ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Кузнецов Н. В.

 

Показана необходимость построения целостной системы обеспечения инвестиционно-инновационного развития. В основу системы предложено положить четыре базовых финансовых механизма (венчурный, лизинговый, налоговый и страховой). Предложена структурная схема взаимодействия механизмов на различных уровнях внедрения инновационного проекта в различных областях финансирования. В современных условиях инновационное обновление производства (внедрение новых технологий и новых принципов его организации) выступает определяющим фактором успешного развития производства, как с точки зрения общего развития, так и с точки зрения его конкурентоспособности. Важнейшую роль в организации внедрения инноваций играет принятый порядок финансирования инновционного развития – рост инновационного потенциала требует привлечения инвестиций. Таким образом, инвестиции и инновации – тесно связанные между собой явления в экономике, в современных условиях часто выступающие как единое составляющее новых проектов.
В принципе целесообразно выделить финансирование инвестиций со стороны государства, куда будет включено финансирование, как из федерального, так и из регионального бюджета, а также финансирование из бюджетов фирм, куда будет включено как использование средств самого предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, так и средств сторонних фирм. Исходя из такого разграничения, возникнет несколько возможных уровней финансирования, когда инновации будут внедряться, поддерживаться или заимствоваться из различных источников
ИННОВАЦИИ
Область государственного финансирования
Область частного финансирования
Область внедрения инноваций
Уровень чистых инноваций
Уровень поддержки инноваций
Уровень заимствованных инноваций
В соответствии с приведённым разграничением, мы выделяем науку и фирму в качестве основных образующих элементов инноваций. Далее следует инновационный механизм, состоящий из венчурного, страхового, налогового и лизингового механизмов, каждый из которых является системой обеспечения инноваций. В принципе, сами инновации не исчерпываются указанными системами, однако, на наш взгляд, именно эти механизмы в современных российских условиях могут обеспечить наибольшую эффективность в развитии инноваций. При этом нами выделяются три области: область государственного финансирования, область частного финансирования и область внедрения инноваций; и три уровня инновационной работы – уровень чистых инноваций, уровень заимствованных инноваций и уровень поддержки инноваций (уровень, на котором инновации не создаются, но обеспечивается их поддержка путем использования финансовых механизмов). В основу предлагаемой системы предполагается положить четыре базовых элемента (механизма). Основой для функционирования системы выступает венчурный бизнес, который представляет собой инновационный тип предприятия, внедряющий результаты своих разработок (инноваций) в производство. Венчурный механизм находится в области
непосредственного внедрения инноваций, в качестве одного из основных образующих элементов. Этот механизм формирует уровень чистых инноваций, то есть уровень, в рамках которого сосредоточено соединение интеллектуального и практического опыта в инновационном развитии применяемых технологий. Данный тип бизнеса, потенциально способный приносить достаточно высокие прибыли, является также и высокорисковым. Поэтому, в систему предлагается включить страховой механизм. Этот механизм мог бы быть организован при непосредственном участии региональных властей, которые, на первых порах, могли бы организовать региональные страховые компании, осуществляющие страхование инноваций. Система дополняется налоговым механизмом.
Существует несколько принципиальных возможностей оптимизации налогообложения инновационных проектов, включающих в себя как временную отмену налогов на предприятия, осуществляющие инновации, временную отмену налогов на финансовые результаты внедрения инновационных проектов, либо преобразование налоговых отчислений в страховые платежи. Наконец, четвёртым механизмом выступает лизинговый механизм, который позволит более активно развивать инновационные технологии, закупая часть из них по лизинговым схемам (уровень заимствованных инноваций). При этом следует учесть, что финансирование лизинговых операций может осуществляться как при участии государства, региона, так и при участии самой фирмы. В рамках области государственного финансирования размещены наука (в действующих условиях представленная, в основном, государственными вузами) и налоговый механизм инноваций, обеспечивающий дополнительные экономические возможности для предприятий. В границах области частного финансирования находятся фирма и страховой механизм, выступающие в качестве элемента частной инициативы.
В целом эффективность функционирования приведённой системы зависит от слаженности работы всех входящих в неё механизмов. При всём возможном теоретически определяемом эффекте от внедрения каждого из механизмов по отдельности ожидать практического результата в данном случае было бы нецелесообразно. Формирование в области, скажем, венчурного механизма создало бы, скорее всего, ряд предприятий, достаточно небольших и в долгосрочном плане малоэффективных. «Эксперимент» закончился бы через какое-то время, не дав положительного эффекта. По крайней мере, его не ощутили бы за пределами созданных венчурных компаний. Наличие одного лишь налогового механизма привлечёт, скорее всего, не инвесторов, ищущих возможности долговременного размещения средств, а лиц, желающих получитьбыструю и дешёвую прибыль, спекулянтов, а то и криминальные деньги, желающие создать себе официальный статус. Возможное решение проблемы состоит именно в создании комплексной системы, включающей в себя все четыре описанных элемента с рядом вспомогательных инструментов – контрольных, информационных, статистических, аналитических и т.п. Венчурный и лизинговый механизмы создают инновационную основу будущих проектов, налоговый и страховой – финансовую. И только все вместе они создают инвестиционную основу. Проект будет работать эффективно только тогда, когда все его стороныокажутся, в достаточной мере, привлекательны для предпринимателей. При этом представляется необходимым сделать акцент на региональном подходе к развитию экономической и финансовой системы поддержки инновационного развития. Тщательная разработка и внедрение такой системы может оказать существенное влияние на скорость и качество развития регионального бизнеса.