ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Медведкина Е. А., к. э. н., доцент,
Боевец И. В., магистр
Донецкий национальный университет

Теоретичні і практичні аспекти економіки та інтелектуальної власності' 2009

 

В статье рассмотрены особенности инновационной деятельности с целью обоснования механизмов организации и стимулирования исследовательской деятельности на основе исследования методологических подходов к формированию финансовой политики управления инновационным развитием экономики. Medvedkina E., Boevets I. Theory and Methodology of Financing of Innoations in the Conditions of Economic Globalization. In the article the features of innovative activity ar considered with the purpose of ground of mechanisms of organization and stimulation of research activity on the bass of research of the methodological going near forming of financial policy of management innovative development of conomy. Постановка проблемы. В процессе развития человеческого общетва инновации играют решающую роль. С ростом масштабов научно-технической деятельности и рли науки и техники как фактора общественного развития возникает необходимость прогнозировия и управления инновациями. Эта тенденция стала бесспорной в XXI веке в связи с феноменом научно-техниеской революции. Анализ различных подходов к объяснению динамики инноваций позволяет сделать вывод о методологичской незавершенности комплексной проблемы инноваций и прийти к выводу, что инновация являеся результатом сложнейших взаимодействий между государством и рынком, наукой и производством, а процесс управления им не может быть уложен в универсальный алгоритм. Решение проблемы развития инновационности организаций и народного хозяйства становится принципиальным условием повышения конкурентоспособности изделий и улуг, развития экспорта, повышения качества жизни. В перспективе инновационность предприятий будет предопределять позицию государства в процессе интеграции в мировое хозяйство. Анализ последних исследований и публикаций. В разное время решением методологических проблем управления инновациями занимались отечественные и зарубежные исследователи. Основы теории
инноваций были заложены немецкими учеными В. Зомбартом, В. Метчернихом, Й. Шумпетером. Среди ученых анализ инновационного развития и предпринимательства занимает значительное место в работах таких авторов как: Ф. Никсон, К. Фримен, Р. Фостер, Б. Твисс, Н. Мончев, И. Перлаки, В. Хартман, М. С. Бургин, Н. Д. Кондратьев, А. И. Пригожин, Ф. А. Фрадкин, Н. Р. Юсуфбекова, А. И. Щербаков, А. А. Горин, М. Я. Гохберг, С. В. Картышев, И. А. Тархановский, В. Г. Медынский, Л. Г. Шаршукова, В. М. Власова, В. Р. Окороков и многих др.
Цель статьи состоит в изучении особенностей инновационной деятельности, в обосновании механизмов организации и стимулирования исследовательской деятельности, в исследовании методологических подходов к формированию финансовой политики управления инновационным развитием экономики.
Основной материал исследования. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Различные ученые, в основном зарубежные (такие как Н. Мончев, И. Перлаки, В. Хартман, Б Твисс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [5]. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий,приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию
производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.
Данная классификация позволяет:
· создавать экономические механизмы и организационные формы управления инновациями и инновационной деятельностью в зависимости от типа инноваций; · определять методы, способы производства и продвижения на рынок инновационной продукции, услуги Теоретичні і практичні аспекти економіки та інтелектуальної власності' 2009 246 и инновационных технологий;
· оптимизировать организационные формы инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, экономические отношения в инновационной сфере и процессы управления активизацией инновационных процессов в различных отраслях и регионах.
Что же касается финансовых инноваций, то это: - результат процесса создания и реализации новых финансовых методов, инструментов, новой операционной схемы платежных систем и технических приемов, новые методы стратегии торговли на финансовом рынке способствующих: улучшению функционирования финансовых учреждений; ускорению финансовых потоков; снижению рисков и издержек; ускорению финансовых операций; повышению эффективности бизнеса; - объединение уже существующих технологий или процессов для создания финансового инструмента, приспособленного к каким-то конкретным ситуациям; - новая инфраструктура рынка и новые системы торговли, основанные на использовании компьютеров и информационных технологий, позволяющие вести клиринг, депозитарное обслуживание рынка ценных бумаг, торговлю в автоматическом режиме, без непосредственных контактов между продавцами и покупателями.
Государство должно выступать в роли субъекта направляющего инновационную деятельность, создавая для этого благоприятную инновационную среду. Таблица 1 Классификация инноваций [6] имитационные повторяющие сделанные в других странах нововведения По степени новизны пионерные осуществляемые впервые в мире технические производство новой продукции, продукции с новыми и улучшенными свойствами технологические совершенствования способов изготовления в области физико-химических наук, автоматизации и компьютеризации.
организационно- управленческие совершенствования процессов управления и оптимальная организация производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снабжения социальные улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, науки, культуры и других социальных проблем населения По функциональному назначению и области применения информационные организация рациональных информационных потоков и оптимальное управление этими потоками; повышение оперативности получения информации; обеспечение ее полной надежности и достоверности базисные (радикальные) направленные на освоение новых поколений техники (технологии) и технологических укладов интегрирующие способствующие распространению и дифференциации этих поколений и укладов с учетом специфических требований разных сфер их применения
По направлению освоения новизны псевдоинновации применение новых технологий производства, более высокого уровня автоматизации, новых методов организации производства. продуктовые удовлетворение потребностей в новых товарах, услугах;
новых потребителей процессные применение новых технологий производства, более высокого ровня автоматизации рыночные новые сферыприменения продукции, реализация на новых рынках
По сфере приложений
инновации- процессы удовлетворение потребностей в новых технологических, организационных и управленческих процессах. стратегические решение перспективных задач, получение решающих конкурентных преимуществ в перспективе По причинам возникновения реактивные решение текущих задач как реакция на действия конкурентов, обеспечивающая выживания, сохранения и дальнейшего развития Теоретичні і практичні аспекти економіки та інтелектуальної власності' 2009 247 существующие для удовлетворения существующих потребностей в инновации По характеру удовлетворяемых потребностей новые для удовлетворения новых потребностей в инновации собственные Новые продукты и техологии, По месту созданные в стране происхождения заимствованные Импортированные технологии из-за рубежа Инновации – результат сбалансированного взаимодействия научно-технического и инвестиционного потенциалов, что подтверждает (рис. 1).
Рис. 1. Финансово-организационная модель инновационного бизнеса [1]. При рассмотрении инфраструктуры на первый план выходят взаимодействие элементов и их роль в выполнении функции размещения свободного капитала среди тех, кто может наиболее эффективным образом его использовать. С начала 70-х годов XX в. фундаментальные научные достижения начали все быстрее и полнее имплантироваться в наукоемкую продукцию. оэтому значительную часть финансовых потоков наиболее богатые постиндустриальные страны начали вкладывать в НИОКР, поскольку на 1 долл., вложенный в НИОКР, приходится 9 долл. роста ВВП. В промышленно развитых странах абсолютные объемы государственных расходов на НИОКР поддерживаются на постоянном уровне, но ежегодно растут темпы финансирования из частных источников, например, в ЕС – на 3%, а в США – на 9%. Теоретичні і практичні аспекти економіки та інтелектуальної власності' 2009 248 Что касается Украины, то основными препятствиями на пути отечественных инноваций являются не только недостаток собственного и заемного капитала, но и отсутствие соответствующих элементов инфраструктуры и особенно их тесных связей. Научно-техническая революция ознаменовала переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Постиндустриальное общество – это общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие, основным ресурсом является информация, а ведущая роль принадлежит ученым и инновационным менеджерам. В России инновационная деятельность пока характеризуется резким расхождением между достаточно высоким научно-техническим потенциалом и крайне низкими результирующими показателями. Основные причины такого несоответствия: неразвитость инфраструктуры; отсутствие венчурной индустрии; низкая ликвидность венчурных инвестиций; отсутствие экономических стмулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора; недостаточная информационная поддержка; недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами.
Инновационный потенциал стран БРИК основывается на уникальных ресурсах и перспективах их использования каждой страны в отдельности (табл. 2). В то же время, эти страны имеют качественно аналогичные проблемы перехода экономики на инновационный путь развития и устойчивого роста ВВП. Вместе с тем фундаментальной задачей диверсификации экономики стран БРИК и перехода на инновационный путь развития является формирование прямого и косвенного финансирования фундаментальной науки и НИОКР.
Таблица 2 Экономические показатели стран БРИК в 2007 г. [1]
Показатели Бразилия Россия Индия Китай Экономические ресурсы
сельско- хозяйственная
продукция минеральные
ресурсы интеллектуаль-
ные ресурсы трудовые ресурсы
ВВП, трлн. долл. США 1,0 0,98 0,90 2,6 ВВП на душу населения,
тыс. долл. США 5,6 6,9 0,82 2,0
Рост ВВП,% 3,0 6,8 9,2 10,7 Процент затрат на НИР и
НИОКР в выручке предприятий
1,5 0,5 1,1 5,8 Основными элементами системы поддержки инноваций являются государственные бюджетные и внебюджетные фонды. При формировании ресурсов внебюджетного финансирования используютс как методы прямого госбюджетного финансирования НИОКР, так и смешанное государственно-коммерческоефинансирование. Бюджетное финансирование одной стороны должно быть направлено на создание инновационной инфраструктуры, с другой – является кристаллизатором новых научных направлений. Экономика стран БРИК становится новым фактором в развитии глобальной экономики и международных отношений XXI века. БРИК способен стать новым центром экономической силы в мире. В ближайшие 15 лет экономический рост мировой экономики будет обеспечен за счет КНР и Индии (6-7% vs 4- 4,5% среднемировых темпов роста ВВП и 2-3% роста развитых стран). В 2020 г. экономика Китая станет номером один по размеру ВВП. Основные принципы функционирования системы обеспечения инновационного бизнеса финансовыми ресурсами (рис. 3).
Концепция финансирования инноваций ориентируется на сочетание прямого целевого госбюджетного финансирования инновационных программ и проектов с финансовой поддержкой отдельных научных организаций. Однако, предоставление государственных грантов, как форма поддержки, делает ученых финансово зависимыми, что сдерживает разработку научных направлений с неясной коммерческой перспективой. Рис. 2. Частные расходы компаний Бразилии, России, Индии и Китая на НИОКР. Теоретичні і практичні аспекти економіки та інтелектуальної власності' 2009 249 Рис. 3. Схема прямого финансирования
инновационного бизнеса [2].
Рис. 4. Риски и относительные вложения капитала в инновационной экономике [2]. На рис. 4 отображено, что инновационные процессы зарождаются в сфере фундаментальной науки, а завершаются в сфере производства и рынка. Если крупные наукоемкие фирмы, остаются, прежде всего, производителями массовой продукции, то малые наукоёмкие предприятия являются поставщиками технологий. Крупные компании имеют свои преимущества, во-первых, готовую опытную базу проведения всего цикла НИОКР, во-вторых, мощную диверсифицированную производственную структуру. Принципиальное значение для Украины имеет решение следующих актуальных задач:  Одной из главных проблем является усиление регулирующей роли государства в создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности, использование с этой целью интеграционных возможностей. Необходима реформа экономической системы, особенно в секторе государственного бизнеса; проведение административной реформы; развитие государственно-частного партнерства, формирование предпринимательской среды и инновационной инфраструктуры, развитие малого инновационного бизнеса, создания условий для повышения конкурентоспособности отечественных товаров на международных и внутренних рынках и т. п. При этом необходимо обеспечить формирование собственной инновационной политики, которая бы не просто ориентировалась на сложившуюся мировую практику, а учитывала национальные особенности страны и исходила из задач ее социально-экономического развития. Формирование инновационного потенциала, способного как адаптировать получаемые западные технологии, так и вест собственные научно-технические разработки.  В целях активизации инновационной деятельности следует активизировать работу над формированием специальной инновационной инфраструктуры. С этой целью целесообразно развивать кооперацию между НИИ и отечественными предприятиями, расширить практику формирования зон высоких технологий и т. д.
 Необходимо обеспечить расширение интеграционного взаимодействия Украины в научно- технической и инновационной сфере с другими странами [7]. Выводы. В мировой практике уже сложилась теория государственного регулирования инновационной деятельности, в которой государство выступает: как политическая сила, способная в значительной мере определить отношение всего общества к проблемам развития науки и техники; как законодатель, устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества, в том числе и его научно- технической сферы; как инициатор и создатель общих условий развития предпринимательской и инновационной деятельности, а также среды, которая стимулирует инновационный риск, способствует привлечению частного капитала к реализации инновационных проектов (партнерство государства и частного бизнеса снижает риски от неэффективных решений в сфере инновации). Концепция финансирования инноваций в Украине, прежде всего, должна реализовываться по следующим направлениям: создание инновационного климата в экономике; создание условий для развития предпринимательства в научно-технической сфере с целью комерциализации идей и разработок отечественных и зарубежных ученых в среднесрочной перспективе; целевая ориентация на прямое госбюджетное финансирование инновационных программ и проектов с косвенной финансовой поддержкой отдельных регионов и др. Теоретичні і практичні аспекти економіки та інтелектуальної власності' 2009 250

Список использованной литературы:
1. Береговой В. А. Финансирование инноваций: проблемы теории и практики: Монография. – СПб.:
СПбГИЭУ, 2007. – 9,5 п. л.
2. Береговой В. А. Кудаков А. С. Финансовый потенциал финансово-промышленных групп – основа
инновационной экономики в условиях глобализации // Проблемы современной экономики. Евразийский
международный научно-аналитический журнал. – 2004. – № 3. – С. 76-79.
3. Майбутнє України: стратегія поступу. Монографія. – Донецьк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2008. – С. 132-144.
4. Медведкін Т. С., Медведкіна Є. О. Проблеми впровадження інноваційної моделі на регіональному рівні //
Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный
аспект. Сборник научных трудов. Часть 2. – Донецьк: ДонНУ, 2008. – С. 535-540.
5. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.:«Экономика», 1999.
6. Официальный сайт Всемирного банка <http://www.worldbank.org>.
7. <http:www.newsru.com>.