, чем другие малые предприятия [5, с. 46]. Инвестиционная налоговая льгота оказывает содействие приобретению и эксплуатации новейшего оборудования, переходу на новые технологии производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг. Однако, эта льгота недостаточна для того, чтобы подтолкнуть предприятия к
созданию и финансированию собственных научных программ, результаты которых не окупаются на протяжении короткого срока. Эту функцию выполняет специальная льгота - "налоговый кредит на прирост НИОКР" (исследовательский налоговый кредит), под которой понимается право вычитать из суммы налога на прибыль определенную долю, величина которой зависит от суммы прироста нынешних собственных расходов на НИОКР относительно аналогичных расходов, которые имели
место в предыдущем периоде. Максимальный размер суммы, которую разрешено вычитать, устанавливается в абсолютных цифрах или в процентах от общей суммы налоговых обязательств из налога на прибыль юридического лица. Такой вид льготы действует практически во всех промышленно развитых странах.
Кроме предоставления исследовательского и инвестиционного налогового кредита, мировая практика применяет такие виды налоговых льгот, которые стимулируют инновационную деятельность:  уменьшение налога на прирост инновационных расходов;  "налоговые каникулы" на протяжении нескольких лет на прибыль, полученную от реализации
инновационных проектов;  льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных за акции
инновационных организаций;  снижение ставок налога на прибыль, направленной на проведение заказных и общих НИОКР;
 связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;  льготное налогообложение прибыли, полученной от использования патентов, лицензий, ноу-хау и других
нематериальных активов, которые входят в состав интеллектуальной собственности;  уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, которые передаются высшим учебным заведениям, научно-исследовательским институтам и другим инновационным организациям;
 вычитание из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;  зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета со следующим льготным налогообложением в случае использования его на инновационные цели [5, с. 47].
Украинская практика хозяйствования, учитывая опыт развитых стран, также выработала ряд налоговых льгот, цель которых - оказывать содействие активизации инновационных процессов в экономике страны. В частности, государственные учебно-воспитательные заведения, научные учреждения и организации, деятельность которых полностью или частично финансируется из бюджета, освобождены от уплаты налогов. Налоговые льготы субъектам инновационной деятельности в нашей
стране, которые предоставляются инновационным предприятиям в настоящее время изложены в Законе Украины "Об инновационной деятельности". Важнейшими из них являются:  льготный режим налогообложения инновационной деятельности, по которому в распоряжение субъектов инновационной деятельности возвращается 50 % НДС от операций продажи товаров (работ, услуг), связанных с выполнением инновационных проектов, и 50 % налога на прибыль от выполнения
этих проектов при условии, что эти средства будут направлены исключительно на финансирование инновационной деятельности;  применение льготной уплаты земельного налога (уменьшение ставки на 50 %);
 возможность применения ускоренной амортизации основных фондов группы 3 (при годовой норме амортизации 20 %).
Исходя из анализа особенностей налогового стимулирования инновационных процессов, можно сделать вывод о том, что в Украине еще не достаточно отработан механизм эффективной налоговой политики содействия активизации инновационных процессов, способных обеспечить технологическое обновление национальной экономики и перевести ее на рельсы инновационной модели развития. В основном это связано с тем, что налоговая система Украины сформировалась на протяжении
сравнительно короткого периода времени и уже по этой причине не может быть совершенной. Поскольку применение перераспределения финансовых потоков с помощью налоговых льгот с целью 90-летию ТНУ им. В.И. Вернадского посвящается
Экономика Крыма №23, 2008 год 65 активизации инновационной деятельности предприятий является менее отягощающим для бюджета, чем ее прямое государственное финансирование, следует сосредоточить внимание на создании
эффективной системы налоговых льгот инновационной деятельности предприятий. Учитывая вышеприведенные данные, нами была предпринята попытка формирования системы мер поддержки и стимулирования инновационной деятельности предпринимателей. Положительную роль в создании благоприятной деловой атмосферы в регионе может сыграть
государственная поддержка обеспечения базовых условий открытия, организации и стимулирования среднего и малого бизнеса по таким направлениям:  проведение регулярного регионального прогноза для инвесторов по номенклатуре позиций
производства товаров и услуг;  мониторинг состояния делового климата и уровня жизни населения;
 предоставление консультационной помощи и данных по фактической правоприменительной практике решения хозяйственных споров;  оценка состояния современной инфраструктуры региона с позиции благоприятствования
хозяйствованию;  обеспечение преемственности планов регионального развития и перспективных планов работы
предпринимательских структур. Органы местного самоуправления не обладают возможностями концентрации средств и ресурсов
на применение передовых технологий. Отставание в развитии предпринимательской инфраструктуры в свою очередь ограничивает привлечение крупного иностранного капитала. В то же время при этом при объективном интересе иностранных инвесторов к регионам создается ситуация, когда при относительно небольших стартовых затратах на экономическое, технологическое и организационное инновационное проектирование можно получить объем инвестиций и, соответственно, последующую экономическую отдачу, превышающую вложенные средства.
Активизация инновационной деятельности предпринимательских структур может принести значительный положительный результат в становлении и развитии инновационной экономики государства. Его возможно достичь в результате изменившихся функций малого бизнеса в новых условиях трансформации экономической системы. На раннем этапе товарного капиталистического производства, как отмечается в классической экономической теории, предпринимательство было
исключительным видом деятельности наиболее талантливых, способных пойти на новаторский риск в целях получения прибыли, предприимчивых людей. Из их числа формировался новый слой собственников и менеджеров бизнеса. Они составляли предпринимательский ресурс экономического прогресса общества.
Стабилизация экономической системы и ее переход к формированию высокотехнологичной, информационной экономической модели поставили перед предпринимательскими структурами новые функциональные задачи. Они заключаются в поиске, апробации и распространении передовых инновационных технологий, способных поднять конкурентоспособность национальной экономики, трансформировать ее модель из ресурсообеспечивающей в инновационную модель
высокотехнологичного производства готовой конкурентной продукции. Только такая экономическая система сможет использовать преимущества международной интеграции и объективного процесса глобализации.

Литература
1. Краснокутська Н.В. Інноваційний менеджмент: Навч.посібник. – К.: КНЕУ, 2003. – 504 с.
2. Мокряк В., Мокряк Э. Проблемы формирования и развития предпринимательства в процессе
постсоветской трансформации общества // Экономика Украины. – 2005. - №5. – С. 49-57.
3. Долгоруков Ю., Падерин И. Увеличение доли современных предприятий – важное направление
промышленной политики // Экономика Украины. – 2005. - № 2. – С. 24 – 28.
4.Тулуш Л.Д. Податкові важелі та механізми стимулювання інновацій // Фінанси України. – 2006. - № 4.
– С.62 - 70.
5. Журко Т.О. Особливості податкового стимулювання інноваційної діяльності в Україні / Вісник
Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Економіка. 70 / 2004. – С. 44-47.
6. Долгоруков Ю., Кужман О. О развитии малого предпринимательства // Экономика Украины. – 2005. -
№ 12. – С. 11-18.
7. Галан Н.І. Система державної підтримки малих та середніх підприємств у США // Фінанси України. –
2006. - № 1. – С. 142 -150.
8. Галан Н.І. Державна підтримка малих та середніх підприємств в Європейському Союзі // Фінанси
України. – 2005. - № 5. – С. 147 -154.