Свердловск — территория беды!

И.Ковальчук


Источник: Зhttp://maidan.org.ua/static/mai/1182695859.html


С терриконов в атмосферу выбрасывается более чем 65 000 тонн вредных веществ в год. Полигоны и терриконы отходов занимают площадь около 165 тыс.га, что около 4% территории Украины. По данным Института экогигиены и токсикологии АМН Украины, ежегодно на каждого украинца приходится более 95 кг вредных веществ. В прошлом году, по данным Госкомстата, от 14,7 тысячи промышленных предприятий Украины в атмосферу попало более 4,5 млн. тонн вредных выбросов (газообразных и жидких веществ). За период с 1 января 2006 года по 1 августа 2006 года населения Луганской области сократилось на 17,6 тыс. человек. В Донбассе расположены 1257 терриконов, из них для 355 характерны процессы самовозгорания угля. По загрязнению окружающей среды Луганская область находится на третьем месте в Украине после Донецка и Днепропетровска. Люди на Донбасе умирают не от старости, а от заболеваний жизненно-важных органов, которые дают оценку состояния окружающей среды. За прошлый год в атмосферу луганщины было выброшено 50 тысяч тонн загрязняющих веществ. Основной источник загрязнения – предприятия. По словам заместителя начальника Госуправления экологии и естественных ресурсов в Луганской области Анатолия Ененко, руководители предприятий всех форм собственности пренебрегают правилами экологической безопасности.

В процессе горения терриконов в атмосферу выделяется большое количество двуокиси серы, что ведет к выпадению кислотных дождей, углекислого газа, лежащего в основе «парникового эффекта» и влияющего на процессы изменения климата. Зачастую горение отвалов связано с нарушением технологии формирования (недостаточное уплотнение породной массы, отсутствие изолирующего слоя по контуру яруса и между ярусами), отсутствием защитных мероприятий, желания предприятий вкладывать деньги в экологию и хранение отходов. Добывая уголь, шахты формировали отходы советским способом «на авось», зачастую годами, не проводя исследований и противопожарных мер на своих объектах. Заниматься отходами угольной отрасли не хотел никто ни в эпоху СССР, ни сейчас. Тему экологии партийные боссы использовали формально для усиления политических программ. Но деньги на улучшение санзон, отселение людей, рекультивацию терриконов выделялись регулярно. «Экология» на Донбассе была и есть прибыльным делом. Население, живя рядом с терриконами, не догадывалось об опасном соседстве и из-за абсолютной экологической, да и общей правовой неграмотности, и не било тревогу. И все было бы замечательно, если бы природа не устала от издевательств и не взяла свое. Химические процессы десятками лет шедшие в глубинах терриконов вырвались наружу огромной проблемой- многотысячные горы отходов угольной промышленности начали гореть. Гореть, убивая все живое в округе выделяемым «коктейлем Менделеева». Именно такое название дали в общественной организации «Эко-регион» составу выделяемых терриконом вредных веществ. Почему? Судите сами.

При горении рукотворных гор выделяются наиболее токсичные газообразные вещества: сернистый ангидриат , оксид углерода и сероводород. Образуются в процессах горения оксид серы (IV), взвешенные частицы, образующиеся в результате сгорания, обычно имеют размер менее 1 мкм, так что они могут легко приникать в легочные альвеолы. Содержать эти пылинки такие опасные вещества, как асбест, тяжелые металлы, мышьяк. Попадая в легкие, они вызывают не только запыленность, но и влекут за собой необратимые процессы отравления организма. Дети уже к 7 годам имеют 5 % запыленности легких. Это вызывает снижение роста, болезни сердца, заболевания центральной нервной системы, сказывается на умственных способностях. В загрязненной атмосфере, присутствуют соли, оксиды, соединения азота, серы, различные металлы и радионуклиды, алюминий, кальций, углерод, железо, калий, натрий, кремний, медь, свинец, титан и цинк, бериллий, висмут, хром, кобальт, цезий, литий, магний, никель, рубидий, селен, стронций, ванадий. Все это называется экотоксиканты - ядовитые химические загрязнители окружающей среды, способные долгое время сохраняться и накапливаться в организме человека, оказывая не него длительное токсическое воздействие. Например, количество ртути, кадмия, кобальта, мышьяка в них в санзонах терриконов в 3-8 раз превышает количество добываемых металлов. Один котлоагрегат современной ТЭЦ, работающий на угле, за год выбрасывает в атмосферу в среднем 1-1,5 т паров ртути. То же происходит и в процессе горения террикона. Тяжелые металлы сравнительно быстро накапливаются в почве и крайне медленно из нее выводятся: период полуудаления цинка - до 500 лет, кадмия - до 1100 лет, меди - до 1500 лет, свинца - до нескольких тысяч лет. Диоксид серы - бесцветный газ, который выделяется при горении террикона, снижает способность крови переносить кислород к тканям. Каждая млн-1 СО приводит к связыванию с 0,165 % гемоглобина крови с образованием карбоксигемоглобина, может усугублять симптомы сердечно-сосудистых заболеваний, кровоизлияний, потери памяти, расслоение роговицы. Содержание 2-5 % приводит к нарушению психомоторных функций, а более 5 % - нарушения сердечной деятельности и дыхания. Содержание карбоксигемоглобина более 10 % приводит к головной боли, утомляемости, сонливости, снижению работоспособности, коме, остановке дыхания и смерти.

Мышьяк - При насыщении организма предельно-допустимой нормой мышьяка наблюдаются резко выраженные признаки расстройства желудочно-кишечного тракта, чувство жжения и металлического вкуса во рту. Отмечается резкая общая и сердечная слабость, резкое снижение кровяного давления, потеря сознания. Наиболее быстро под влиянием мышьяка разрушается нервная ткань. Кадмий опасен в любой форме, он смертелен при дозе выше 30 мг. Может вызвать нарушение ферментного обмена, разрушение нервной и костно-мышечной системы. Самые ранние симптомы - белок в моче, дисфункция нервной системы, острые костные боли. Свинец - давно известен своим токсичным действием на организм человека. Отравление свинцом проявляется неспецифическими симптомами: вначале повышенная возбудимость и бессонница, позже утомляемость и депрессия. Более поздние симптомы заключаются в расстройстве функции нервной системы и в поражении головного мозга. Свинец, также как и другие тяжелые металлы, кадмий, ртуть, отрицательно влияет на глазную сетчатку и ухудшает зрение.

Экотоксиканты могут попадать в организм человека из воздуха в виде мельчайших частичек, образующихся при сгорании угля, дымов и выбросов плавильных печей и различных производств, связанных с обработкой металлов. Источником заражения могут быть воздух, почва, вода и растительная пища, выращенная на загрязненных землях в СЗЗ породных отвалов. Поэтому отравление может произойти через дыхательные пути, кожные покровы и пищевой тракт. Отравления экотоксинами могут быть острыми - вследствие однократного воздействия и протекать бурно. Хроническими - в результате длительного воздействия и накопления вредных, веществ, проявляются тошнотой и рвотой, сужением или расширением зрачков, вялостью и сонливостью, нарушение сердечного ритма и артериального давления. Хронические отравления экотоксинами т.е. накопление в организме вредных веществ и их влияние население воспринимает, как заболевания и не связывает ухудшение здоровья с опасным соседом. Специалисты МЧС советуют в случае попадания в зону загрязнения необходимо немедленно покинуть ее, обеспечив защиту кожных покровов и дыхательных путей от соприкосновения с зараженной средой.

Но как быть тем, кто проживает в этой зоне постоянно, более того, живет, не зная о возможных причинах своих заболеваний? Не имея информации о состоянии природной окружающей среды в санзоне породных отвалов и предприятий, о состоянии атмосферного воздуха, человек не связывает ухудшение своего состояния с горящим рядом породным отвалом или находящимся предприятием. Вопросы доступа к информации отражены в Конституции Украины – основном законе государства, Законах Украины «Об охране природной окружающей среды» ,Об информации», «Об обращениях граждан», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «Об охране атмосферного воздуха».Важным документом является международная Оргусская Конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Ст. 50 Конституции Украины гласит: «Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов питания и предметов быта, а также право на её распространение. Такая информация никем не может быть засекречена». Почему информированием граждан не занимается местная власть? Почему защищает предприятие-загрязнитель? Ответ на эти вопросы прост- предприятию легче заплатить 1 чиновнику, чем сотням людей, дышащих отравленным воздухом. Но люди имеют право на жизнь, право, подтвержденное действующим законодательством, а проживая рядом с промышленными отходами и приобретая десятки заболеваний, право на жизнь приобретает другой смысл- право на выживание. Украинское законодательство заботится о тех, кто волей судьбы попал в санитарно-защитную зону предприятия. Согласно закону Украины "Об охране атмосферного воздуха" под санитарно - защитной зоной (СЗЗ) понимают специально организованную территорию (озелененную), которая устанавливается от источника загрязнения атмосферы, например, породного отвала, до границы жилой застройки, оздоровительных учреждений, мест отдыха, садоводческих товариществ и других приравненных к ним объектов. Границы санитарно- защитной зоны устанавливают исходя из максимально возможной мощности выброса вредных веществ от всех источников на данном предприятии, фонового загрязнения атмосферы и розы ветров в данном населенном пункте, с обязательным требованием того, чтобы на границе, т.е. перед зоной обитания людей, концентрация вредных веществ в приземном слое атмосферы не превышала предельно- допустимую, максимально-разовую концентрацию (ПДКМ). При ПДКМ, человек без риска для своего здоровья может дышать загрязненным воздухом не более 20 минут. Закон предусматривает, что в случае нарушения установленных размеров и режима санитарно- защитной зоны и возникновении необходимости в отселении населения или выводе из этой зоны, мест отдыха людей, предприятия, учреждения или организации, местные органы исполнительной власти, местные органы самоуправления должны решать вопросы о финансировании необходимых работ и сроках их реализации. Положение о санитарно - защитных зонах существует только в законодательстве постсоветских стран. В западных странах природоохранное законодательство не допускает существования на территории города промышленных объектов, а за пределами границ предприятия, превышения концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе и ответственность за нарушение этого положения оно возлагает на предприятия.

Согласно украинскому законодательству предприятие-загрязнитель совместно с местной властью должно думать, как обустроить СЗЗ. Понятно, что в городах Донбасса, где основной состав Городского совета состоит из представителей руководящего состава крупных предприятий - основных загрязнителей атмосферы города, трудно надеяться на то, что мэр заставит предприятия потратиться на выселение людей из СЗЗ, хотя и имеет на это право. Закон Украины «Об охране окружающей среды» предполагает определение экологически неблагоприятных зон и гарантирует компенсацию вреда, принесенного здоровью и имуществу граждан из-за нарушения законодательства. Более того, по ст. 10 этого Закона и статье 50 Конституции Украины, граждане имеют право на безопасные для жизни и здоровья условия. А Конституцией к тому же гарантируется и возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Нам гарантируются права на безопасную окружающую среду и компенсацию, если среда не является таковой. Регионам положено финансовое возмещение за "плохую" экологию. Граждане могут воспользоваться действующими нормами имущественного права (Гражданский кодекс, гл.82 "Возмещение вреда»). Общественная организация «Эко-регион» г.Свердловска Луганской области уже сообщала, что в центре жилого поселка ш.1-2 Свердлова, горит террикон высотой более 80 метров. С момента горения породного отвала прошло 3 года, с момента регистрации общественной организации – чуть больше полгода. Сегодня, мы не попытаемся осветить существующую проблему Донбасса, об этом написано и сказано очень много. Проведя полугодовую работу по мониторингу породных отвалов Свердловска и общей ситуации с охраной природной окружающей среды в городе, общественная организация «Эко-регион» с уверенностью заявляет - Свердловск-территория беды.

На территории г.Свердловска 40 породных отвалов, 18 из которых горят. 12 горящих терриконов принадлежит ГП "Свердловантрацит", 6- ГП ОД "Луганскуглереструктеризация". Практически возле каждого из них живут люди. Вокруг горящих отвалов расположены огромные поселки: ш. 1-2 Свердлова, Харьковский, им.Володарского, ш.25, Комсомольский (ш.»Центросоюз»), ш.3-бис, г.Червонопартизанск. Два террикона горят в центре самого города – это породные отвалы бывшей шахты Войкова. Горят все они на протяжении десятка лет. На протяжении 3-х сроков правления «мэра из народа», бывшего шахтера, истинного патриота своей страны, члена Партии Регионов А.И.Шмальца.

Несмотря на то, что терриконы горят уже порядка 15 -20 лет, этой проблеме никто не уделял внимания. Проведя мониторинг СМИ г.Свердловска мы выяснили, что на протяжении их существования ни разу не была напечатана информация о радиационном фоне, состоянии атмосферного воздуха, состоянии санитарно-защитных зон. Право народа Украины на получение такой информации определено Конституцией Украины, действующим законодательством и Международными конвенциями, ратифицированными Верховной Радой Украины, как и право на проживание в экологически безопасных условиях, право на чистый воздух, право на здоровье и жизнь… Но что сделано органами местного самоуправления города для того, чтобы защитить и обеспечить исполнения прав граждан Украины? Что сделано для того, чтобы заставить предприятия - загрязнителей перестать нарушать Законы и работать над улучшением природной окружающей среды и реконструкцией санитарно-защитных зон? Почему люди, проживая в таких условиях и вдыхая такой «коктейль» не получают возмещения ущерба причиненного их здоровью? Почему городская власть не следит за экологией города? На эти вопросы мы и пытались получить ответ, посылая десятки писем и запросов, стуча в кабинеты мэра и руководства ГП «Свердловантрацит», изучая законодательство и проводя опросы населения. Активисты общественной организации «Эко-регион» провели мониторинг заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет на одном из поселков города Свердловска, в центре которого третий год горит террикон- поселке ш.1-2 Свердлова . Мониторинг проведен на основании заболеваемости детей в зависимости от наличия зоба (на 1000 детей). Дети, проживающие в районе поселка ш.1-2 Свердлова и квартала Пролетариат Донбасса чаще всего страдают болезнями эндокринной системы, нарушением обмена веществ, снижением иммунитета, психическими расстройствами и болезнями нервной системы ( ДЦП),болезнями системы кровообращения(ВСД), болезнями органов дыхания, болезнями органов пищеварения. На фоне йодной недостаточности у жителей указанного района (осмотрено 1000 чел.) обнаружен эндемический зоб, который особенно опасен для детей, так как на его фоне возрастает уровень распространения большинства социально значимых заболеваний. Помимо клинически очерченных болезней дети с зобом имеют повышенную чувствительность к холоду, сухость кожи, ломкие волосы и ногти, снижение интеллекта в легкой степени до тяжелых форм эндемического кретинизма и двигательных нарушений. У детей отмечаются пониженные способности к обучению, выполнению школьных заданий или конкретной работе руками, нарушение концентрации внимания, уменьшение объема кратковременной памяти, появление двигательных расстройств. 50 детей 30 имеют снижение гемоглобина. Кислородное голодание проявляется замедленной реакцией, сонливостью, головными болями, апатией. 40 из 100 детей имеют астму. 70 из 100 детей- вегетососудистую дистонию, проблемы с давлением. На 100 родившихся детей в период с 2005 по 2007 год- 5 умерших до года от врожденных пороков сердца, 35 , родившихся с тяжелыми заболеваниями, 7- ДЦП.

Для того, чтобы провести такой опрос нашим активистам пришлось потратить более 2-х месяцев , пройти десятки улиц и сотни дворов. Такая статистика по проживающим в СЗЗ в городе просто не ведется. Есть общая статистика заболеваемости и смертности населения, но нет, опять же в нарушение постановления МОЗ, статистики заболеваемости в СЗЗ экологически опасных объектов, анализа возможного влияния вредных веществ на организм проживающих в СЗЗ. Анализ зависимости заболеваний от наличия в СЗЗ повышенного содержания вредных веществ в городе то же не ведется. Предприятия, владельцы объектов повышенной экологической опасности, не имеют проекта СЗЗ, ( в частности горящий породный отвал ш.1-2 Свердлова проекта СЗЗ не имеет, реконструкция и озеленение СЗЗ не проводилось более 20 лет), не ведут предприятия учет проб атмосферного воздуха, отходы производства хранятся без ограждения и выполнения предупредительных мер по возгорания отходов ( тот же террикон не огражден, дома расположены на расстоянии 30-50 м, не проводилась вспашка территории, досыпка 2-го плоского террикона проводилась без выполнения программы ОВОС, досыпка осуществлялась с нарушением проекта). Список нарушений можно перечислять, но, мы все логично понимаем, что, естественно предприятиям не выгодно вкладывать деньги в экологию, более того выплачивать компенсацию населению ( попробуй, докажи, что твои болезни следствие горения террикона). Но кто же должен следить за нарушителями, обеспечивать правопорядок, законность и исполнение Конституции на данной территории? Ответ прост, как и Закон «О местном самоуправлении», которым на органы местного самоуправления ( мэра города, исполком, депутатов) возложены широкие полномочия для привлечения нарушителей к ответственности. Мы изучили указанный закон Украины, а вместе с ним еще два десятка Постановления, Указов и Законов, которые предоставляют гражданам право на возмещение ущерба, а представителям власти дают полномочия защищать права, жизнь и здоровье своих граждан.

«Терриконы горят везде и их потушить нельзя», - аргументировал такое количество горящих отвалов мэр города Свердловска А.И.Шмальц. Но в соседней Донецкой области проблема терриконов уже давно решена при помощи инвесторов, купивших породные отвалы, а так же д.т.н. профессоров В.В. Осокина и М.П.Зборщика, разработавших быструю и дешевую технологию тушения терриконов, которая с успехом применяется в России. Решена эта проблема и в соседнем городе Ровеньки, где 50 терриконов, но горит 4, да и то 2 уже тушат. Значит, проблему решить можно. Но наши доводы, предложения и разработки городскому органу местного самоуправления не нужны. Нас убеждают, что горение терриконов - проблема не решаемая, дорогостоящая, а ГП «Свердловантрацит», как градообразующее предприятие трогать вообще нельзя (???!!!), даже если оно нарушает законы. В итоге, наш город имеет 18 терриконов-убийц. Стоит отметить, что по характеру и степени техногенного загрязнения выбросами в атмосферу в зоне действия угледобывающей промышленности выделяются три зоны: - зона непосредственного загрязнения, 0,5 км от источника загрязнения. Чернозем утрачивает по всем параметрам присущие ему свойства до глубины 60 см; транзитная, 0,5...2 км. Характерно повышенное содержание серы, декальцинация поглощающего комплекса до глубины 40 см; аккумулятивная, 2...5 км. Выделяется повышенным содержанием углерода, тяжелых металлов в пахотном горизонте почвы.

Горящий породный отвал имеет Санитарно-защитную зону 500 м, не горящий- 300 м, разнос вредных веществ и продуктов горения по розе ветров до 3-х км. Исходя из этого, наш город является сплошной санитарной зоной, в которой проживание становится опасным. В механической защитной зоне породного отвала ш.1-2 Свердлова по информации главного санитарного врача города В.И.Бескровного 162 жилых дома, которые расположены от 20 до 100 метров от отвала. Всего на поселке проживает более 5 тысяч человек. О какой экологической политике или правах человека в г.Свердловске может идти речь, если город живет без Программы экологического развития, Программы природоохранных мероприятий города. Программы развития и реконструкции СЗЗ. Получается, Президент и Премьер-министр издают Программы, Положения и Указы для защиты Конституционных, экологических и санитарно-эпидемиологических прав граждан, а органы местного самоуправления г.Свердловска их игнорируют. Живем по Свердловским Законам и Свердловской Конституции? Как доказательство: депутаты городского совета несколько раз подряд единогласным голосованием на сессии разрешили предприятиям – загрязнителям перенести на неопределенное время сроки тушения породных отвалов… Партия Регионов обещала «покращення життя вже сьогодн1». Полное игнорирование Конституции Украины и Законов Украины уже показали нам на примере 12 горящих породных отвалов, как политики могут улучшать нашу жизнь. Своими поступками представители Партии Регионов г. Свердловска полностью дискредитировали эту партию. Продолжительность жизни свердловчан не превышает 55-65 лет. У людей не хватает пенсионных средств, чтобы предупредить заболевание или пройти современную диагностику. Доживать до пенсионного возраста будут не все. Непонятно, почему предприятия-загрязнители пользуются «льготами» у органа исполнительной власти, который, имея все полномочия, чтобы защитить свой народ, принимает решения в пользу нарушителей. Выступая на одном из заседаний рабочей группы исполкома, руководитель общественной организации «Эко-регион» Елена Степанец заявила: «По сравнению вами, депутатами, фашисты были намного гуманнее. Они убивали в газовых печах быстро, а вы разрешая предприятиям переносить сроки тушения терриконов- убиваете нас медленно. Ст.28 Конституции Украины гарантирует, что "никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, нечеловеческому обращению"- то что мы живем в газовой камере это пытка. Мы умираем страшной мучительной смертью. Вы считаете это конституционно? Мы имеем право на жизнь и здоровье. Такими решениями вы отняли у нас эти права».

ГП «Свердловантрацит» являющееся загрязнителем природной среды, нарушая Законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «Об отходах», «Об объектах повышенной опасности» с 2005 года занимается отписками, платит начисляемые штрафы, и просит в очередной раз пересмотреть сроки тушения отвала. Мэр города разводит руками, проводит согласно графику заседания по ЧС с рабочей группой, в которую почему-то не вошли ни представители общественности, ни главный санитарный врач города, ни начальник управления экологии города. Основной мерой предупреждения отравления токсичными металлами является предупреждение экологических катастроф. Горение в 12 терриконов в одном городе, по мнению общественной организации «Эко-регион», является катастрофой. По требованию общественной организации Свердловской горСЭС был проведен ряд замеров атмосферного воздуха на наличие вредных веществ их концентрации в приземном слое атмосферы для выяснения, не превышают ли они предельно- допустимую, максимально-разовую концентрацию (ПДКМ). В зоне СЗЗ породного отвала ш.1-2 Свердлова, который при попустительстве свердловских властей горит больше двух лет, ПДКМ превышают все исследованные вещества. По заключению главного санитарного врача города В.И.Бескровного пробы атмосферного воздуха в районе поселка ш.1-2 Свердлова не соответствуют гигиеническим нормам. Проживание в районе горящего породного отвала опасно для людей.

По факту незаконного решения городской сессии, по факту нарушения Законов Украины «Об охране окружающей природной среды»,«Об охране атмосферного воздуха» , «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» , «Об отходах» , «Об объектах повышенной опасности» ГП «Свердловантрацит», халатного отношения к своим обязанностям и бездействию, приведшему к ухудшению экологии г.Свердловска руководителем общественной организацией «Эко-регион» Еленой Степанец , главным санитарным врачом г.Свердловска В. И.Бескровным подан ряд обращений и жалоб в региональную природоохранную прокуратуру и прокуратуру г.Свердловска с просьбой немедленного прокурорского реагирования и возбуждения уголовного дела в отношении предприятий и должностных лиц. Теперь слово за прокурором города.