ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ. ИСТОРИЯ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ващенко В.Ю., Скляров В.А., Козяков К.О.


Источник: Сайт «Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского»

http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/vsunud/2009-6E/09vvuppr.htm


Образовательная система XXI века.

 

Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний. Обучение и работа сегодня — синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование — это и есть открытое образование! Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.

Дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

 

Дистанционное обучение и права человека

 

Системы дистанционного образования (СДО) дают равные возможности школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствуют логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.
 

О термине «дистанционное обучение»
 

Термин «дистанционное обучение» (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как «дистантное образование» (distant education), «дистантное обучение» (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение».
 

Преимущества дистанционного обучения: 

Позволяет получать образование людям с ограниченными физическими способностями. Часто ДО для данной категории людей может стать единственно возможным способом приобщиться к цивилизованному обществу.

 

Среди недостатков дистанционного обучения можно выделить: 

 Технологические основы дистанционного обучения
 

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в СДО программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.

 

Дистанционное обучение в мире

 

По данным зарубежных экспертов на сегодяшний день минимальным уровнем образования, необходимым для выживания человечества, является высшее образование. Обучение такой массы студентов по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. За период 1900-1960 гг. их было создано 79, за 1960-1970 гг. - 70, а только за 1970-1980 гг. - 87.

Долговременная цель развития СДО в мире – дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Необходимо изучить и рассмотреть опыт стран имеющих большие возможности и больший опыт в данном вопросе образования. Рассмотрим Америку.

В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. В 1984 г. эти программы привели к образованию Национального Технологического Университета (NTU). К 1991г. NTU превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г.Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годов более 1100 студентов изучали дистанционным методом программы NTU на инженерную степень при активном участии коммерческих корпораций-работодателей. Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что они не смогли бы этого сделать каким-либо другим путем.

За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном развивается «открытыми» университетами, которые финансируются правительством. Первоначально европейская организация ДО, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования (и частично с нее скопирована). Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. СДО в Европе получили интенсивное развитие в начале 70-х годов. Связано это было с созданием ряда Открытых университетов ДО.

Испанский Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED), включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом.  В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием ДО. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета.
 

Опыт зарубежных корпораций
 

ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что ДО-программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего образования по дистанционной форме. Причем наибольшее распространение получили программы на степень бакалавра и магистра и программы подготовки специалистов.  Электронные программы переподготовки составляют сегодня один из крупнейших сегментов высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как IBM, EuroPay, General Motors, J.C.Penney, Ford, Walmart, Federal Express.  Многие из этих систем значительно опережают системы ДО, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.

 

Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся

 

Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия – электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д.

 

Виртуальные университеты

 

Созданные университетами учебные сервера - это, в некотором роде, расширение стен самого университета. В его виртуальных аудиториях так же, как и в основных, можно будет со временем и лекцию послушать, и лабораторную на виртуальном стенде выполнить, и найти средства для проектирования, выполнения расчетов, моделирования спроектированного устройства и т. д. Но возможно, что все вышеперечисленное станет прерогативой специализированных виртуальных университетов — электронных открытых университетов без стен. Тем более, что ВУЗам, подключаемым к Internet на средства из фонда Сороса, не разрешено коммерческое использование доступа к Сети, поэтому средства для оплаты онлайновых услуг (и не только на подписку на энциклопедии) придется изыскивать дополнительно. Есть и много других проблем, препятствующих созданию виртуальных университетов в традиционных университетах со стенами. Сведения о проектах и первых попытках создания виртуальных университетов можно найти в сети Internet.

 

Дистанционное образование в Украине

 

Необходимо отметить, что развитие дистанционного образования в Украине началось значительно позднее, чем в большинстве европейских стран и сопровождается низким уровнем информатизации украинского общества, недостаточным оснащением компьютерной техникой образовательных учреждений, а также отсутствием специализированных методик дистанционного обучения. К сожалению, количество высших учебных заведений Украины, которые активно разрабатывают и внедряют дистанционные технологии, все еще незначительно.

Первые шаги в развитии дистанционного образования были сделаны нашей страной в конце 90-х годов. Так, 20 июня 1997 года Постановлением Президиума НАН Украины и Коллегии Министерства Образования Украины [12] была создана Ассоциация пользователей телекоммуникационной сетью учреждений образования и науки, которая впоследствии получила официальное название Украинская научно-образовательная сеть «УРАН».

В 1998 году Верховная Рада приняла Закон Украины «Про національну програму інформатизації», в котором сформулированы задачи по информатизации образования и определены направления их реализации.

Позднее, в 2004 году, Министерство образования и науки Украины издало Приказ «Про затвердження Положення про дистанційне навчання», определяющий структуру, функции, организационные принципы и стандарты, а также особенности системы дистанционного обучения, обеспечивающие расширение круга потребителей образовательных услуг и реализацию принципа непрерывного обучения «на протяжении всей жизни».

В соответствии с законом Украины «Про высшее образование» дистанционное образование приобрело официальный статус самостоятельной формы обучения наравне с очной, заочной и экстернатом.

Кроме этого, на базе Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» создан Украинский центр дистанционного образования, осуществляющий подготовку преподавателей — разработчиков дистанционных курсов.

Организационная структура системы дистанционного образования Украины сегодня включает:

Перспективы развития ДО в Украине
 

Развитию дистанционного образования в Украине на сегодняшний день препятствует целый ряд факторов. Это новизна дистанционного образования как продукта на рынке. Ему нужно войти в сознание человека как равный или близкий по качеству заменитель к обычному (стационарному или заочному образованию). Также значительное тормозящее влияние оказывает отсутствие в стране единых правил и рекомендаций по составлению электронных учебных пособий. Их неудовлетворительное качество, конечно же, становится барьером для студентов, пробующих новый для них вид обучения. Но на мой взгляд есть ещё одна причина, совмещает в себе предыдущие, но и имеет свои особенности. Давайте посмотрим на абитуриентов, которые будут получать первое высшее образование. В большинстве случаев, это выпускники школ, которые не располагают собственным капиталом для оплаты обучения. В их образование вкладывают родители. Возраст родителей от 34 до 60 лет. То есть, это люди со сложившимися представлениями о мире. Их обучение прошло обычным путём (стационар или заочное, если родители имеют высшее образование). Такой же путь они предполагают для своих детей. В сознании человека новое - это неизвестное, неизвестное - значит риск. Это одна подпричина. Вторая подпричина - желание получить бесплатное образование (ДО же часто предполагает платность обучения). Третья подпричина - качество обучения навыкам использования компьютерной техники в наших школах.

Но это не значит, что дистанционное образование не имеет будущего в Украине. Если учесть, что по данным аналитиков в нашей стране сейчас около 3 миллионов пользователей Интернет и их количество с каждым годом увеличивается на 10%, то распространения ДО не кажется таким уж невозможным.

Люди, которые ощутили преимущества общения с Интернет и ЭВМ, будут стремиться к тому, чтобы у них дома была ЭВМ (возможно с подключением к сети). Кредитные программы различных банков способствуют этому. Результат — новое поколение выпускников школ из семей среднего класса (если считать, что таковой в Украине существует) будут иметь навыки общения с компьютером. А это — потенциальные клиенты для центров дистанционного образования. Развитию ДО будет способствовать также навязываемая обществом мысль «человек с деньгами — успешный человек». Это значит, что много студентов будут стремиться совмещать учёбу с работой. Дистанционное образование наряду с заочным предоставляет эту возможность. На появление этого поколения абитуриентов необходимы ещё от два до трёх лет.

При этом нужно учитывать, что высшее образование — вещь в принципе дорогая (а значит и необщедоступная), то первым делом продвижение и пропаганда ДО должна проходить через услуги с более низкой стоимостью (но не низким качеством). Таких как повышение квалификации (особенно специальностей, направленных на IT), семинары и онлайн-тренинги. Эти услуги можно условно отнести к категории, которую мы назвали интерактивным дистанционным образованием (ИДО). Потенциальными потребителями таких услуг являются руководители организаций (как наиболее платежеспособная часть населения) и менеджеры среднего звена. То есть, мы имеем в наличии большой пул вероятных клиентов.

Конкурентами для ИДО являются консалтинговые организации предоставляющие обучение в форме обычных тренингов и консультаций. ИДО может выиграть за счёт более низких расценок (отпадает необходимость подготовки печатных и др. расходных материалов, происходит их замена на электронные аналоги. Эти материалы имеют постоянную стоимость из-за одноразовости их изготовления).

Сама инновационная идея ДО наряду с кроящимися за ним преимуществами, продиктованными требованиями современного столетия,  даст возможность создать позитивный имидж использования ДО и расширить его использования населением для обучения выбранным специальностям в ведущих ВУЗах страны.

 

Заключение

 

Дистанционное образование в Украине хоть и ново само по себе, но ещё недостаточно внедрено в систему образования страны, хотя судя по последним тенденциям имеет хорошие шансы прочно войти в жизнь как студентов так и специалистов старших возрастных категорий давая им возможность реализовывать концепцию постоянного повышения квалификации «без отрыва от производства».

Однозначно можно утверждать актуальность данного вида обучения в сегодняшнем постоянно меняющемся мире для большинства категорий населения. И этот факт не может обойти стороной и ВУЗы, желающие идти в ногу со временем и предоставлять студентам современное образование, соответствующее мировым стандартам и требованиям при этом оставаясь доступным для большинства украинцев.

Великолепным подтверждением этого, как ни странно, стал гриппозный карантин. Учителя и преподаватели школ и лицеев самостоятельно проявили инициативу и стали общаться с учениками через интернет, давая им задания по электронной почте, проводя консультации с помощью программ мгновенного обмена сообщениями ICQ и Skype.

Опыт отечественных и зарубежных специалистов по внедрению открытых форм обучения подтверждает, что будущее образовательной сферы будет во многом зависеть от ломки сложившихся стереотипов, опоры на педагогические и технологические инновации. Постоянный поиск оптимального решения злободневных проблем, творчество в широком смысле этого слова являются залогом прогресса.