ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИО ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЙ — ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ


Источник: сайт «Дистанционное обучение». Информационный портал.

http://www.distance-learning.ru/db/el/1D4F75E968E9448FC3256F2A004222A3/doc.html


Предпосылки

 

Система дистанционного образования в нашей стране достигла необходимого уровня развития, также как и использование мультимедийных учебных комплектов в дистанционном образовании. Не менее важна роль электронных средств в производстве аудио и видео уроков, предназначенных для использования во время консультационных сессий в учебных центрах. Эти программы транслировались некоторыми станциями Общеиндийского Радио и национальной сетью Doordarshan как вспомогательные для нетранслируемых методик, распространенных в учебных центрах. В то время как все институты дистанционного образования в стране — и особенно открытые университеты — предпринимают усилия, направленные на повышение роли медиа компонентов, следующие факторы продолжают мешать системе, в связи с чем требуются коррективы:

В контексте второго вышеупомянутого фактора актуальными для дистанционного образования становятся такие новые формы электронных средств, как телеконференции.

 

1.  Организация телеконференций: различные типы

 

Слово «телеконференции» можно объяснить как интерактивное общение между людьми, находящимися в двух или более разных местах с помощью электронных средств. В контексте дистанционного образования, телеконференции предоставляют возможность живого общения через электронные средства между группами учащихся, преподавателями, работниками дистанционного образования, находящимися в различных местах. В зависимости от необходимого характера и степени интерактивности и сложности используемых технологий, системы телеконференций классифицируются следующим образом:

  1. Компьютерные телеконференции
  2. Аудио телеконференции
  3. Аудио-графические телеконференции
  4. Телеконференции аудио плюс медленный телевизионный просмотр
  5. Телеконференции с односторонним вид  и  двусторонним аудиодиалогом
  6. Телеконференции с двусторонним видеодиалогом.

Компьютерные телеконференции происходят в ситуации, когда компьютерные терминалы, установленные в местах нахождения участников, обмениваются между собой информацией в реальном времени. Компьютерные телеконференции, работающие через спутниковую связь, становятся все более популярны во всем мире. Главным образом они используются в бизнесе и в правительственной сфере. Аудио телеконференции, которые являются темой настоящей статьи, предоставляют возможность живого разговора между участниками, находящимися в различных местах, или через общественную телефонную сеть, или через специальную микроволновую/спутниковую связь. Аудиографические телеконференции и аудио телеконференции плюс медленный телевизионный просмотр являются продвинутыми вариантами аудио телеконференций, при которых наряду с обменом аудио информацией, возможен обмен компьютерной графикой и фотографиями, полученными с помощью видеокамеры.

Телеконференции с двусторонним видео диалогом являются наиболее сложными, они позволяют наряду с аудио диалогом двусторонний обмен изображениями между участниками. Это наиболее приближено к прямому личному общению. В связи с тем, что передача видео информации в реальном времени требует широкой полосы пропускания, эта форма телеконференций является самой дорогостоящей. Более дешевой альтернативой двусторонней видео телеконференции являются телеконференции с односторонним видео и двусторонним аудио диалогом, при которых лишь главный участок («педагогический терминал» в случае применения в дистанционном образовании) имеет возможность посылать видео информацию другим участникам. Другие участники («учебные терминалы») могут получать эту видео информацию вместе с аудио информацией, но сами в свою очередь могут посылать лишь аудио информацию со своих участков педагогическому терминалу. Подобные эксперименты недавно проводились в нашей стране несколькими институтами в сотрудничестве с Индийской Организацией по Исследованию Космоса (ISRO).

3.  Организация аудио телеконференций: описание системы

Из вышеописанных типов телеконференций, система двусторонней видео конференции была бы слишком дорогостоящим предложением для использования в дистанционном образовании. Даже системы для телеконференции с односторонним видео и двусторонним аудио диалогом не очень доступны по причине дороговизны и времени, затрачиваемого на подготовку процесса. Системы аудио телеконференций, наоборот, совмещают в себе простоту и гибкость, присущие аудио средствам, и в то же время дают преимущество интерактивности, которого лишены обычные аудио/видео программы. Кроме того, они являются сравнительно экономными для регулярного широкого использования.

Технические системы для установки типичной аудио телеконференции состоят главным образом из «аудио моста». «Аудио мост» — это электронное устройство (что-то вроде EPABX), на котором замкнуто необходимое количество телефонных линий. Телефонные звонки могут приниматься и отправляться через «мост», а также могут комбинироваться таким образом, что звонящие из разных мест имеют возможность одновременно разговаривать между собой, как на конференции.

Возможное количество участников таких аудио конференций диктуется количеством телефонных линий, замкнутых на «мост». Коммерчески доступны «мосты» с емкостью до 72 телефонных терминалов. Это самый простой тип аудио телеконференций, при котором необходима лишь установка «моста» с соответствующей емкостью, и не требуется никакого специального оборудования в помещениях для участников, за исключением обычного телефона. Для большего удобства, однако, обычный телефон может быть заменен спикерфоном, чтобы позволить участникам разговаривать и слушать, оставляя руки свободными. Возможно также добавить цепь внешних микрофонов к спикерфону в каждом помещении для участников, что позволит не одному человеку, а группе людей участвовать в конференции с каждого участка. Могут быть включены также следующие технические дополнения:

  1. Приспособленные для хорошей акустики комнаты для конференций. Они помогут улучшить четкость голосов и облегчить восприятие сказанного. Это также поможет отсечь внешние шумы и помехи. 
  2. Специальные телекоммуникационные связи вместо обычных телефонных линий. Обычные телефонные разговоры происходят в так называемом полудуплексном режиме, т. е. одни и те же линии используются и для того, чтобы говорить, и для того, чтобы слушать. Полудуплексная схема вызывает внутренний шум при использовании в системе конференций, особенно когда вовлечено много участников. Эта проблема решается применением специального полнодуплексного режима с различными каналами для разговора и слушанья. Полнодуплексный режим предлагает наиболее «естественный» способ диалога.

 

4.   Системы аудио телеконференций НОУИГ

 

Национальный Открытый Университет Индиры Ганди (НОУИГ) недавно установил систему для аудио телеконференций с целью создания сети, включающей главный университетский городок в Мэйдан Гархи, Дели и 16 региональных центров, расположенных в различных частях страны, а также три государственных открытых Университета BRAOU, YCMOU и KOU. Это первая система аудио телеконференций такого рода в стране. Она установлена при участии Канадского Учебного Содружества. Специфические цели, которым, как ожидается, будет служить эта система, следующие:

  1. Периодические конференции между государственными открытыми университетами, региональными центрами и высшим управлением НОУИГ для обсуждения представляющих взаимный интерес политических вопросов.
  2. Обмен важной административной информацией, такой как последние положения о приеме студентов, изменения расписания экзаменов, получение курсовых материалов и т. д.
  3. Организация экспертных консультационных сессий на расстоянии, в которых участвующие эксперты находятся в главных участках, а группы студентов собираются в офисах региональных центров и в государственных открытых университетах. Такие консультации экспертов формируют важное дополнение к педагогическим консультациям, проводимым согласно программе в учебных центрах.
  4. Обеспечение периодических руководств для студентовкак в академических, так и в неакадемических вопросах, касающихся их учебы, выбора курсов, карьерного роста, возможности трудоустройства и т. д. Руководства такого типа могут сыграть важную роль в формировании чувства сопричастности среди студенческой общины и в уменьшении процента бросивших учебу.

Аудио мост, состоящий из 24 портов (т. е. способный управлять 24 телефонными линиями) установлен в университетском городке Мэйдан Гархи для НОУИГ. В каждом помещении для участников (университетский городок Мэйдан Гархи + 3 государственных открытых университета + 16 региональных центра) есть «единица для аудио конференций», состоящая из встроенного микрофона и динамика, шести внешних микрофонов, соединенных вместе, и внешнего динамика. Единица для аудио конференций взаимодействует с существующими телефонными линиями в каждом помещении таким образом, что возможно легко переключаться с телефона на единицу и обратно.

В назначенное время участники должны позвонить на «мост» посредством STD звонка из соответствующих помещений, используя определенные для них телефонные номера. Оператор на «мосте» в Мэйдан Гархи принимает их звонки и переключает их на режим «hold» до тех пор, не поступят звонки от всех участников. После того, как позвонят все участники, оператор инициирует «режим конференции» и конференция начинается. Этот вид аудио телеконференций, при которых участники из различных мест в определенное время звонят на «мост», известен под названием «встреть меня». Кроме того, существуют «коммутируемые» конференции, когда оператор с «моста» звонит одному за другим участникам, а затем инициирует конференцию. Когда участников достаточно много (например, более пяти), «коммутируемый» тип конференций требует много времени для установления, в связи с чем не является предпочтительным.

 

5.   Проблемы и перспективы

 

Т. к. системы аудио телеконференций являются новыми для страны, было решено начать с экспериментального использования этих систем, чтобы вычислительные проблемы, связанные с работой систем и с их потенциальными применениями, были бы полностью ясны до их внедрения в регулярное использование. В связи с этим стоят осмысления следующие пункты, хотя они и основаны на ограниченном опыте последних нескольких месяцев:

Система в сегодняшней конфигурации критически зависит от состояния общественной телефонной сети. Качество и надежность линий STD в нашей стране оставляет желать лучшего, и система аудио телеконференций становится очень уязвимой для несоответствия качества звука между участниками и страдает частыми разрывами связи с одним или несколькими участниками во время конференций. Т. к. обычно конференции продолжаются от получаса до часа, вероятность подобных проблем достаточно высока, особенно в случаях большого количества участников.

Для преодоления вышеозначенных проблем, представляется необходимым подсоединение системы к специальным линиям в полнодуплексном режиме. Однако, эти специфические линии, будут ли они наземные или спутниковые, должны быть арендованы на основании годового тарифа, а не на основании реального использования. Будучи экономичными при оптовом использовании, они чрезвычайно дороги при использовании лишь в течение нескольких часов в месяц.

Предполагая, что система продолжает использовать общественные телефонные линии, нельзя отрицать тот факт, что режим аудио телеконференции работает очень экономно по сравнению с конференциями «лицом к лицу» и по сравнению с другими типами телеконференций. Подсчитано, что стоимость одного часа работы аудио конференции, включающей все 16 региональных центров, 3 государственных открытых университета и штаб-квартиру НОУИГ в Мэйдан Гархи, составляет Rs. 26,000 по будням и Rs. 13,000 по выходным и праздничным дням.

В интересах экономии, а также для лучшей интерактивности и эффективности общения, следует по-возможности ограничивать число участников до пяти.

Сессии конференции следует организовывать таким образом, чтобы обеспечить частые акустические ответы от участников, что будет подтверждать их активное присутствие и участие в конференции.

Будет ли это лекция, за которой следует сессия вопросов/ответов, следует ограничить лекционную часть примерно до пяти минут и как можно скорее переходить к дискуссии. Длинная лекция без активного участия слушателей не является подходящей стратегией для ситуации телеконференции.

Для обеспечения необходимой аудио связи на телеконференции, следует принимать во внимание отсутствие визуальных образов, языка жестов и т. д. По этим и другим причинам, четкое планирование, ясно очерченная повестка дня и активное участие всех слушателей позволит гарантировать успешную телеконференцию.

 

Заключение

 

Аудио телеконференции предлагают недорогой способ привнесения интерактивности в учебные методики институтов дистанционного образования. В той части, в которой интерактивный элемент в сегодняшнем дистанционном образовании требует физического присутствия преподавателя и обучения на консультационных сессиях, система дистанционного образования призвана разорвать цепи традиционной системы. Диалог на расстоянии, который могут предложить новые средства типа телеконференций, заслуживает серьезного анализа, для развития в будущем более простых и совершенных форм дистанционного образования.