ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УКРАИНЕ И ИХ РЕШЕНИЯ


Авторы: Мостовая М. Я. - НИЭИ при Минфине Украины

Источник: http://uiis.com.ua/conf_73/


Развитие инновационной деятельности есть одним из важнейших системных факторов повышения уровня конкурентоспособности экономики и национальной безопасности государства. Как свидетельствует мировой опыт, передовые позиции за уровнем технологического и социально-экономического развития занимают государства, в которых создана разветвленная инновационная инфраструктура, которая активно используется для реализации инноваций. В Украине сформированы отдельные элементы инновационной инфраструктуры. В частности, образовано 24 инновационных бизнесы-инкубаторы, 10 инновационных центров, при высших учебных заведениях - подразделения по вопросам интеллектуальной собственности. Кроме того, предприятия, которые проводят инновационную деятельность, пользуются услугами консалтинговых фирм и небанковских финансовых учреждений, но они не могут в полном объеме удовлетворить их потребности. Результаты анализа развития инновационной структуры свидетельствуют об отсутствии надлежащей поддержки инновационной деятельности в стране, основной проблемой при этом есть недостаточное формирование инновационной инфраструктуры. Не поддерживается надлежащим образом деятельность изобретателей, рационализаторов, научных работников, которые имеют завершенные научно-технические разработки, не создаются центры трансферта технологий. Не в полном объеме реализуются образовательный и научный потенциал, прежде всего высших учебных заведений, в сфере информационно-коммуникационных высоких технологий, информационные ресурсы системы научно-технической и экономической информации, в частности базы данных по вопросам технологий, научно-технических достижений. Кроме того, не проводится системный мониторинг инновационного развития экономики, анализ эффективности механизмов государственной поддержки и стимулирования инновационной и научно-технической деятельности, а также сравнительный анализ результатов реализации государственной политики в соответствующей сфере в зарубежных странах. Ненадлежащее состояние информационно-аналитического обеспечения реализации государственной инновационной политики обусловленное такими факторами: ведомственное распределение компетенции относительно реализации государственной инновационной политики в соответствующих областях экономики; отсутствие единого подхода к определению задач, осуществления мероприятий, направленных на их выполнение, и проведение анализа эффективности реализации государственной инновационной политики в отдельных областях экономики; отсутствие единого научно-методического подхода к проведению мониторинга состояния инновационного развития экономики; недостаточный уровень подготовки государственных служащих по вопросам формирования и реализации государственной инновационной политики.

Анализ законодательства по вопросам регулирования деятельности субъектов инновационной инфраструктуры свидетельствует про его несовершенство, фрагментарность, которая сдерживает успешное становление и развитие отечественной инновационной инфраструктуры. В значительной мере эффективность государственной политики из формирования и развития инновационной инфраструктуры снижается вследствие ее бессистемности, ненадлежащей обоснованности, отсутствия четкого размежевания задач между центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, нескоординированности их деятельности, отсутствия межотраслевых и межрегиональных связей. В рамках государственных программ развитие инновационной инфраструктуры не определено как отдельная проблема, их меры нацелены на создание отдельных инновационных структур. Комплексное решение указанной проблемы требует разработки и выполнения Государственной программы развития системы информационно-аналитического обеспечения реализации государственной инновационной политики и мониторинга состояния инновационного развития экономики. Цель Программы состоит в создании правовых, экономических и организационных условий для развития и повышения эффективности системы информационно-аналитического обеспечения реализации государственной инновационной политики и мониторинга состояния инновационного развития экономики.Развитие системы информационно-аналитического обеспечения реализации государственной инновационной политики и мониторинга состояния инновационного развития экономики может осуществляться путем расширения применения заинтересованными органами исполнительной власти и академиями наук практики независимой подготовки соответственно своей компетенции аналитических, программных и прогнозных документов в сфере инновационной деятельности в отдельных областях экономики. В случае применения указанного варианта проблема несогласованного развития и функционирования составных системы информационно-аналитического обеспечения реализации государственной инновационной политики останется не разрешимой прежде всего на общегосударственном уровне. Оптимальным есть вариант, который предусматривает разработку и выполнения Программы, поскольку это создаст условия для согласованного осуществления органами исполнительной власти и Национальной и отраслевыми академиями наук мероприятий по развитию системы информационно-аналитического обеспечения государственной инновационной политики и мониторинга состояния инновационного развития экономики. В условиях активизации глобальных процессов в мировой экономике большинство развитых стран признала необходимость применения системного подхода к формированию и реализации государственной инновационной политики и развития системы информационно-аналитического обеспечения указанных процессов. Аналогичные программы выполняются в большинстве развитых стран Начиная с 2000 года на заказ Департамента развития инновационной политики Генерального управления предприятий и промышленности Европейской комиссии выполняется программа "European TrendChart on Innovation", направленная на проведение систематических исследований и сравнительного анализа практики формирования и реализации инновационной политики в странах - членах Европейского Союза, а также на углубление диалога между заинтересованными государственными органами, общественными организациями и учреждениями.

Решения вышеупомянутых проблем предполагается осуществить путем: усовершенствования механизма проведения мониторинга состояния инновационного развития национальной экономики, оптимизации системы государственной статистической отчетности в сфере инновационной деятельности и его адаптации к стандартам Европейского Союза; внедрения анализа эффективности применения механизмов государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, в частности сравнительно с теми, которые применяются в зарубежных странах; развития международного научно-технического сотрудничества в сфере формирования и реализации государственной инновационной политики; повышения квалификации государственных служащих, деятельность которых связанная с формированием и реализацией государственной инновационной политики; проведения конъюнктурных исследований внутреннего и внешнего рынка с целью подготовки предложений относительно определения приоритетов инновационной деятельности; оповещения результатов научных исследований, которые проводятся за счет бюджетных средств; предоставления поддержки в организации и проведении информационно-просветительских и выставочных мероприятий в сфере инновационной деятельности; подготовки предложений относительно усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере развития системы информационно-аналитического обеспечения реализации государственной инновационной политики и мониторинга состояния инновационного развития экономики, в частности обеспечения его гармонизации с соответствующими нормами международного права. Программа выполняется на протяжении 2008-2010 лет. Выполнения Программы даст возможность: повысить уровень взаимодействия и эффективность осуществления центральными и местными органами исполнительной власти полномочий в сфере инновационной деятельности; усовершенствовать механизмы государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности; обеспечить проведение на постоянной основе мониторинга состояния инновационного развития экономики; повысить научный уровень обоснования подходов к формированию и реализации государственной инновационной политики; создать условия для широкого доступа общественности к обсуждению вопросов, связанных с формированием и реализацией государственной инновационной политики; оказывать содействие распространению информации о развитии инновационной деятельности; повысить уровень конкурентоспособности национальной экономики.