СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Glenn E. Schweitzer, Rita S. Guenther

 

Создание эффективной инновационной инфраструктуры в целях содействия передаче результатов от сектора исследований и разработок (R&D) в российскую и мировую экономику, а также развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.

 

Подзадачи:

  • создания финансовых институтов, чтобы обеспечить непрерывное финансирование бизнес - проектов на всех стадиях инновационного цикла;
  • развитие производственной инфраструктуры, технологий для инновационной деятельности (технопарки, инновационные технологические центры, бизнес - инкубаторы, центры трансфера технологий и т. д.);
  • содействие развитию кооперационных связей между элементами инновационной системы;

 

  • развитие информации, консультации экспертов и образование инфраструктуры для инновационной деятельности.

Ключевые проблемы

  • Существующая инновационная инфраструктура не обеспечивает сбалансированного доступа к различным ресурсам (капитал) и услугам для участников инновационного процесса, что ограничивает коммерциализацию результатов научно-технической деятельности.
  • Сектор состоит из новых инновационных компаний, которые являются основным источником новых продуктов и технологий. Однако, развитие инновационной инфраструктуры недостаточно для решения реальных проблем развития, с которыми сталкиваются малые и средние инновационные предприятия, в то время как государственная система поддержки таких предприятий ориентирована на потребности большинства малых предприятий (как это существует в настоящее время), а не ее инновационно-ориентированные сегменты.
  • Инновационные малые и средние предприятия недостаточно интегрированы в цепочки образования стоимости, и, следовательно, совместная сеть " наука и образование → инновационные малые и средние предприятия → крупный бизнес" является неразвитой. Это препятствует "диффузии" знаний из (R&D) сектора и их капитализации в экономике России.
  • Очень важную роль в инновационном процессе играют не только участников процесса, но и отношения между ними, однако учреждения, которые стимулируют связей между научными и образовательными организациями и инновационными фирмами или между крупными компаниями и малыми и средними предприятиями в настоящее время слабо развиты.
  • Низкий уровень эффективности инновационной деятельности является  результатом неразвитых (неэффективных) существующих институтов (правил, законов), регулирующих экономические отношения в инновационной сфере. Учреждения в инновационной сфере не способствуют цивилизованному и гармоничному функционированию следующих четырех рынков в рамках глобальной экономики: интеллектуальный капитал, инновационный капитал, инновационные продукты и услуг в поддержку инновационной деятельности.

 

Основные меры

1. Создание финансовых институтов, чтобы обеспечить бесперебойное финансирование бизнес - проектов на всех стадиях инновационного цикла; перенаправления государственного финансирования на программы, направленные на поддержку инновационных проектов на начальном этапе.

  • Создание фондов для разработки и тестирования прототипов продуктов, патентования и подготовки бизнес-планов; инициирования программ стартового финансирования в Российской академии наук (РАН) и других академий государственной науки. 
  • Расширение государственной поддержки инновационных старт-ап компаний.
  • Страхование от возможных потерь по старт-ап компаниям.
  • Предоставление финансовой поддержки инновационным вновь созданным фирмам, расширение программы СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий.
  • Стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов; существенного расширения сферы деятельности венчурного инвестиционного фонда.
  • Формирование нормативных и организационных условий, необходимых для создания фондов рынка высокотехнологичных компаний (создание "хай-тек рынка ценных бумаг"), оценка возможности создания специализированного сегмента фондового рынка для торговли ценными бумагами высокотехнологичных компаний.
  • Улучшение нормативно-правовых условий для деятельности государственных фондов поддержки инновационной деятельности (в первую очередь в связи с оптимизацией правила использования своих финансовых ресурсов).
  • Определение процедур для создания и передачи прав интеллектуальной собственности в ходе выполнения инновационных проектов, получивших поддержку из государственных средств.
  • Обеспечение того, чтобы поддержка за счет государственных средств предоставлялась на конкурсной основе и поощрение прозрачности расходов и достигнутых результатов.
  • Улучшение координации деятельности государственных фондов поддержки инновационной деятельности в целях обеспечения последовательной поддержки инновационных проектов на всех этапах.

2. Развитие производственной инфраструктуры, технологий для инновационной деятельности (технопарки, инновационные технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. д.).

  • Содействие созданию технопарков в крупнейших университетах и научных организациях, разработка нормативных механизмов для передачи основных фондов из университетов и научных учреждений в технопарки, инновационные технологические центры, бизнес-инкубаторы.
  • Разработка нормативной и методической документации для определения статуса технопарков и бизнес-инкубаторы, которые используют государственное имущество для осуществления своей деятельности, а также критерии для их создания и аккредитации, а на время, и условия их предоставления инфраструктурных услуг малым инновационным предприятиям.
  • Расширение сферы деятельности Российского фонда технологического развития в связи с созданием элементов региональной инновационной инфраструктуры, в частности, инновационные технологические центры крупных научно-производственных комплексов.
  • Разработка нормативно-правовых процедур передачи имущественных комплексов для инновационных технологических центров и технопарков в процессе приватизации государственной собственности.
  • Формирование центров трансфера технологий (патентование, поиск инвесторов, защита прав интеллектуальной собственности, и т.д.) и решение проблем, связанных с бюджетным финансированием и выбором оптимальных организационно-правовых форм для независимых центров содействия технологии.
  • Поддержка реализации пилотных проектов в результате создания новых механизмов для организации научно-технической деятельности (например, в связи с созданием центров по коммерциализации научно-технических разработок в крупных научных организациях).

3. Содействие развитию кооперационных связей между элементами инновационной системы.

  • Предоставление финансовой поддержки для R&D усилия, осуществляемых малыми предприятиями в сотрудничестве с университетами и научными организациями.
  • Разработка РАН "инновационного пояса", в частности путем реализации специальных проектов для создания стимулов к инновационной деятельности в системе РАН в рамках программы ТАСИС Европейского Союза.
  • Добавление инновационной деятельности типового устава университета в качестве одного из основных видов деятельности таких организаций.
  • Разработка и распространение типового формата контрактов между образовательной (или научной) организациями, имеющей законное право на интеллектуальный капитал и малыми предприятиями, желающими вложить этот капитал для продуктивного использования.
  • Определение правовых норм в отношении специальных экономических зон и на этой основе создание технических зон инноваций в непосредственной близости от крупных научных, производственных и образовательных организаций.
  • Расширение поддержки коммерциализации результатов научных исследований в научных коллективах, работающих совместно с малыми инновационными предприятиями (и расширения соответствующей совместной программы Российского фонда фундаментальных исследований и Фонда содействия развитию малых форм предприятий).

 

4. Разработка информационно-эксперт консалтинг, образование инфраструктуры для инновационной деятельности.

  • Создание и поддержка федерально-региональной базы данных о научно-исследовательских разработок технического характера, созданных с помощью бюджетных средств, в том числе информацию о применении этих результатов в экономике.
  • Продвижение организации венчурных рынков в различных регионах России.
  • Создание специализированных баз данных для удаленного доступа к услугам, связанным с инновационной деятельностью.
  • Содействие созданию организаций экспертного консультирования для оказания услуг, связанных с проблемами интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации и технологического аудита.
  • Поддержка создания учебных центров для хранения и распространения информации, консалтинга и выполнения учебных функций в виде двух независимых сетей, а также центров, созданных в университетах.
  • Создание системы многоуровневой программы непрерывного образования в инновационной сфере, а также связанный с этим процесс формирования инновационной культуры в исследовательских и бизнес-сообществах.
  • Разработка списка требуемой квалификации для специалистов в области инновационной деятельности.
  • Создание государственного заказа на профессиональную переподготовку (повышения квалификации) в области инновационной деятельности для работников государственных научных и образовательных учреждений.
  • Организация обязательной профессиональной подготовки для работников государственных образовательных и научных учреждений в форме профессиональной переподготовки (повышения квалификации) по инновационному менеджменту.
  • Развитие сети Центров для повышения квалификации и профессиональной переподготовки в инновационной сфере в университетах, лицензированных в этой области, с целью подготовки инструкторов и подготовка учебно-методических материалов.
  • Реализация программы поддержки подготовки специалистов из новых технологических компаний.

Программный компонент

Программных компонент включает в себя следующее:

  • Осуществление развития инновационной инфраструктуры по Федеральной целевой научно-технической программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг. "
  • Программы Фонда содействия развитию предприятий малых форм.
Реализация Федеральной программы развития образования в области подготовки (переподготовки) дипломированных специалистов в сфере интеллектуальной собстве