СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


Авторы: Бекетов Н.В., д.э.н., профессор ФЭИ, ЯГУ Егоров Н.Е., к.ф.-м.н., доцент ФЭИ, ЯГУ Ковров Г.С., к.э.н., ФЭИ, ЯГУ Павлова С.Н., ФЭИ ЯГУ

Источник: http://www.forumstrategov.ru/


Последние два десятилетия ХХ в. отмечены становлением новейшей глобальной экономической системы: на смену индустриальному и постиндустриальному укладу мировой экономики пришел период науки, или знаний, с присущими ему определенными особенностями. Новая экономическая система характеризуется сменой основных конкурентных преимуществ, позволяющих хозяйствующим субъектам выживать и развиваться во внешней среде. Это проявляется, прежде всего, в усилении роли нематериальных активов, расширенном инвестировании в интеллектуальный капитал. В современной конкурентной борьбе идет состязание не столько за обладание капитальными ресурсами, материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению инноваций. Обозначившиеся тенденции в смене привычных рыночных устоев во внешней и внутренней хозяйственной среде предприятий предъявляют новые требования к управлению процессами их выживания и развития.

Инновационная деятельность предприятия – сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планированием, финансированием и координацией научно-технического прогресса; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития предприятия.

Существуют несколько фундаментальных предпосылок, приводящих к осознанию необходимости постоянного поиска, активизации инновационной деятельности для предприятий: - конкуренция между предприятиями; - изменяющийся спрос покупателей; - быстрое развитие и диверсификация новых технологий; - позиция предприятия на рынке; - использование имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов; - способность предприятия к инновациям и организационная гибкость.

Инновационные возможности предприятия – это средства, условия, необходимые для осуществления эффективной инновационной деятельности. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.п. Многие из этих факторов оценить количественно трудно, в некоторых случаях и невозможно, но именно они оказывают решающее влияние на конечную эффективность инновационной деятельности.

Для обеспечения эффективной инновационной деятельности вследствие высокой динамичности инновационных процессов, многоальтернативности и высокой степени неопределенности принимаемых решений на предприятии должна быть разработана система управления инновациями, предусматривающая конкретные стратегию и тактику, обеспечивающих максимальное использование потенциала предприятий. При этом необходима не просто рациональная научно-техническая политика, а долгосрочная научно обоснованная инновационная политика, опирающаяся на инновационную стратегию. Такая инновационная стратегия материализуется в программу, учитывающую перспективную цель, выбор путей и средств, ведущих к ее достижению. Обоснованный выбор инновационной стратегии определяет правильность выбора других стратегий предприятия: маркетинговой, финансовой, технической, производственной, кадровой, а ее эффективность – эффективность предприятия в целом.

Предприятие, ориентирующееся на инновационную деятельность, должно представлять собой производственную систему, обладающую высокой гибкостью техники и технологии, обеспечивающую высокий уровень производительности труда и качества изделий при относительно стабильной организации производства, или должно сочетать гибкость низших форм организации (участок с технологической специализацией в единичном производстве) и высокую производительность высших форм (поточных линий массового производства).