Адаптивная система векторного управления асинхронным электроприводом с ориентацией поля ротора

Шрейнер Р.Т., Поляков В.А.


Источник: Статья «Адаптивная система векторного управления асинхронным электроприводом с ориентацией поля ротора» // Электротехника. -1998. -№2. -с.23-29.


          Системы векторного управления частотно-регулируемым асинхронным электроприводом с ориентацией поля ротора имеют повышенную чувствительность к изменению активного сопротивления обмоток ротора. В связи с этим есть актуальным построение адаптивной САУ асинхронным электроприводом на основе компенсационного метода идентификации активного сопротивления обмотки ротора.
          Выбор математической модели АД как объекта идентификации (ИО) определяется следующими условиями:

  1. Скорость изменения активного сопротивления обмотки ротора при нагревании двигателя мала в сравнении со скоростью протекания переходных процессов в электроприводе вызванных изменениями момента нагрузки и задания угловой скорости .
  2. Время работы электропривода при и значительно превосходит время переходных процессов при их изменениях.
  3. Асинхронный двигатель питается от идеального регулируемого источника тока.

          Используются следующие критерии качества идентификации. При точном согласовании параметров и начальных условий АМ и ОИ и формировании вектора в виде адаптивная модель в геометрическом смысле ориентирует вектор по оси трехмерной декартовой системы координат и задет его модуль, т.е. обеспечивает . В противном случае появляется ошибка между заданным и действительным значениями векторов:
          
          Наиболее простым с точки зрения реализации и обеспечения помехоустойчивости контура настройки АМ является следующий алгоритм :
          
где - коэффициент усиления, выбранный из условия обеспечения сходимости и качества процесса настройки.
          В нормально функционирующем контуре самонастройки АМ выполняются условия малости динамических отклонений переменных относительно координат установившегося режима, соответствующих точному согласованию параметров АМ и ОИ. Это дает возможность вместо нелинейной системы уравнений, описывающей процессы в контуре, использовать линеаризованную систему уравнений в отклонениях. /

          Выводы:

          Показана возможность построения адаптивной САУ асинхронным электроприводом на основе компенсационного метода идентификации активного сопротивления обмотки ротора с использованием последовательной АМ объекта идентификации.
          В качестве критерия идентификации предложен нечеткий критерий, использующий составляющие преобразованных токов статора и потокосцепления ротора. Рассмотрены свойства критерия при расстройке параметров АМ и ИО.
          Обоснован помехоустойчивый алгоритм настройки АМ с переменным коэффициентом усиления, позволяющий обеспечить заданное время сходимости и качество процесса настройки независимо от угловой скорости и момента нагрузки АД.
          Предложена структура адаптивной САУ асинхронным электроприводом, в которой АМ одновременно выполняет роль регуляторов электромагнитного момента и потокосцепления ротора при любом законе частотного управления.