Внутренние источники финансирования инвестиционной деятельности в Украине

Камалов Ф.И.

Источник:Культура народов Причерноморья. — 2005. — N57, Т.2.


В последнее время все большую актуальность в экономике Украины приобретает процесс глобализации, составной частью которого является выполнение требований мирового сообщества по либерализации экономики. В связи с тем, что процесс либерализации затрагивает существующие в государстве свободные экономические зоны и территории приоритетного развития, которые необходимо свернуть, актуаль¬ным становится вопрос о внутренних источниках финансирования инвестиционной деятельности. Напомним, что за время своего существования, СЭЗ и ТПР неплохо себя зарекомендовали, поспособствовав привлечению инвестиций в регионы и стимулируя многие отечественные предприятия, к которым можно отнести таких гигантов, как Крымский содовый завод, ГАК Титан. В случае свертывания проектов СЭЗ, может образоваться определенный инвестиционный вакуум, который необходимо будет заполнить. Кроме того, возможность инвестирования определяется источниками, которые в современных публикациях рассматривались обособленно и не рассматривались в совокупности. Поэтому попытаемся рассмотреть основные внутренние источники финансирования и постараемся выделить существующие проблемы инвестиционной деятельности в нашем государстве.

Таким образом, объектом исследования являются внутренние источники финансирования инвестиционной деятельности в Украине, предметом исследования - эффективность использования источников финансирования инвестиционной деятельности, а целью исследования: определение существующих проблем.

Выделяют 4 источника финансирования инвестиционной деятельности:

-Собственные средства предприятия (амортизационные отчисления, прибыли, денежные накопления);

-Заемные средства (кредиты банков, заемные средства др. организаций);

-Привлеченные средства (от продажи акций и др. ц.б.);

-Средства бюджета и др. внебюджетных фондов.

Актуальными проблемами большинства отечественных предприятий являются устаревшие основные фонды и большая ресурсоемкость. В связи с чем, себестоимость продукции этих предприятий дорожает, что вынуждает руководство предприятий ставить невысокую добавленную стоимость при экспорте, с целью сохранения конкурентоспособности. Обновление основных фондов с переходом на ресурсосберегающие технологии требует больших вложений. Одним из источников могут стать собственные средства предприятий. И если денежные накопления от продажи ненужных материальных активов носят разовый характер, а прибыль в случае роста объемов производства будет направлена на воспроизводственный процесс, то амортизационные отчисления являются самым распространенным и эффективным средством модернизации производства. В развитых странах из них формируется 60-70% капитальных вложений. Для решения проблемы финансирования в Украине значение имеет ускоренная амортизация. Но в процессе анализа ускоренной амортизации возникает некий замкнутый круг, который характеризуется тем, что она эффективна в отраслях с высокой добавленной стоимостью. А такими отраслями могут быть либо отрасли с высокотехнологичной продукцией, либо отрасли, увеличивающие разрыв между себестоимостью и продажной ценой за счет ресурсосберегающих технологий, постоянно обновляемого оборудования. По расчетам специалистов, суммы, направленные на меры по ресурсосбережению, обычно в 2-3 раза, иногда в 5-6 раз меньше капитальных вложений, необходимых для расширения производства соответствующих ресурсов и их доставки потребителям. Таким образом, в ряде отечественных предприятий, необходимо этот замкнутый круг разорвать, но подойти к выбору этих предприятий необходимо избирательно, с точки зрения экономической целесообразности. Это позволит предприятиям отвечать требованиям настоящего времени [1].

Второй источник финансирования деятельности предприятия - банковский кредит. Он непосредственно зависит от финансовых ресурсов банков. Но этот источник станет актуальным в случае:

-наличия больших финансовых ресурсов, способных кредитовать реальный сектор экономики;

-экономической целесообразности для банка кредитовать реальный сектор.

Финансовые ресурсы банка формируются за счет вкладчиков. Но, несмотря на положительную динамику роста вкладов физических и юридических лиц, огромное количество потенциальных вкладчиков не задействованы в этом процессе. И если в передовых капиталистических странах большая часть населения помещает свои средства в банк, то в Украине вкладчики все еще ощущают риск не возврата вкладов. Так, отток банковских вкладов в период нестабильности, связанной с предвыборной президентской компанией оценивается в 4 млрд. грн. А государство, в свою очередь, гарантирует возврат только мелким вкладчикам, средние и крупные практически не защищены. В результате чего население Украины не может стать в полной мере инвестором своей экономики.

Кроме того, финансовый ресурс банков может быть увеличен, за счет сокращения нормы резервирования, которая в сравнении с западными странами, все еще остается высокой, и снижения учетной ставки, которая в настоящее время в Украине была повышена и составляет 9%.

Эти повышения направлены на сокращение денежной массы в стране и борьбой с прогнозируемой инфляцией (по прогнозам НБУ в 2005г. инфляция прогнозируется на уровне 7-8%, по прогнозам МВФ на уровне 8-9,5% , в 2004г. инфляция была на уровне 8,8%). И, несмотря на то, что укрепляется валютный курс гривны, растут золотовалютные запасы государства, деньги в Украине все еще остаются дорогими, а кредиты невыгодными. Это объясняется еще и тем, что вышеперечисленные действия руководства подкрепляются продажей Облигаций внутреннего государственного займа посредством НБУ коммерческим банкам. Средства, привлеченные за счет продажи ОВГЗ, покрывают дефицит бюджета. В результате реальная экономика кредитуется не в должной мере. Существует и обратная сторона, чем выше доходность ОВГЗ, тем выгодней коммерческим банкам вкладывать средства в них, а не в кредиты предприятиям. В результате устойчивость банковской системы опирается на устойчивость гос. обязательств, возникает зависимость финансового рынка от состояния государственного долга и его обслуживания, несмотря на снижение периодичности продаж до 1 раза в месяц, по требованию МВФ. И хотя государственные облигации в последнее время стали привлекательными для иностранных инвесторов, во-первых, их доля в числе вкладчиков все равно остается небольшой, во-вторых, это уже не внутренний, а внешний долг [2], [4].

Мировой опыт свидетельствует, что важнейшую роль в процессах инвестирования экономики играет фондовый рынок, который способствует привлечению, концентрации и перераспределению потоков инвестиций в пользу эффективно работающих, развивающихся и перспективных предприятий.

Фондовый рынок в Украине сформировался в 1995г., когда было принято решение о выпуске ОВГЗ. В настоящее время фондовый рынок остается не развитым, т.к. на нем преобладают государственные и кор¬поративные облигации, а акции имеют незначительный процент. Кроме того, большинство предприятий являются закрытыми акционерными обществами, а открытые являются таковыми лишь на бумаге, но имеют постоянных собственников, т.е. первым является вопрос контроля предприятия, а не долгосрочности его развития, стратегия присутствия его на рынке.

Характерным для украинского фондового рынка, является то, что стоимость всех акций предприятия (капитализация предприятия) равна балансовой стоимость предприятия (стоимости предприятия в физическом состоянии, а иногда и ниже на момент приватизации). В развитых странах рыночная стоимость предприятии гораздо выше балансовой, в соотношении 8:1, т.е. большую роль играют нематериальные активы. Опять же, изношенность основных фондов, низкая рентабельность производства, отсутствие финансовых ресурсов, приводят к тому, что предприятие оценивается по низкой балансовой стоимости. Контрольные и блокирующие пакеты акций сосредотачиваются у одних владельцев, а акции, распыленные среди работников предприятия и других граждан, фактически бесправны, т.к. уровень корпоративной культуры остается низким, а права мелких акционеров и их дивиденды ничем не гарантированы. Т.о. фондовый рынок в Украине пока не стал источником привлечения инвестиций и нуждается в срочном и динамичном развитии [3].

Финансирование предприятий за счет бюджетных средств, является экономически целесообразным, если ведет к росту бюджетных поступлений, либо сокращению бюджетных расходов в будущем, к примеру, постепенное сворачивание убыточных предприятий и трудоустройство работников. Но в Украине ресурсы, полученные от государства в качестве поддержки, не использовались на долгосрочную перспективу, постоянно уменьшались и не отвечали условиям экономического роста. Такие средства ориентировали предприятие на нецелевое использование ресурсов. В Украине зачастую бюджетные средства направля¬лись на содержание убыточных отраслей, одной из причин была опять же большая ресурсоемкость производства, т.о. если в развитых странах поддерживается производство (и как следствие занятость), то в развивающихся странах потребление энергоресурсов (за счет субсидий и списания долгов). Возникает ситуация, когда экономика поддерживается ресурсами тех отраслей, которые производят высоко ликвидную продукцию. Мировой опыт показал, что наиболее эффективным средством инвестирования экономики за счет бюджета, с целью устранения кризисных явлений является горизонтальный подход – улучшение инфраструктуры, ее качества, уровня обслуживания, улучшение обмена информацией и т.д., т.к. именно он рассчитан на долгосрочную перспективу экономического роста. А использование вертикального подхода – характеризуется государственными интервенциями, инвестированием, льготами и т.д., с целью повышения конкурентоспособности предприятия, отрасли в регионе и на мировом рынке – должно со временем снижаться. В свою очередь средства, используемые на интервенции и субсидирования, могут эффективно использоваться при создании полугосударственных, полу частных фондов, которые имеют целевое использование средств на проведение ряда стратегических программ и хорошо себя зарекомендовали в развитых капиталистических странах

Таким образом, приоритетными вопросами в государстве при решении существующих проблем внутренних источников финансирования, должны стать вопросы:

-поиска ряда перспективных предприятий для внедрения ускоренной амортизации;

-создание условий для аккумуляции средств домашних хозяйств в банковской среде, а также повышение кредитных возможностей банка;

-возможности развития полноценного рынка акций;

-создание полугосударственных полу частных целевых фондов, для финансирования инвестиционных проектов;

-распределение бюджетных средств с использованием горизонтального подхода.

Решение этих вопросов поможет значительно сконцентрировать внутренние источники финансирования инвестиций, обеспечить экономический рост и частично разрешить проблему внешнего и внутреннего государственного долга.

Литература

1.Безуглый А. Об изъятии части амортизационных отчислений и использовании мощностей предприятий // Экономика Украины. – 2000. – № 1. – С. 34–40.

2.Клименко Т. Кредитная деятельность банков Украины // Экономика Украины. – 2000. – №3. – С. 34-38.

3.Корнеев В. Долговые парадоксы и ориентиры государственных заимствований // Экономика Украины. – 2000. – №6. – С. 30–37.

4.Дзюблюк А. Формирование процентной политики коммерческих банков // Экономика Украины. – 2000. – №12. – С. 24–31.