Информационная логистика на базе Интернет-технологий


Авторы: Мартыненко О.В., Мешалкин В.П.

Источник: Журнал «Прикладная логистика», № 6 - 2008 г.

Описание: В статье описаны применяемые новые достижения при совершенствовании структуры информационных потоков в логистике.

Одной из основных задач современной логистики является максимальная координация материальных и информационных потоков при их объединении. Для решения этой задачи все шире применяется электронная обработка данных, автоматизация производства и внедрение других новых достижений при совершенствовании структуры информационных потоков в логистике.

Потоки информации играют в логистике ключевое значение, являясь «связующими «нитями», на которые нанизываются все элементы логистической системы.

По мере совершенствования логистических систем на предприятиях и в организациях стала ощущаться необходимость внедрения и широкого применения таких информационных систем, которые позволили бы органически объединить в одно целое все логистические подсистемы.

К концу двадцатого столетия достаточно ясно определились некоторые черты, которые станут доминирующими признаками экономики следующего века. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий (для краткости введем обозначение Интернет-технологии) привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.

Одно из названий этой новой среды - «сетевая экономика» (networked economy), часто упоминаемое в сочетании со словом «глобальная». В докладе, подготовленном Европейской Комиссией, глобальная сетевая экономика определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия». Многие специалисты связывают возникновение сетевой экономики с развитием информационных технологий, что приводит к эволюции современных экономических систем, развитию нерыночных механизмов регулирования и сетевых организационных структур. «В итоге возникает своего рода безотраслевая, сетевая экономика, основанная преимущественно на горизонтальных связях».

Предшественницами глобальной сетевой среды были внутрифирменные и корпоративные информационные сети, создаваемые в результате встраивания информационных технологий в процесс функционирования организаций. Бум создания корпоративных информационных систем пришелся на 80-е годы. Тогда же западные исследователи экономической эффективности внедрения информационных технологий обнаружили «парадокс производительности, означающий, что в результате этих внедрений производительность на объекте возрастает очень незначительно. Новые исследования, проведенные в 1996-97 гг., дали объяснение этому парадоксу: эффект от внедрения проявляется в большей степени в другом качестве, например, в увеличении потребительской ценности производимого продукта, в ускорении экономического роста и т.п.

Главный вывод из этого результата- удачное использование информационных технологий превращает организацию в сетевую структуру, что дает ей новое качество, статистически прямо не сопоставимое с ее предшествующей традиционной формой существования. Главный выигрыш от этого состоит в улучшении использования всех ресурсов организации, повышении ее гибкости и адаптивности к внешним и внутренним проблемам, повышении качества принимаемых решений и как следствие - более высокая конкурентоспособность.

Первой из упомянутых ранее главных особенностей сетевой формы управления является наличие прямых длительных связей между всеми участниками совместной деятельности. Создание такого рода связей, как правило, требовало либо компактного географического расположения участников, либо больших затрат ресурсов и времени на организацию информационных каналов и обеспечения взаимопонимания участников. Однажды созданные, сети таких связей представляли собой ценный «редкий ресурс», доступ к которому давал определенные преимущества одним группам агентов над другими, которые такой доступ не имели.

Современные массовые децентрализованные применения Интернет-технологий для установления и использования экономических связей показали, что параметры географического расположения агентов и экономических ресурсов (например, «удаленность» и «доступ к ресурсам») должны быть заменены на параметры их подключения к сети (сетевой доступ). Таким образом, затраты для преодоления географических пространств заменяется в сетевой экономике на затраты подключения к сети и на организацию эффективного сетевого доступа. Так, доступ к ресурсам требует наличия у них дистанционных регуляторов для изменения их состояния через сеть. Для агентов - наличие в сети их информационного образа и существование постоянно поддерживаемой взаимооднозначности между этим образом и реальным агентом.

Если сетевой доступ к экономическим объектам и агентам обеспечен, то проблема установления и поддержания нужных связей между ними в сетевой экономике превращается в проблему организации эффективного процесса непрерывных контактов и обмена информацией. Можно сказать, что в этой ситуации сети связей теряют такое свое качество, как «редкий ресурс», поскольку в фундамент сетевой экономики уже встроены связи «всех со всеми». Таким образом, одно из отличий среды жизнедеятельности агентов в сетевой экономике от рыночных и иерархических форм в том, что связи сами по себе ценности больше не представляют. Однако ограниченным ресурсом по-прежнему остается то, ради чего агенты устанавливают между собой эти связи: место в системе разделения труда, на котором данный агент представляет для экономической системы максимальную ценность и, следовательно, получает от участия в совместной деятельности максимально возможную для себя выгоду.

Поскольку Интернет является постоянно действующей глобальной сетью, предприниматели, поставщики, клиенты и др. имеют возможность эффективно общаться как в асинхронном режиме, используя E-mail, либо систему сетевых конференций, так и в режиме реального времени, учитывая, разумеется, разницу во временных поясах.

Транспортный сектор должен полностью измениться, чтобы быть в состоянии справиться с увеличивающимся объемом продаваемых товаров через Интернет.

Благодаря электронной коммерции сегодня существует необходимость применения быстрой транспортировки на большие расстояния. Это может быть достигнуто только с помощью тесного взаимодействия, в том числе и помощью объединения экспедиторских компаний через Интернет.

С помощью средств Интернет покупатели и продавцы могут устанавливать связи друг с другом через огромные расстояния, находясь иногда на разных концах земного шара. Иногда получается так, что заказать какой-либо товар в Голландию из Соединенных Штатов Америки дешевле, чем из Европы. Транспортный сектор же еще недостаточно адаптирован к таким решениям.

Для того чтобы справиться со все растущими потребностями покупателей и продавцов, экспедиторские компании должны начать кооперацию друг с другом. Большие расстояния, в конце концов, несут в себе больший риск неиспользования полностью имеемых мощностей и неполной загрузки, что, естественно, невыгодно.

Раньше компании могли кооперировать свои усилия с помощью простых средств коммуникации (телефон, например), в настоящее время такое объединение усилий может быть проведено с помощью средств Интернет.

Интернет в настоящее время является одним из факторов непрерывного развития деятельности во всем мире. Интернет и стандартизированные в его рамках информационно-коммуникационные услуги предоставят новые производственные возможности и потребительские связи. И только тот, кто признает и использует стратегические возможности Интернет для поддержки общего логистического потока товаров, сможет получить с помощью Интернет стабильные преимущества в конкурентной борьбе. Таково мнение ведущих специалистов по логистике не только в России (по публикациям он-лайнового журнала ЛогИнфо), но и во всем мире.

Интернет представляется в общем как единая глобальная компьютерная сеть для электронного обмена данными между различными пользователями, которые, несмотря на различную техническую оснащенность, могут связаться друг с другом в любой момент.

К концу 1997 года, по статистике, в сети Интернет насчитывалось около 20 млн. компьютеров, которыми пользовалось более 80 млн человек (к 2000 году их будет уже более 100 млн). Каждые 5 секунд в сеть подключается очередной компьютер и добавляются новые страницы. При этом Интернет во все большей степени проникает в коммерческие области. Например, только в области логистики и транспорта сегодня предлагается примерно 90000 WWW-страниц.

Однако не следует недооценивать коммерческое значение других стандартизированных видов связи, к которым относятся:
e-mail (в настоящее время более 100 млн. посланий в день)- для передачи электронных данных от компьютера к компьютеру;
On-line-Communication и дискуссионные группы для непосредственного информационного обмена в сети;
Telnet и FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) для обеспечения эксплуатации отдаленных компьютеров. Уже почти год идет также интенсивная дискуссия о возможностях использования Интернет-стандартов в рамках внутренней сети предприятия (Intranet). Технические средства для оборудования таких сетей представлены в большом ассортименте, однако «интеллигентное» применение их наблюдается в малом объеме.

Почему предприятия пользуются сегодня Интернет? Проведенные в США исследования показывают, что для предприятий при работе в этой глобальной системе связи в первую очередь важны прямая отдача и эффективность.

 

Цели предприятий даются по степени приоритетности:
повысить производительность;
уменьшить расходы;
ускорить производственные процессы;
занять свою нишу на рынке;
обеспечить простой доступ к информации;
расширить сервисные услуги для клиента;
увеличить товарооборот. Одновременно это показывает, что лишь 10% используют Интернет и около 20% - e-mail. Анализ крупных предприятий показал заметную разницу в использовании этих видов связи в зависимости от размеров предприятия.

Большие экспедиторские фирмы используют Интернет намного чаще мелких и средних предприятий, которым глобальная сеть дает дополнительный потенциал для компенсации разницы в размере.

Согласно исследованию, в экспедиторской и транспортной области Европы в настоящее время из числа предприятий (более 1000 человек) 60% членов коллектива воспользовалось хотя бы одной услугой Интернет. На предприятиях (500-1000 человек) - почти 50%. И только на маленьких предприятиях это снижение очень резкое. Проблемы здесь возникают особенно тогда, когда производственные и торговые предприятия свою внутреннюю логистику с логистическими услугами хотят «передавать» с помощью Интернет.

Выделены следующие факты, являющиеся препятствиями для использования возможностей Интернет на предприятиях:
несоответствие производственному применению;
несерьезный и неориентированный на бизнес инструмент;
слишком большие инвестиции;
плохое соотношение Затраты - Прибыль;
недоработанная технология;
проблемы безопасности;
недостаточная технологическая компетенция.

В каждой дискуссии об Интернет и его возможностях производственного использования в центре внимания быстро встают вопросы безопасности.

Состояние техники на сегодня таково, что важнейшие риски с точки зрения безопасности - уничтожение или потеря данных, а также использование их не уполномоченным лицом (что приводит к частичному повышению расходов предприятия) - в значительной степени могут сокращаться. В настоящий момент ведутся работы по дальнейшему развитию Интернет-Стандартов и защитных «замковых» технологий, чтобы еще в большей степени снизить риски безопасности. Если эти риски даже переоцениваются, то специфические требования Know-How no профессиональному «внедрению» услуг Интернет в производство очень часто недооцениваются. Чтобы на долговременной основе успешно работать в Интернет и столь же долго получать производственные выгоды, необходимы дополнительные организационные и информационные возможности.

Влияние сети в основном сказывается на производительности труда и качестве сервисных услуг. Данные примеры расшифровывают основные аспекты воздействия:
воздействие на состав, замену и сокращение материальных запасов путем приема актуальной текущей информации;
воздействие на отдельные экспедиторские заказы;
индивидуализация товаров, прямые заказы конечных потребителей и короткое время исполнения заказа сократят объем отдельных транспортных заданий;
воздействие на предложенные логистические мощности;
экспедиторская биржа и логистическая биржа услуг дадут возможность лучше использовать имеющиеся логистические мощности в области транспорта и складирования;
воздействие на планирование производства;
конфигураторы, которыми пользуются через Интернет клиенты и заинтересованные лица, предоставляют не отфильтрованную (без влияния внешней службы) информацию, которая может влиять на производственное планирование и планирование программ;
воздействие на производственные процессы. Прямые заказы клиентов сокращают затраты внешней и внутренней служб предприятия, причем в то же время имеется возможность получить дополнительную коммерческую информацию, анализируя поведение пользователя Интернет (покупателя и не покупателя);
воздействие на сервисное обслуживание клиента.

Сервисные услуги благодаря особенностям сетевых коммуникаций могут предоставляться круглосуточно, хотя затраты за вызов могут изменяться в цене в зависимости от времени суток.

Наряду с выделенными краткосрочными и среднесрочными выгодами следует признать конкретные долговременные воздействия Интернет на логистическую деятельность фирм. Доля услуг, которые напрямую оказываются клиенту (без посредника), будет, по оценкам специалистов, и далее возрастать. В 2000 году около 5% (через 10 лет уже 10%) торговых оборотов осуществляют через этот канал связи. Специфические информационные задания маклеров

и функция по подбору ассортимента торговых предприятий будут приниматься производственными предприятиями и их информационно-коммуникационными системами.

Одновременно Интернет способствует индивидуализации продуктов и поставок, и вместе с тем - уменьшению объема заказов и поставки. При этом выявляются более четкие измененные требования к логистической системе обслуживания в промышленности и торговле. Такие ее составляющие, как выполнение заказа, структура распределения, стратегия складирования и процесс складирования, ввод в действие (предприятия), транспорт, а также информационные системы должны быть основательно пересмотрены.

Международная транспортировка грузов является прямым следствием заключения договора (сделки) между продавцом товара и его покупателем. В большинстве случаев продавец и покупатель разделены расстоянием, а часто находятся в разных точках земного шара, что вызывает необходимость использования различных видов транспортных средств для того, чтобы груз был доставлен в нужное место вовремя.

Специалисты по логистике, отвечающие за доставку, транспортировку и складирование грузов, напрямую вовлечены в логистическую цепь.

Как продавцы, так и покупатели/получатели товара требуют своевременную доставку и быстрых темпов передачи потока документов и информации для избежания доставок груза к месту назначения не вовремя. Данное требование подразумевает под собой, что поток информации, сопровождающий фактический груз, должен поступать в следующее звено логистической цепи раньше, чем сам фактический груз.

В данном случае использование электронных средств, а тем более средств электронного обмена данными, является единственным способом, на 100% гарантирующим получение всей необходимой информации на компьютер получателя до фактического прибытия груза.

Использование электронного обмена данными на внутринациональном, а тем более на межнациональном уровне, в структуризированной форме (EDI) требует соблюдения специальных международно-признанных стандартов, поддерживаемых Организацией Объединенных Наций (ООН).

Бельгийская фирма SEAGHA предлагает свое видение логистической цепи с использованием новых информационных технологий, в том числе и Интернет.

Однако такое видение логистической цепи дает наглядное представление о потоках товаров и информации при связи производителя/продавца с покупателем/потребителем, особенно если они находятся в разных странах.

Сначала поступает заказ от покупателя/потребителя (buyer/consumer) к производителю/продавцу (manufacturer/ seller)- операция 1. Далее информация, а затем и товар поступают к непосредственному (forwarder) отправителю от производителя и к непосредственному получателю от покупателя (операция 2). Это определенная компания, занимающаяся предоставлением экспедиторских услуг. Там груз оформляется на таможне и поступает непосредственно в порт (на наземный или железнодорожный транспорт). Информация, а затем и груз, проходят через агента по доставке (операция 3). Он занимается контролем погрузки/разгрузки товаров, складирования и непосредственной отправки/получения товара (операции 4 и 7).

В то время как груз проходит операции 4 и 7, информация поступает как непосредственно от отправителя к получателю, так и проходит на своем пути таможню и информационную систему порта (либо другого учреждения по транспортировке груза) - операция 5. То есть информация дублируется и идет при этом несколькими путями. Своевременную и оперативную передачу информации обеспечивают электронные средства, в том числе и Интернет.

После получения груза и подтверждения его получения покупатель переводит через свой банк в банк продавца оплату за груз, которая впоследствии поступает непосредственно к продавцу (операция 6).

Недостатком наглядной схемы является недостаточно точная передача последовательности всех шагов по доставке груза от производителя к покупателю. Однако достаточно наглядно показано, что информационный поток сопровождает товарный, опережая его по определению, и проходит, дублируясь, практически через все содержательные этапы цепи, будучи координируемым определенными лицами. Как покупатель, так и производитель могут в любое время точно узнать, где находится груз, в каком состоянии и какие перспективы ожидают его дальше. Кроме того, операция 6 (оплата банковских счетов) может также быть осуществлена с помощью средств Интернет.

Одной из программ, обеспечивающих логистическую деятельность в Интернете, является программа CargoFinder (Искатель грузов), разработанная и внедренная в работу в 1998 году в Нидерландах.

Эта программа представляет революционный подход к обмену необходимой в логистической деятельности, особенно касающейся организации транспортировки грузов, информацией в режиме реального времени.

Повсеместно увеличивающиеся требования к конкурентоспособности фирм приводит к тому, что специалистам в области логистики приходится пересматривать стратегии продаж, маркетинга и распространения продукции. Очевидно, что глобализация и внедрение Интернет-технологий являются теми новшествами, без которых логистика не сможет развиваться в новом тысячелетии.

Программа CargoFinder сочетает в себе применение новейших технологий и обеспечивает транспортную и логистическую отрасль в целом уникальной возможностью увеличить эффективность доставки и распределения товаров, используя Интернет как средство коммуникации и способ для маркетинговых процессов.

Система создана таким образом, что она является центром обмена, где продавец и покупатель грузов обмениваются информацией в режиме реального времени. Выясняется вся информация, касающаяся объемов поставок и временных границ. Продавцы логистических и экспедиторских услуг выигрывают от того, что представляют свои услуги глобальной аудитории (новых) покупателей, поставщики грузов могут использовать систему для поиска оптимального логистического решения с требуемыми условиями. Детали о программе можно узнать по адресу www.cargofinder.com.

В ноябре 1999 года в рамках использования возможностей Интернет-технологий применительно с логистике и, в частности, к транспортной логистике, была введена в действие система Freight-on-line.com, первая всемирная система, обеспечивающая оптимизацию транспортировки грузов на морском транспорте.

 

Разработанная профессионалами в области транспортной логистики, система обеспечивает грузоотправителей и тех, кто предоставляет транспортные услуги, легко используемой базой для выяснения цен и деталей сервиса при транспортировке товаров из страны-отправителя в страну-получателя на действительно глобальном уровне. Когда предложение принято, грузоотправитель без проблем и задержек переводит информацию на сайт представителя экспедиторских услуг для завершения сделки.

«Что делает Freight-on-line, com таким важным инструментом в логистике - это охват, скорость и ценность, предоставляемые практически по всему миру»- говорит Стивен Арон, исполнительный директор компании. «Теперь грузоотправители могут узнать и договориться с большим числом компаний, предлагающих услуги по транспортировке, а также получить больше информации быстрее, чем когда либо. Простая одноразовая сделка дает возможность выбрать путь и способ доставки грузов, связанный с наименьшими затратами. В бизнесе время - деньги, а система Freight-on-line.com экономит и то, и другое».

Система Freight-on-line не аффилирована ни одной предоставляющей свои услуги компанией, не занимается рекламой ни одной компании и не занимается выставлением цен на предлагаемые услуги, стороны обговаривают цены сами.

Система Freight-on-line.com не изменяет традиционные требования квотирования, напротив, она стремится ускорить их с помощью электронных средств, давая грузоотправителям полный перечень предложений с точностью до нескольких часов, Эта система проста и легка в использовании. Она не оставляет возможности закрасться ошибкам и сводит непонимание на нет. Она выводит точные

и полные запросы со всеми важными деталями. У грузоотправителя есть возможность послать запрос о ценах и условиях транспортировки, который будет рассмотрен различными компаниями по предоставлению транспортных услуг практически одновременно.

Более того, компании указывают детали сервиса вместе со своими предложениями. Это приводит к более эффективной комбинации сервиса и ценовых условий от операторов на этом пути. Ответы будут содержать одинаковые компоненты, давая при этом точное и правдивое сравнение предложений для того, чтобы помочь грузоотправителю сделать свой выбор.

Термин «электронная коммерция» или «e-commerce» привлекает внимание и широко используется во многих средствах информации, в то же время редко кто дает его определение. За последние два года внимание и интерес к электронной коммерции значительно увеличились.

За последние несколько лет произошел огромный скачок в развитии и внедрении электронной коммерции. В современных коммерческих отношениях электронные, бывшие еще недавно непривычными и странными, становятся нормой. Под электронной коммерцией понимают ведение дела с использованием передачи технологических данных и информации с помощью телекоммуникационных и электронных средств.

Электронная коммерция является обобщенным названием для ряда технологий, позволяющих увеличивать эффективность всего торгового процесса в целом.

Электронная коммерция дает возможность продавцам расширять их присутствие в Интернете, создавая Интернет-магазины, которые предоставляют возможность просмотра и выбора товаров, использования каталогов услуг и обеспечения безопасности операций оплаты.

Электронная коммерция включает в себя как сделки «бизнес-бизнес» (business-to-business transactions), когда покупатели могут записать счет покупки на проверенный банковский счет, так и сделки «бизнес-потребитель» (business-to-consumer), когда покупатели могут платить за покупки с помощью организации безопасных платежей.

Продавцы могут поместить свой сайт по отдельному адресу, что требует отдельного доступа, либо могут поместить его на уже созданном сайте в качестве подраздела.

До настоящего времени применение Интернет-технологий в торговле было слишком дорогим. Это было следствием того, что следовало проделать множество сложных операций для организации коммерческого Интернет-сайта.

Сегодня существует множество различных опций по организации таких сайтов от программного обеспечения, позволяющего сделать все самому, до сложнейших решений, требующих годы для полного завершения работы над проектом. Такие сложнейшие решения стоят не меньше 3 миллионов долларов США.

Обычными компонентами электронной коммерции являются:
факс;
электронный обмен данными (EDI);
электронная почта;
голосовая почта;
электронные каталоги;
электронная передача фондов;
технологический обмен данными;
электронные формы;
поток работ. Все эти компоненты поддерживаются электронными и телекоммуникационными средствами, включая Интернет.

Например, посчитано, что для пересылки многостраничного документа требуется затратить от 10 до 90 долларов США. Возможности Интернет позволяют сделать этот процесс в несколько раз дешевле.

По оценкам специалистов, оборот от EDI коммерции составил 130 миллиардов долларов в год за 1998 год, и по прогнозам он увеличится до 260 миллиардов долларов к 2000 году.

В связи с тем, что рынок электронной коммерции стремительно расширяется, многие компании, в том числе и по предоставлению различного рода логистических услуг и консультаций, должны в настоящее время учитывать развитие такого сектора экономики в своей деятельности. В России пока далеко не все придают серьезное значение столь динамичному развитию новых, по сути, возможностей, в то время как на Западе и в США уже давно приняли на заметку все преимущества использования средств электронной коммерции.

Некоторые компании даже учитывают электронную коммерцию и остальные средства Интернет при составлении общей стратегии фирмы и конкретными целями ставят развитие этой отрасли у себя на предприятии.

Электронная коммерция является огромной силой, в частности для логистики, позволяющей эффективно устроить передачу от производителей и поставщиков прямо к конечному потребителю. Но, к сожалению, до сих пор многие компании еще не осознали, какие перемены привнесет электронная коммерция в их работу и как она повлияет на их конкурентоспособность.

Логистическое управление является частью объединенной стратегии электронной коммерции в современных моделях бизнеса.

По последним исследованиям журнала InternetWeek, 65% компаний, названных всемирно известным журналом Fortune «500 самыми успешными компаниями в мире», не имеют четкой стратегии в области электронной коммерции и около 25% этих же компаний не имеют достаточно четкого плана внедрения и применения электронной коммерции.

Выделяются три основные стратегии, которые компании используют для улучшения своих конкурентных позиций в эру господства покупателя.

Во-первых, необходимо изменить направление логистической цепи от «толкаемого» к «тянущему» («pull model»). В старой «толкаемой модели» («push model») логистическая цепь начинается с поставщиков сырья, которые соединены с производителями, те в свою очередь соединены с распространителями/поставщиками и заканчивается цепь покупателями/потребителями. «Эта модель была замечательной для поставщиков сырья - они определяли цены на комплектующие и сырье, даже определяли схему производства, что в конечном счете не всегда было хорошо для конечного потребителя, который практически ничего не определял в производственном процессе».

Электронная коммерция и новая модель покупок он-лайн позволяет покупателям «тянуть» то, что им необходимо от каждого участника цепи. Результатом является более быстрый и более надежный сервис, а также уменьшенная стоимость для поставщика.

 

Чтобы сделать «pull model» эффективной, компании должны устанавливать электронную связь с другими звеньями цепи и переделать свои информационные системы таким образом, чтобы они могли работать все вместе.

В логистике проявляются глобальные тенденции мировой экономики по интеграции и специализации.

Компаниям в виде другой стратегии рекомендуется выходить на рынок без боязни и действовать в полную силу - это было рекомендовано компаниям, внедряющим Интернет в свой бизнес. Такая позиция на рынке с использованием электронных средств и акцентом на потребности покупателей позволит не просто выживать на рынке, но и преуспевать и процветать. Для этого всего лишь следует взглянуть на предлагаемые сегодня возможности во всемирной сети и использовать их на практике хотя бы в некоторой степени.

Достоинства электронной коммерции для покупателя

1.Доступ к большей информации. Покупатель имеет возможность ознакомиться с большим количеством текущих предложений для принятия своего решения. По исследованиям, сбор информации, относящейся так или иначе к принятию решений о покупке, является самым распространенным видом сбора информации в сети. Интерактивность сети и система гипертекста позволяет полностью контролировать поиск такой информации. Поэтому такого рода коммуникации больше ориентируются на потребителя, чем все традиционные виды. Покупатель сам решает, где он будет искать информацию и что конкретно ему нужно.

2.Более легкое исследование рынка и сравнение товаров. Процесс поиска и сравнения товаров и услуг в сети значительно ускорен и упрощен. Покупатели могут внимательно изучить свою покупку в режиме он-лайн, что помогает принять решение о покупке. Также легко находить те товары и услуги, которые трудно найти традиционными способами.

3. Низкие цены. Большая конкуренция, обусловленная возможностью большего числа фирм действовать на электронном рынке, заставляет снижать цены. Кроме того, качество и выбор становятся лучше.

Достоинства электронной коммерции для продавца

1. Лучшая сеть распространения товаров и услуг. Особенно выигрывают фирмы по распространению информации. Продавцы и покупатели могут устанавливать непосредственный контакт, уменьшая стоимость некоторых трансакционных издержек, необходимых при традиционных способах коммуникации. Это делает распространение более эффективным . Уменьшается время заключения сделок. Происходит глобализация сетевой экономики. Несмотря на все это, нужно учитывать реалии рынка.

Бизнес в сети предоставляет ведущую роль покупателю. Фирмам легче становится собирать информацию о своих потенциальных потребителях, проводить их мониторинг. Однако требуется дальнейшее

развитие технологий для того, чтобы эти выгоды могли быть использованы в полой мере.

2. Маркетинговые коммуникации. Информация о фирме используется как внутренними пользователями, так и потребителями и конкурентами, Происходит интерактивное взаимодействие с покупателем, чего не добивались с помощью традиционных средств коммуникации в таких масштабах.

Сайты в сети работают круглосуточно. Покупатель получает столько информации, сколько ему нужно. Продавец получает необходимую информацию о покупателе, что позволяет повысить эффективность процесса обслуживания в будущем. Делается акцент на специализацию фирмы.

Операционные достоинства. К ним относится уменьшение числа ошибок, времени и затрат на передачу информации. Уменьшение стоимости доступа к информации происходит за счет доступа он-лайн ко всем необходимым релевантным сведениям по проблеме. Облегчается доступ на некоторые труднодоступные сегменты рынка (особенно географически удаленные рынки), идет ускорение различного рода операций.

Будущее электронной коммерции

За последние 5 лет значительно выросли объемы применения Всемирной паутины (World Wide Web) как средства торговли и коммерции. Сама технология стала более усовершенствованной. Интернет теперь не рассматривается только как вспомогательное средство коммуникации. Сегодня Интернет предоставляет коммерческие и торговые возможности по обмену товарами и услугами, тем самым уменьшая необходимость перемещений на большие расстояния и даже составляя некоторую конкуренцию традиционным методам торговли. Совершенствование технологий создало возможности для бизнеса достигать отдаленных рынков и применять такие казалось бы неприемлемые вещи, как концерты в режиме он-лайн, кино- и видеофильмы по заказу и так далее. Электронная коммерция растет быстрыми темпами, и многие технологи-аналитики предсказывают бум в Интернет-торговле.

 




©ДонНТУ, Седых Анна Сергеевна




Rambler's Top100