НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ (о статье В.И. Вернадского «О научном мировоззрении»)

Т.Е. Кривченко

Донецкий национальный технический университет


Источник: Тезисы доклада на первую научную конференцию магистрантов «Сучасна філософія техніки : основні принципи, проблеми та методи» Донецк, ДонНТУ.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) обладал исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром новых путей развития научной мысли. Он заложил основы комплекса, новых в настоящее время научных направлений и концепций. Прежде всего, это биогеохимия, радиоэкология, учение о живом веществе, биосфере и ноосфере, история науки и научного мировоззрения, науковедение, история философии.

Творческая деятельность любого ученого направлена, прежде всего, на получение нового знания. Сам процесс порождения этого знания рано или поздно подводит его к необходимости выработки устойчивых мировоззренческих установок с их последующей корректировкой с господствующим мировоззрением эпохи. Научная деятельность ученого В.И. Вернадского служит наглядным примером сложности этой проблемы и, одновременно с этим, возможности ее разрешения. В наше время, когда наука стала источником многих глобальных проблем современности, вопрос о научном мировоззрении, взаимосвязи науки и философии, науки и культуры, вновь стал исключительно актуальным.

Цель данной работы - раскрыть содержание, смысл и развитие научного мировоззрения, а так же взаимосвязь науки и философии с позиции В.И. Вернадского.

Эту цель можно реализовать решая следующие задачи:

1. Определить сущность научного мировоззрения в понимании В.И. Вернадского;

2. Определить позицию В.И. Вернадского по отношению к взаимосвязи науки и религии;

3. Отличие работы ученого от работы философа.

Научное мировоззрение – это, прежде всего, отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины.

Эта мысль нашла свое отображение в статье В.И. Вернадского «О научном мировоззрении». Статья «О научном мировоззрении» впервые была опубликована еще в 1902 году в журнале «Вопросы философии и психологии», а потом несколько раз еще при жизни Вернадского переиздавалась в разных сборниках с очень небольшими исправлениями. Это первая философская работа В. И. Вернадского, важная по формулировке тех взглядов, которыми проникнуто его дальнейшее творчество. Он заявляет в ней о существовании реальной, независимой от нашего сознания действительности, представление о которой является научным мировоззрением, меняющимся по мере открытия новых фактов, новых природных явлений.

В.И. Вернадский определял научное мировоззрение так: «Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным, религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием. Научное мировоззрение не является синонимом истины точно так же, как не являются ею и интуитивное мировоззрение, религиозные и философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа». Обобщив слова В.И. Вернадского можно дать определение:

Научное мировоззрение – это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом. Метод, лежащий в основе научного мировоззрения, является не только орудием получения знаний, но и средством их проверки. Принципиальной особенностью научного мировоззрения является то, что общие законы природы, как составная часть научного мировоззрения, являются общеобязательными для всех.

В своих многочисленных работах Вернадский четко показал важность, необходимость и полезность исторического подхода к изучению науки, научного мировоззрения.

Он сумел собрать огромный фактический материал по этому вопросу, определить цели и задачи истории науки. Проводя сравнительный анализ фактического материала, Вернадский выявил факторы (положительные или отрицательные), влияющие на развитие науки во времени и пространстве, определил роль общества и социальных условий в этом процессе. Как истинный ученый не останавливаясь на сборе фактов и свидетельств, им был изучен эволюционный ход развития науки.

В.И. Вернадский в полной мере раскрыл понятие «мировоззрение», а также его содержание, смысл и взаимосвязь с научной истиной и научным знанием. Часто приходится слышать, что то, что научно, то правильно и является чистой и неизменной истиной. На самом же деле такое суждение не верно. Неизменная научная истина – это тот далекий идеал, к которому и стремиться наука. Только некоторые части научного мировоззрения имеют неопровержимые доказательства, соответствуют формальной действительности и являются научными истинами.

В.И. Вернадский считал, что научное мировоззрение не является чем-то законченным, ясным, готовым; оно достигается человеком постепенно, долгим и трудным путем. Научное мировоззрение всегда проникнуто стремлением человечества расширить пределы знания и охватить мыслью все окружающее. Из бесчисленного множества фактов и явлений научное мировоззрение обусловливается только не многими основными чертами. Правильность включения факта, явления в науку всегда проверяется научным методом.

Науку рассматривал Вернадский, как неотъемлемую часть социальной теории. Он считал, что научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества, такими как религия, искусство, философия. То есть основы и движущие силы научного познания заключены в практической деятельности человечества; научное мировоззрение складывается и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки тесным образом связано с развитием философии и другими формами духовной культуры.

Из всего выше сказанного не остается никаких сомнений, что творческое наследие Владимира Ивановича Вернадского обширно и многообразно и каждый человек или поколение изучающие его будут по-новому осмысливать его труды, взгляды, учения.


Вернуться в электронную библиотеку 

© ДонНТУ 2011 Кривченко Т.Е.