ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Курдюмов Дмитрий Николаевич

Курдюмов Дмитрий Николаевич

Институт горного дела и геологии
Специальность:Разработки месторождений полезных ископаемых

Стили катания на роликах

Разобраться в стилях катания в первую очередь необходимо для того, что для каждого из них, производители экипировки, производят свой вид роликовых коньков. Именно поэтому вы должны уяснить для себя, что вас интересует в первую очередь и приобрести именно те коньки, которые вам нужны. Сразу обратим ваше внимание, что речь в данной статье пойдет о «инлайн» роликах (от английского inline – в линию). Колеса в таких роликах располагаются на одной прямой линии, в отличии от их прародителей, роликов «табуреток» (от английского quads) у которых четыре колеса были расположены в два ряда.

Все существующие стили можно разбить на четыре больших группы:

1. Фитнес
2. Агрессив
3. Скоростное катание
4. Даунхилл

Кроме стилей входящих в эти группы также выделяется отдельно игра в хоккей на роликах и выполнения традиционных элементов фигурного катания. Кроме того, относительно недавно, появился новый интересный стиль катания: катание на кроссовках с колесиками (Heelys, streetflyers).

Фитнес

Это катание в удовольствие. Начиная от неторопливой прогулки и заканчивая лихим катанием по городу. Это общее название для множества различных направлений. Давайте поговорим о них чуть подробнее.

Рекриэйшн (от анг. Recreation – расслабление) или отдых

Современная альтернатива пешим прогулкам. Неспешное катание в свое удовольствие, успокаивающее, без экстремальных виражей и скоростных спусков.

Энергичный фитнес

Это душа фитнес катания. Более энергичный, нежели рекриэйшн, с крутыми поворотами, быстрой скоростью и полной свободой движений. Этот стиль идеальная альтернатива интенсивному бегу который поможет вам хорошенько измотать себя перед сном. Идеально подходит для катания после рабочего времени для ободрения организма и вывода его из рабочего ступора.

Слалом

Суть езды слалом – езда по дорожке, на которой расставлены на некотором расстоянии друг от друга по прямой линии специальные стаканчики (на сленге слаломистов – фишек). Едя по такой прямой, вы пытаетесь вытворять определенные пируэты вокруг этих стаканчиков. Естественно вся суть в том, что стаканчики должны после вашего прохождения остаться на месте. Существует два вида катания слалом – скоростной (spedd slalom) и фигурный (artistic slalom).

Как прекрасно выглядит слалом в исполнении профи-умельца: ноги рисуют на асфальте замысловатую вязь, что сплетается и расплетается вокруг расставленных рядами конусов. Не катание, а песня, что льется на просторе:))
Однако сторонний наблюдатель и не подозревает, сколько упорного труда и жарких тренировок стоит за гладким и легким исполнением элементов слаломного катания. Тем более об этом споначалу не задумываются и те, кто, привлеченные этим необычным видом роллерного спорта, намереваются начать слаломить. Многим кажется, что вот, сейчас они наденут ролики и так же лихо покатят вокруг конусов. Увы, суровая правда жизни доказывает совершенно обратное :(

Итак, что же действительно понадобится начинающему слаломисту?
- Во-первых, терпение и готовность упорно кататься по два-три часа кряду три или четыре раза в неделю.
- Во-вторых, хорошая память, чтобы выучить наизусть три мантры начинающего слаломиста:

1. Колени должны быть согнуты! ВСЕГДА!

2. Тише едешь, дальше будешь: к освоению сложных элементов можно переходить лишь хорошо освоив простые.

3. Терпение и труд все перетрут!


Рассмотрим две первые мантры подробно, третья входит в разряд аксиом и вполне самодостаточна.

Первое

Колени должны быть согнуты. Казалось бы, неоспоримый факт, однако многие упорно пытаются катать слалом на прямых ногах. Страшное заблуждение, ведущее к неправильной постановке техники катания, падениям и затрудняющее прогресс. Хорошо согнутые колени обеспечивают большую маневренность, позволяют ногам быстрее смещать конек в нужном направлении, дают большую плавность движениям. Степень "согнутости" коленей зависит от исполняемого элемента и от типа роликов, на которых катается слалом: на сложных - сильнее, на простых - слабее, и только некоторые ванвилы (от англ. one-wheel - катание на одном колесе) катаются на прямых ногах - в этом трюке необходима "железная" жетскость. Что касается роликов, то, чем жестче ботинок, тем сильнее приходится сгибать колени, чтобы компенсировать "негнучесть" конструкции.


Второе

Прежде чем говорить "гоп", надо сначала перепрыгнуть, однако увлеченные красивыми и сложными элементами роллеры сначала "прыгают", и только потом, утыкаясь в то, что не могут успешно прогрессировать дальше, начинают понимать, что сначала таки надо было сказать сие заветное слово, т.е. освоить более простые элементы. Вот на них-то и стоит остановиться подробнее.
Но перед этим обговорим один важный момент: ведущая нога. У каждого человека своя ведущая нога: у кого-то левая, у кого-то правая, в этом нет ничего страшного и это всего лишь означает, что кому-то будет удобнее делать все элементы с левой ноги, а кому-то справой. В идеале надо уметь делать все элементы с обеих ног: с ведущей (удобной), и с другой ноги (неудобной). Выполнение какого-либо элемента с неудобной ноги называется свитчем (от англ. switch - переключение), например монолайн с неудобной ноги будет называться свитч-монолайном.[2]

База или базовые элементы

Это самые простые упражнения, помогающие выработать правильную постановку ног и тела при катании на слаломной дорожке, развить необходимые начальные навыки движения и управления роликами. Хорошо откатанная база - это залог стабильности в катании и быстрого прогресса в будущем. К базе относятся следующие элементы:

Волна (parallel)

Два конька, находящиеся параллельно друг другу, одновременно объезжают конусы.

Как делать правильно:
• стойка: колени согнуты, тело слегка наклонено вперед, ноги стоят параллельно, больший упор в пятки
• движение: обе ноги отталкиваются одновременно влево или вправо, при этом внешняя нога отталкивается сильнее, а внутренняя направляет движение

Типичные ошибки:
• прямые колени

Монолайн (monoline)

Один конек следует за другим, образуя линию

Как делать правильно:
• стойка: колени согнуты, тело наклонено, ведущая нога выведена вперед, ролики стоят в одну линию с расстоянием в 5 - 8 см между ними, вес тела равномерно распределяется на обе ноги. В идеале коньки должны ехать "паровозиком", т.е. задний по движению конек должен в точности повторять траекторию переднего
• движение: обе ноги отталкиваются, но "задняя" опять же толкается сильнее, чем "передняя", которая еще и подруливает

Типичные ошибки:
• прямые колени
• не до конца выставленные в линию ноги
• рассинхронизированное движение коньков друг за другом (вместо "паровозика" - расцепившиеся "вагончики")
• отрыв задних колес при движении спиной вперед

Восьмерка (criss-cross)

Ноги скрещиваются на одном конусе, расходятся на следующем и снова сходятся

Как делать правильно:
• стойка: колени согнуты, тело наклонено вперед, вес равномерно распределен по обеим ногам.

Типичные ошибки:
• прямые колени
• одна из ног выполняет скрещивающееся движение сильнее чем вторая. Ноги должны скрещиваться равномерно!!!
• отрыв задних колес при движении спиной вперед

Монолайн, восьмерку и змейку необходимо уметь делать с обеих ног, удобной и неудобной, а также - спиной вперед. При катании спиной вперед особенно важна правильная постановка тела:

• колени согнуты
• плечи максимально развернуты, чтобы облегчить обзор
• смотреть надо через плечо, на следующие конусы, а не выглядывать из-под подмышки,высматривая что-то у себя под ногами. Фактически получается "египетская" картинка, только голова развернута назад
• больший упор идет в передние два колеса на раме, в то время как при движении лицом вперед больше "задавливаются" два задних колеса. Однако и там, и там "передавливать" колеса нельзя — это может привести к падению.

Начиная тренировки, следует особо следить за скоростью катания: сначала надо не разгоняться сильно, а начинать упражнение от первого конуса, постепенно увеличивая дистанцию и скорость разгона. Частая ошибка — набор слишком большой скорости и неумение с ней справиться. Скорость и гладкость катания придут только со временем и накатом, а пока надо следить за правильностью исполнения.
Попутно с освоением самых простых элементов необходимо тренировать и чуть более сложные:

Ванфут (one foot forward / one foot backward)

Езда по фишкам на одной ноге вперед и назад


Как делать правильно:
• стойка: опорная нога слегка согнута, вторая ("лишняя" ;)) убрана назад и чуть за спину, тело слегка наклонено вперед
• движение: ванфуты проще всего делать с разгона, однако обязательно надо научиться разгоняться на одной ноге с места. При движении вперед отталкиваться приходится пяткой опорной ноги, при движении назад - мыском.

Типичные ошибки:
• прямая опорная нога
• вынос "лишней" ноги вперед
• слишком сильный наклон тела
• плохо развернутые плечи при движении спиной вперед

Езда на заднем и переднем колесах вперед и назад (forward / backward heel-toe)

Один из самых простых и эффектных трюков, хорошо развивающих вестибулярный аппарат, т.е. равновесие. Сначала необходимо научиться делать его просто по прямой, а уж потом переходить на фишки.


Как делать правильно:
• стойка: передняя, ведущая, нога ставится на пятку, а вторая — на мысок
• колеса должны находится на одной линии, примерно на расстоянии 50 - 60 см друг от друга
• вес тела распределен равномерно между ногами
• колени должны быть вместе, т.е. находится на одной линии слева - направо.

Типичные ошибки:
• "падает" передняя нога — недостаточно сильно поднят носок на себя
• "падает" задняя нога — недостаточно сильно вытянут носок от себя
• вес тела перенесен на одну ногу
• колени находятся слишком далеко друг от друга

Кораблик (sidesurf)

Элемент, требующий хотя бы минимальной растяжки. Иногда не получается совсем в силу физических особенностей роллера.

Как делать правильно:

• стойка: пятки вместе, носки врозь, ролики стоят в одну линию
• надо разворачивать не только носки и пятки, но и колени, которые должны смотреть в противоположные стороны
• колени полусогнуты
• попа подобрана под себя
• спина прямая
• вес распределен равномерно на обе ноги
• центр тяжести располагается посередине
• как и на монолайне, ролики должны ехать "паровозиком" по одной колее — передняя по движению нога больше рулит, а задняя больше отталкивается

Типичные ошибки:
• "откляченная" попа, когда кажется, что человек сидит на стуле
• слишком сильный наклон тела вперед
• отрыв передней ноги вследствие перенесения веса на заднюю ногу [3]

Суть скоростного слалома, проехать всю полосу стаканчиков «змейкой» на максимальной скорости. Естественно стаканчики должны остаться после этого на месте.
Фигурный слалом – тут скорость не роляет. Основной акцент в таком катание – выполнение умопомрачительных пируэтов небывалой красоты. Чего только стоят названия этих пируэтов: змейка, восьмерка, кораблик, пистолетик,… не говоря уже о всевозможных вращениях, езде на одном колисе или их комбинация! Самым известным и популярным местом в Киеве по езде слалом считается все тот же Мариинский парк. Если вы там окажетесь – присмотритесь по внимательнее – если вам повезет, то вы увидите там необычного человека – Бориса. Это местный сторожила. ТО, что он вытворяет на роликах – просто восхитительно. Именно ему автор этой статьи обязан тем, что и сам любит поколесить на своих фитнесах.

Урбан

Стихия уверенных в себе любящих скорость и опасность людей. Агрессивное катание по городу с минимум остановок. Большие скорости, прыжки через препятствия, крутые виражи, стремительные спуски и крутые подъемы. Адреналин так и бьет в висках, захватывает дух, тело наполняется энергией. Опасный стиль, позволяющий по максимуму выплеснуть всю накопившуюся энергию. Тут следует быть предельно аккуратным – такая езда чревата травмами. Она для сильных, умеющих контролировать себя людей. Если вы в чем-то не уверены – лучше не стоит, вы еще не готовы.

Агрессив

Несколько обособленное направление, со своими законами и правилами. Головокружительные прыжки, скольжения по бордюрам, прыжки с трамплинов – таким вы могли видеть агрессив на экранах телевизоров и на страницах журналов. Но все это, достигается упорными тренировками, многократным повторением одной и той же техники, сопровождаемое падениями и травмами. Этот стиль – для сильных и терпеливых людей, способных на максимальную концентрацию, готовые идти до самого конца, не взирая ни на что. Агрессивщики во истину достойны уважения.

Даунхилл

(от английского Downhill)– название говорящее само за себя. Это скоростной спуск с возвышенности. Процесс вызывающих бурю эмоций, максимальный выброс адреналина и… чреватый плачевными последствиями. Однако соблазн забраться на горочку по выше и спуститься в низ с максимальной скоростью – так велик. Именно поэтому этот стиль емеет много поклонников среди роллеров любящих острые ощущения.

Хоккей

В отличие от классического хоккея на люду, тут отсутствует традиционный елемент стремления к победе. Главным стремлением в хоккее на роликах является хорошее времяпрепровождение. Тут полностью исключены силовые приемы, задержки, толчки и прочие элементы традиционного направления, которые могут привести к падению. Играющие помнят, что все действо происходит на асфальте и падать на него теплым летним вечером ой как не хочется. И кстати, клюшки используемые в хоккее на роликах изготовлены из углепластика или пластмассы – они легкие и исключают возможность серьезных увечий в случае попадания по противнику.

Фигурное катание

Тут без комментариев. По сильно большому счету различий нет. Хотя стоп, одно все же есть – оригинальность исполнения классических техник на асфальте.

Катание на роликовых кроссовках

Первый раз, увидев обычную девушку, одетую как все, в простой (на первый взгляд) обуви но «скользящей» по асфальту я был в замешательстве. Похоже, мне пора завязывать с компьютерными играми – подумал я. Но нет, оказалось, что со мной все в порядке и я не страдаю галлюцинациями. Просто на ногах скользящей девушки оказались не простые, а специальные кроссовки. Собственно поделиться чем то большем об этом стиле я не могу.


Ну вот и все. Думаю для того, чтобы определиться со стилем, для начала вам этого будет достаточно. Не забудьте сообщить о своем выборе продавцу-консультанту в магазине, где вы будете покупать свои первые ролики. Он поможет подобрать для вас именно то, что нужно.
Мне лишь остается пожелать вам удачи в вашем роллер-начинании и не забывать главное правило активного человека: будь В движении! Живи активно[2].

Cсылки

1. http://style-slalom.ru - Здесь вы найдете необходимую информацию не только по "матчасти" для слалома: конусах, разметке и прочем, но и подробное описание самых необходимых элементов, а также советы о том, как сделать свою программу для соревнований.

2. http://style-slalom.ru - Здесь вы найдете необходимую информацию не только по "матчасти" для слалома: конусах, разметке и прочем, но и подробное описание самых необходимых элементов, а также советы о том, как сделать свою программу для соревнований.

3. http://vdvijenii.com.ua - Стили катания на роликах

4. http://www.roller.ru - Как кататься на роликах: школа - от начинающего до трюков для Pro

Рекомендуемые cсылки

5. www.youtube.com - Интересное видео

6. www.youtube.com - Не менее интересное видео


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе