МОДЕРНИЗАЦИЯ ШАХТНОГО ЛОКОМОТИВА

К.Я.Калус, П.М.Коваленко, В.В.Камышан


Источник: http://www.energia-npp.com/get-news/373/


     Анализ работы угольных шахт Украины за последние годы, который провели авторы, показал, что практически вся номенклатура горно-шахтного оборудования претерпела модернизацию и не единожды. Известны новые разработки механизированных крепей, скребковых и ленточных конвейеров, проходческих и очистных комбайнов, пусковой и измерительно-контрольной аппаратуры, средств автоматизации и т.д. И только шахтный колесный транспорт оставался неизменным, особенно это относится к электровозам.

     На подземных магистралях в Донбассе многими поколениями эксплуатируется «неизменный трудяга» - легенда шахтного транспорта – электровоз АМ8Д. Мало кто вспомнит дату его создания (справочно-конструкторская документация была разработана в конце 50-х – начале 60-х годов), все знают, что выпускается электровоз Дружковским машиностроительным заводом.

     Несмотря на всеобщую конвейеризацию подземного транспорта, колесная откатка незаменима, когда речь идет о доставке людей и грузов, о ведении подготовительных и ремонтных работ и многого другого, в чем нуждается шахта. Специалисты ООО «НПП «Энергия», имея опыт внедрения тяговых батарей, обратили внимание на возможность замены тяговой щелочной батареи ТНЖ-350, которой комплектовались электровозы АМ8Д, более современной кислотной. С этого времени (более 6 лет) НПП «Энергия» занимается модернизацией электромеханической части электровоза.

     Первый опыт замены щелочных батарей кислотными выявил преимущества и недостатки такой перестановки. Очевидные достоинства электровозов с тяговыми кислотными батареями: повышенная энерговооруженность; возможность выполнения большего количества рейсов без подзарядки; простота обслуживания батарей и их долговечность.

     Однако отсутствие на шахтах соответствующей инфраструктуры по зарядке и обслуживанию кислотных батарей, конструкция контроллера, состояние электропроводки поставили под сомнение идею массовой замены щелочных батарей кислотными. Стало понятно, что без специальной программы, реализация которой позволила бы развязать имеющиеся проблемы и дать возможность шахтерам оценить преимущества новых тяговых батарей, предложения не имеют перспектив.      Тогда и родилась программа модернизации шахтных электровозов.

     Поставлена задача – на базе существующей рамы за счет использования современных разработок в электротехнике получить электровоз, который имел бы высокие эксплуатационные показатели и соответствовал всем требованиям безопасности. В основу программы положен принцип перевода электровоза на питание от кислотной тяговой батареи с узким диапазоном разряда по напряжению, т.е. 10-15% номинала. Это гарантирует стабильную работу систем электровоза со специальным устройством, обеспечивающим заряд кислотной тяговой батареи согласно его характеристике, т.е. заменена система электроснабжения электровоза. Реализация программы рассчитана на четыре этапа:

     1. Замена системы электроснабжения электровоза со щелочными батареями и зарядными устройствами ЗУК, ТПЕ или РЗУ РП кислотными батареями со специальным устройством ЗУ 120/77-128.

     2. Разработка и внедрение в производство взрывозащищенного батарейного ящика, т.е. перевод электровоза АМ8Д в исполнение РВ.

     3. Разработка и внедрение в производство системы управления движением и вспомогательным электрооборудованием электровоза с бездуговой коммутацией контактов взамен устаревшей электромеханической.

     4. Разработка и внедрение в производство привода электровоза с асинхронным частотоуправляемым двигателем.

     За 6 лет напряженной работы полностью реализованы первые два этапа. Можно сказать, что в Украине есть свой собственный электровоз АМ8Д во взрывозащищенном исполнении. Близок к завершению третий пункт программы. Электровоз с системой управления движением и вспомогательным электрооборудованием с бездуговой коммутацией контактов должен войти в серийное производство в 2007 году.Уже опробован локомотив с асинхронным частотоуправляемым двигателем.

     Следует отметить, что современный шахтный электровоз уже создан. Это не какая-то отдаленная перспектива, а реальное предложение на рынке, готовое обеспечить существенные преимущества в эксплуатации и безопасности (ГОСТ 12.2.112-86) при незначительном удорожании.

     Многие разработки предприятия имеют патенты Украины. Работы НПП «Энергия» демонстрировались на выставках "Уголь/Майнинг.2" в 2004 и 2006г.