РАЗВИТИЕ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ
Источник: сайт «Региональный
финансово-экономический институт
(РФЭИ-клуб, г. Курск)»
http://www.rfei-club.ru/index.php/about-distance-education/3-distance-education-in-the-world1.html
Анализ
любой системы обучения показывает, что основными элементами обучения на
протяжении сотен лет являлись:
В
XX веке эта совокупность не претерпела сколько-нибудь существенных
изменений.
До настоящего времени основной контингент обучающихся получает
образование в
рамках классического (очного) обучения. Таким образом, исторически
сложившаяся
традиция движения обучающегося к знаниям сохраняется до настоящего
времени.
На
этом фоне, лишь в конце XX века, проявился и сейчас набирает силу
обратный
процесс —
знания идут к человеку. Эта технология предполагает
организацию
учебного процесса вдали от учебного заведения и, поэтому, получила
название «дистанционное
обучение».
Учащийся по данной технологии получает
комплект (портфель) учебно-методических материалов (отсюда наименование
этой
технологии - кейс-технология) и изучает их самостоятельно, обращаясь по
мере
необходимости к преподавателю-консультанту.
В
практике открытого и дистанционного образования, которое успешно
развивается во
всем мире уже на протяжении не одного десятка лет, можно выделить три
основных
технологии:
Кейс-технология,
когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор
(кейс) и
пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими
консультациями у специальных преподавателей-тьюторов в созданных для
этих
целей
Исторически
изначально была создана кейс-технология. В нашей стране в этом
направлении была
проведена и ведется сейчас большая работа по разработке стандартов
учебно-методических материалов и самих материалов. Результатом этой
работы
является фонд учебно-практических пособий, закрывающий ряд
специальностей с
первого по пятый курс созданный в учебных заведениях - участниках
эксперимента
по дистанционному обучению. Каждый курс обеспечивается учебным
пособием,
программой и методическими указаниями, помогающими осваивать материал
учебного
курса. Разработанные курсы объединены в учебные планы по ряду
специальностей
определяемых образовательным стандартом. При формировании этих планов
использован модульный принцип формирования учебных планов.
Проводились
эксперименты по использованию TV-технологии. Однако, в условиях
экономической
нестабильности и скудности финансирования высшей школы в РФ,
представляется
пока практически невозможным рассматривать эту технологию как основную
при
создании масштабных систем дистанционного или открытого обучения.
Использование
TV-технологии широко применяется в мире (например, в Национальном
технологическом университете (США ), Шанхайском Телеуниверситете
(Китай).
Сетевое
дистанционное обучение, через Интернет, в отличие от других,
обеспечивает
возможность обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному
расписанию,
используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние
учебного
заведения, имея постоянный контакт с преподавателем базового учебного
заведения, студентами и администрацией. Подобные системы становятся
неотъемлемой частью образования различного уровня во всем мире. Это
объясняется
низкой стоимостью обучения (в 3-5 раз ниже, чем при очной форме
обучения),
возможностью получить образование в удобное для обучающегося время и в
удобном
для него месте.
Анализ
процессов, протекающих в системе образования различных стран мира,
позволяет
рассматривать систему образования как такую систему, в которой
происходят
эволюционные процессы. Дистанционные технологии получения образования
можно
рассматривать как естественный этап эволюции системы образования от
классического университета - до виртуального, при движении от доски с
мелом до
компьютерных обучающих программ (учебников-роботов, от книжной
библиотеки до
электронной, от аудитории до виртуальной аудитории любого масштаба) и
т.д. Эти
процессы позволяют сосуществовать в рамках одной системы образования
различным
образовательным технологиям.
В
мире разработаны и успешно используются системы дистанционного
обучения,
предлагающие услуги по изучению различных учебных программ и курсов.
Системы сетевого
дистанционного обучения состоят из следующих базовых элементов:
Важным
аспектом в дистанционном образовании является совокупность применяемых
технологий. В учебном процессе используются две группы технологий
неинтерактивные
(например, предоставление учебно-методических материалов в печатном
виде, на
аудио- и визуальные носителях или CD-ROM), и интерактивные —
компьютерные
(например, видеоконференции, электронная почта и т.д.).
Одной
из основных составляющих дистанционного обучения являются базы данных
учебно-справочных и методических материалов. К учебно-методическим
материалам
предъявляются жесткие требования, так как эффективность дистанционного
обучения
существенно зависит от формы и качества представления учебных
материалов.
В
системах дистанционного и открытого образования выделяются следующие
формы
представления учебных материалов: печатные материалы на базе
традиционных
учебников, учебные материалы на аудио и видеокассетах, радио и
телевизионные
курсы, курсы на аудиокомпактдисках, курсы с использованием компьютерных
технологий.
Эффективность
обучения при применении средств ДО зависит от того, насколько
оперативна связь
обучаемого с преподавателем. Без контакта обучаемого с преподавателем
невозможно построить эффективную систему обучения.
В
системах дистанционного обучения применяют следующие формы
взаимодействия
студентов, преподавателей и администрации учебного заведения:
традиционная
почта, факс, компьютерные технологии, видеоконференции с использованием
одной
из форм телевещания, аудиоконференции и видеоконференции на основе
телефонных
технологий, интранет систем и глобальной сети Интернет.
Наиболее
универсальной и перспективной технологией, обеспечивающей доступ в
систему
дистанционного обучения как обучающегося, так и преподавателей на любом
уровне
информационных ресурсов —
внутривузовском, национальном и мировом,
является
сетевая Интернет-технология. В сетевой технологии могут быть
реализованы
различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки,
тестирующие системы, средства общения обучающихся, преподавателей и
администрации учебной организации.