Рогаченко Александра Михайловна

 

Институт горного дела и геологии

 

Кафедра полезных ископаемых и экологической геологии

 

Специальность: Геологическая съемка, поиск и разведка

 

Тема выпускной работы: Закономерности распределения качества флюсовых известняков (на примере Родниковского месторождения)

 

Научный руководитель: Волкова Татьяна Петровна

 

Автобиография Ссылки Библиотека Отчет о поиске Автореферат

 

 

Горный велоспорт Украины

Кручу, кручу, кручу педали, кручу,
С горы, с горы, с горы как птица лечу.
Навстречу лету, лечу по свету
Кручу, лечу, куда хочу.
(сл. А. Хайт, муз. Б.Савельев - м/ф "Кот Леопольд")

 

 

 

 

   

 

 

    Велосипедным спортом я увлекаюсь уже на протяжении девяти лет. Весной, летом и осенью я стараюсь каждый день уделять несколько часов тренировкам на велосипеде.

    Первый мой «двухколесный спутник» представлял собой обычный шоссейный велосипед с одной скоростью. Со временем я совершенствовала навыки езды на нем, и постепенно меняла велосипеды на более лучшие. На данный момент я провожу свои велотренировки на горном велосипеде, предназначенном для скоростной езды по пересечённой местности (кросс-кантри) (рис.1).

 

                               


                                        Рис.1. Я  на велопрогулке

 

   Эти незабываемые ощущения, которые испытываешь, когда несешься с крутого склона с огромной скоростью, или велопрогулка по лесу, или участие в велопутешествиях с веселой и дружной компанией - помогают забыть мирские заботы, неурядицы, грусть. Занимаясь велоспортом,  ты приобретаешь огромный заряд бодрости, положительных эмоций, радости, счастья и адреналина. К тому же, результатом таких тренировок являются сильные, красивые и крепкие ноги и, конечно же, хорошее настроение и масса незабываемых впечатлений. Я очень люблю велоспорт и далее расскажу Вам интересные факты о нем (более детально остановлюсь на горном велосипеде).

    Велосипед(из фр. velocipede, от лат. velox — быстрый и pes — нога) — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (редко) через ручные рычаги. Большинство велосипедов имеют два колеса, но бывают и трёх-, и четырёх-, и даже одноколёсные велосипеды.
Ныне во всём мире используется более миллиарда велосипедов, поэтому велосипед — самое распространённое транспортное средство. Он стал таковым благодаря низкой стоимости, лёгкости, малым размерам, отсутствию потребности в топливе и относительной безопасности. В 2005 году по итогам опроса общественного мнения в Великобритании, велосипед был признан величайшим техническим изобретением с 1800 года. За велосипед проголосовало больше опрошенных, чем за все остальные изобретения, вместе взятые.

   Велосипедный спорт (в широком смысле слова) — это перемещение по земле с использованием транспортных средств (велосипедов), движимых мускульной силой человека. Он (велоспорт) включает в себя такие дисциплины, как гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, маунтинбайк, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах — велополо (рис.2) и велобол и др.

 

                                       


                                        Рис. 2. Фрагмент игры в велополо

 

 Велоспорт также является частью такого вида спорта как триатлон (рис.3). Основная цель гоночных дисциплин — наиболее быстрое преодоление дистанции.

 

                           


                                                    Рис. 3. Триатлон

 

    Как вид спорта, велосипедный спорт управляется Международным союзом велосипедистов, находящимся в Швейцарии.

 

    Горный велосипед (маунтинбайк) (англ. mountain bike) — велосипед, предназначенный для катания вне дорог (хотя и не исключает обратного), и вследствие этого, имеющий особую конструкцию, отличную от шоссейного, городского, трекового и дорожного велосипедов. Также «горный велосипед» — совокупное название спортивных дисциплин, связанных с использованием горного велосипеда.
    Считается, что примерно около тридцати лет назад Гарри Тернер, основатель компании GT, изобрел горный велосипед - mountain bike. Идея создания велосипеда была на удивление прозаична. Дело в том, что летом многочисленные подъемники для горнолыжного спорта простаивают. А, приделав к раме обычного дорожного велосипеда толстые колеса и навесив на него более мощные тормоза, получается прочный и проходимый байк, на котором вполне можно подниматься на подъемнике и скатываться вниз.
    Потом появилась идея самостоятельного подъема на велосипеде в гору и велосипед обзавелся большим количеством передач. Вот так и появился нынче очень модный и популярный горный велосипед.
    Основными отличиями маунтин байка являются широкие (около двух дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть меньшего, чем у дорожных велосипедов, диаметра (26 дюймов вместо 700 мм), рама специальной геометрии с кареткой, приподнятой для езды по пересеченной местности, до 29-33 см и большое количество передач (21-27) с широким диапазоном передаточного соотношения, пригодным для любого перепада высот, при котором еще можно ехать.
    Горные велосипеды эксплуатируются в экстремальных условиях и требования удобства и эффективность управления играют не меньшую роль, чем снижение веса, поэтому гидравлические тормоза или амортизационные вилки, появились именно в MTB.

    Горные велосипеды бывают двух основных видов: хардтейлы и двухподвесы.

 

Горный велосипед - Хардтейл (Hardtail).

 

                               


                                        Рис. 4. Горный велосипед – Хардтейл
                                        фото взято на:

www.upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/96/Hardtail-mountain-bike.jpg

 

 

 

    Это горные велосипеды, не имеющие заднего амортизатора (рис.4). Самое широкое применение: от прогулок по пересеченной местности до соревнований по дисциплинам кантри-кросс, байк-кросс, слалом, триал. Могут быть жесткие (rigid) - это горные велосипеды, не имеющие переднего амортизатора или с амортизационной вилкой (front suspension). Для минимизации веса и улучшения ходовых характеристик в основном изготавливаются из алюминиевых сплавов. Самые дешевые - из стальных труб (Hi-Ten).

 

Горный велосипед - Двухподвес.

 

                                   

 

                                                    Рис. 5. Двухподвес

www.extremeworld.ru/files/1021/1153/h_34393c0137ff017adaa3cab46712cd8b

 

 

   Это горные велосипеды, имеющие амортизацию, как переднего, так и заднего колеса (рис.5). Эти велосипеды идеально подходят для езды по пересеченной местности, так как амортизаторы сглаживают толчки, в результате чего улучшается управляемость велосипедом и повышается комфорт движения.

 

“Горные велосипеды” Комфорт (Comfort).
   К этой группе относятся велосипеды с колесами 650~700 мм, тормозами с антиблокировкой, амортизированным подседельным штырем, имеющих, в общем, полный набор для безопасной и комфортной езды. Эти велосипеды вобщем не предназначены для езды с интенсивной нагрузкой и в сложных условиях, а с горными велосипедами их объединяет геометрия рамы.

Выпускаются специализированные велосипеды для разных видов езды:

  1. велотриала (преодоления естественных или искусственных препятствий);
  2. дёрта (прыжков по сериям трамплинов с выполнением трюков) (рис.6);

                          
                              Рис. 6. Дёрт

www.bikeshot.ru/wp-content/uploads/2009/02/dirt-jumping.jpg

 

 

  1. стрита (экстремального катания по улицам городов и иным искусственным объектам);
  2. слоупстайла;
  3. кросс-кантри (скоростной езды по пересечённой местности);

 

                          
                                       Рис. 7. Кросс-кантри

www.risk.ru/i/post/4/4813.jpg

 

 

  1. параллельного слалома, байкер-кросса (одновременного спуска нескольких гонщиков с возможностью контактной борьбы);
  2. скоростного спуска (даунхилла);
  3. фрирайда;
  4. и другие

    Различаются данные категории велосипедов, прежде всего, разными требованиями к технике. Для кросс-кантри, например, одно из главных требований — низкий вес, в то время как в даунхилле принципиальную роль играет механическая прочность и качество амортизации.
Каждый тип горного велосипеда обладает определенными техническими характеристиками и конструкционными особенностями.

 

 

    Так что быстрее запасайтесь «двухколесным другом», а если он у вас уже есть – вперед за новыми незабываемыми приключениями! Удачи вам!

 

 

 


 

 

Вверх ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ