ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ
Биография | Резюме | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске

Индивидуальный раздел

Эволюция гитары

Музыка – средство выражения человеком своего внутреннего мира, мыслей и чувств, а также отношение и отображение явлений внешнего вида. Через нее мы обретаем себя, узнаем свое истинное «я». «Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка». (В. Сухомлинский)

Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка — могучее средство самовоспитания.

С самых ранних лет меня завораживали звуки акустической гитары. Шли годы — я взрослела, а вместе тем росла моя любовь к музыке, особенно к гитарным партиям. Очень большое влияние на мое восприятие гитары оказали такие великие гитаристы как Joe Satriani, Steve Vai, Jimmy Page, John Petrucci, Carlos Santana и другие. Моя любовь к гитаре не дает покоя и сейчас, поэтому свой индивидуальный раздел я посвятила гитаре.

Существует большое количество музыкальных направлений, но большинство из них без гитары не то, чтобы не невозможны, а попросту не существуют.

В некоторых направлениях и стилях она играет превалирующую роль — речь идёт о рок-н-ролле и его производных, вплоть до Heavy, а также Doom/Death и Black Metal (самых тёмных и, подчас, злобных музыкальных стилях). Без гитар всё вышеперечисленное невозможно. Электрогитару используют и в ряде других музыкальных стилей — в разной степени [1].

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. сетар — трёхструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке [2].

История гитары восходит к седой древности, ее колыбелью были страны Ближнего и Среднего Востока, где она появилась несколько тысячелетий назад. Слово "гитара" — санскритского происхождения, от слова "кутур", что означает "четырехструнный". На древнеегипетских пирамидах и ассирийских архитектурных памятниках встречаются иероглифы, изображающие музыкальный инструмент наблу, по форме отдаленно напоминающий гитару. Интересно, что таким же иероглифом у древних обозначались понятия "добро", "хорошо", "красиво".

За давностью времен трудно с достоверностью сказать, от какого именно инструмента произошла гитара, но после настойчивых и многолетних исследований ученых можно предположить, что прототипом гитары был шумеро-вавилонский киннор, упоминаемый еще в библейских сказаниях. Первое изображение киннора можно видеть на глиняном барельефе середины III тысячелетия до нашей эры при археологических раскопках в Месопотамии. Инструмент имеет продолговато-округлый корпус и длинный гриф [2]. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Первое изображение киннора
Рис. 1 — Первое изображение киннора

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III — IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары [4].

В первых веках н. э. в средиземноморских странах Европы была распространена латинская гитара, родственная греческой китаре. Была известна и ближайшая родственница гитары — лютня. Название "лютня" происходит от арабского слова "эль-ауд", что означает "деревянный" или "благозвучный". Есть предположение, что лютню и гитару занесли в Европу арабы — через завоеванную ими в VIII веке Испанию.

Гитаристка (около 1670 г.), Ян Вермеер
Рис. 2 — Гитаристка (около 1670 г.), Ян Вермеер

Гитара была трех- и четырехструнной. Играли на ней пальцами или плектром (костяной или черепаховой пластинкой). В веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Струны ставились двойные, иногда первая струна ("певунья") была одинарной. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила в Испании, где она стала подлинно народным инструментом. С прибавлением пятой струны и увеличением ее художественно-исполнительских возможностей гитара начинает успешно конкурировать с лютней и виуэлой, своей предшественницей, и постепенно вытеснять их из музыкального обихода.Появляется целый ряд талантливейших виртуозови композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень.

Во второй половине XIX века появляется шестиструнная гитара (по утверждению историков — опять в Испании). С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде она существует и до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Начинается "золотой век" гитары. Вообшем развитие гитары шло трудным путем,но гитара стала такой как вы ее видите сейчас [2].

Испанская гитара (фламенко)
Рис. 3 — Испанская гитара (фламенко)

Еще 120 — 130 лет назад в Европе и Америке был популярен всего один вид гитар. В разных странах использовали разные системы настройки, а кое-где даже меняли количество струн (В России, например, струн было семь, а не шесть). Но по форме все гитары были весьма похожи — относительно симметричные верхняя и нижняя части деки, которая сходится с грифом на 12-ом ладу. Небольшие размеры, прорезная ладошка, широкий гриф, веерообразное крепление пружин и т.д. — все это характеризовало данный вид гитар.

Фактически вышеописанный инструмент по форме и содержанию напоминает сегодняшнюю классическую гитару. А форма сегодняшней классической гитары принадлежит испанскому мастеру Торресу, который как раз и жил около 120 лет назад [3].

     Многочисленные американские джазовые и блюзовые бэнды 1920-х и 1930-х годов использовали акустическую гитару, однако её почти не было слышно, посему она оказалась на должности исключительно ритм—инструмента. Да и там её слышно было еле-еле, несмотря на то, что с конца XIX века было предпринято немало усилий для повышения громкости этого инструмента, в частности — изменения формы резонаторного ящика и изобретение стальных струн. Так или иначе, гитаре иной раз предпочитали банджо — за более яркий звук.

Первые известные эксперименты с усилением гитарного звука при помощи электричества, относятся к 1923 году — когда некий инженер и изобретатель Ллойд Лор (Lloyd Loar) изобрёл электростатический звукосниматель, фиксировавший колебания резонаторного ящика струнных инструментов. На рынке, однако, его изобретение провалилось.

В 1931 году Жорж Бошам (George Beauchamp) и Адольф Рикенбакер (Adolph Rickenbacker) придумали электромагнитный звукосниматель, в котором электрический импульс пробегал по обмотке магнита, создавая электромагнитное поле, в котором усиливался сигнал от вибрирующей струны.

Их инструмент, когда он появился, немедленно обозвали "сковородкой" — и не просто так: во-первых, корпус был цельнометаллический. Во-вторых, по своей форме инструмент действительно до безобразия напоминал сковороду с непропорционально длинной "ручкой" — грифом. Но в итоге это оказалась первая жизнеспособная и конкурентноспособная электрогитара.

Гитара Gibson конструкции Леса Пола
Рис. 4 — Гитара Gibson конструкции Леса Пола

К концу 1930-х годов многочисленные экспериментаторы начали скрещивать ужа с ежом, и встраивать звукосниматели в более традиционно выглядящие испанские гитары с полыми корпусами. Однако тут их ждали изрядные неприятности в виде резонансных наводок (feedback), искажений и прочих посторонних шумов [1].

Сорта дерева влияют не только на звук, но и на будущий стиль музыки, которая будет играться на этих инструментах. В зависимости от сорта дерева некоторые инструменты лучше звучат в студии, а другие лучше на сцене. Это зависит и от усиления и настроек распределительного пульта. Но это уже отдельная история [3].

В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. Электрогитары изготавливают из дерева. Самые распространенные: ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён.

Гитара Jackson
Рис. 5 — Гитара Jackson

Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1952 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, Jackson и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире [5].

Джимми Хендрикс
Рис. 6 — Джимми Хендрикс

В мире очень много известных гитаристов, которые считаются мастерами своего дела. Joe Satriani, Steve Vai, Yngwie Malmsteen, Jimmy Page, John Petrucci, Carlos Santana... и многие другие [5].

Перечень ссылок

  1. История появления электрогитары: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evolutsia.com
  2. История появления гитары: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fdstar.com
  3. Подборка гитар: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ok.ya1.ru
  4. Гитара: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.or
  5. История появления гитары: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kp.ru


Биография | Резюме | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске