ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Синегуб А.Б., Чурсинов В.И.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Материалы ХІ Международной научно-технической конференции «Автоматизация технологических объектов и процессов. Поиск молодых» Украина, г.Донецк, ДонНТУ-2011,


Введение

Сегодня заочная форма обучения является одной из основных способов получения высшего образования.  Однако эта традиционная система обучения перестаёт соответствовать требованиям современности и поэтому нуждается в более совершенном содержании учебного процесса.

С ростом желающих получить высшее образование увеличивается и число тех, кто не может это сделать в форме дневного, очного обучения. Причины этому могут быть разные (инвалидность, необходимость работать, удалённость от вуза и т. д). В связи с этим форма заочного обучения была и остается весьма популярной. Она позволяет пройти курс подготовки по какой-либо дисциплине без отрыва от производства.

Заочное образование предполагает прямой контакт студентов и преподавателей, который осуществляется в определённое время. Среди недостатков заочного обучения можно выделить:

1)    отсутствие прямого общения и постоянной обратной связи;

2)    недостаточное качество полученных знаний и проблема их проверки;

3)    сокращённый объем учебного материала;

4)    прерывистость учебного процесса;

5)    затруднённый доступ к учебным материалам.

 Учитывая выше перечисленные  недостатки, можно сказать, что главной задачей заочного обучения является необходимость создания удобного, доступного и эффективного предоставления обучения в соответствии с конкретными потребностями студентов. Следовательно, учебные материалы, программы должны соответствовать современным принципам обучения и запросам различных аудиторий. Должны удовлетворяться различные запросы студентов в отношении времени, места, частоты контактов с преподавателями.

Для решения этих задач требуется изменение форм заочного обучения а также внедрения дистанционного обучения на базе развития компьютерных коммуникаций в региональных центрах заочного образования.

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.

Дистанционная форма обучения зарекомендовала себя как прогрессивная педагогическая технология XXI века. В настоящее время невозможно стать настоящим специалистом без владения новыми компьютерными технологиями и навыками работы в Internet. Дистанционная форма обучения объединяет в учебном процессе традиционные педагогические и новые телекоммуникационные технологии.

Особенностями дистанционного обучения являются:

Гибкость  студентам не обязательно посещать семинары и лекции, так как они самостоятельно могут выбирать удобное для себя время и место для получения необходимых знаний по выбранной специальности.

Новая роль преподавателя. Он координирует учебный процесс и по мере необходимости вносит изменения в изучаемый курс, а так же руководит проектами и помогает студентам в составлении индивидуального плана.

Использование специализированных технологий и средств обучения. Технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучаемым в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Самообучение является характерной чертой ДО. В связи с этим главная опора делается на самостоятельную работу студентов. Так с помощью персональных видеолекций, специальных пособий и других индивидуальных форм работы количество контактных часов студенты могут свести к минимуму.

Модульность в основу программ дистанционного обучения положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым принципам.

Экономическая эффективность  средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных форм.

Специализированный контроль качества  в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, собеседования,  компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

Формы ДО

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия студентов и педагогов.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Преимущества и недостатки ДО

К преимуществам дистанционного обучения относится использование технологий, которое позволяет:

К недостаткам дистанционного обучения можно отнести:

Заключение

В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Сегодня имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

В современной системе образования дистанционное обучение  закрепило за собой прочные позиции и теперь оно является наиболее перспективной формой заочного обучения с использованием современных технических средств связи и передачи информации. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем дистанционного обучения является источником больших возможностей для продавцов и инвесторов.

Перечень ссылок


1.
Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы / С. Пеньков // сайт  Русского гуманитарного интернет-университа [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.i-u.ru

2.
Свободная энциклопедия Википедия [электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org

3. Дистанционное обучение // сайт института заочного и дистанционного образования [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://izido.pgasa.dp.ua

4. Перспективы развития дистанционного в мире и в России / сайт журнала «Компьютер пресс» [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.compress.ru